3-4 апреля текущего года в Самарканде пройдёт первая в истории встреча на высшем уровне между Европейским союзом и странами Центральной Азии. Это знаковое событие откроет новую главу в отношениях между регионами, демонстрируя переход к качественно новому уровню многостороннего взаимодействия. Сам факт организации такого диалога свидетельствует о сильной заинтересованности ЕС в развитии сотрудничества и его приверженности укреплению партнёрских отношений с центральноазиатскими государствами.

Как заявил в преддверии мероприятия Президент Европейского Совета Антониу Кошта, «мы живем в мире хаоса и фрагментации, где единственным возможным решением для ЕС является укрепление партнерств ради мира и процветания. В многополярном мире необходимо более активное и адресное взаимодействие. Первый саммит ЕС – Центральная Азия будет способствовать укреплению наших обязательств по совместному обеспечению мира, стабильности и устойчивого прогресса».

Не менее значимым стало заявление заместителя председателя Еврокомиссии Маргератиса Схинаса о том, что «ЕС с особой серьезностью рассматривает Центральную Азию в условиях современной геополитической турбулентности. В период, когда мир становится все более нестабильным и небезопасным, именно Центральная Азия остается регионом позитивных изменений. Наше сотрудничество с Центральной Азией не является чем-то разовым, мы настроены на долгосрочную перспективу».

Комментируя активизацию сотрудничества между ЕС и Центральной Азией, наблюдатели отмечают, что в последние годы оно приобретает устойчивый, системный и взаимовыгодный характер.

Формирование правовых и институциональных основ партнерства

С момента появления новых независимых государств в Центральной Азии Европейский Союз начал работу по установлению с ними партнёрских двусторонних связей. Вместе с тем следует отметить, что с 1991 года становление и развитие стратегии ЕС в Центральной Азии прошло несколько важных этапов, которые обусловлены изменениями в системе международных отношений, динамикой европейской интеграции (расширение и углубление), ролью Центральной Азии в мировой политике (энергоресурсы, транзит, человеческие ресурсы, геостратегическое расположение). 

Первой масштабной программой этого сотрудничества стала «Техническая помощь Содружеству независимых государств» (TACIS, 1991-2006 гг.), оказывавшая поддержку странам региона в проведении политико-экономических реформ, переходе к рыночной экономике и укреплении верховенства права. Всего в рамках этой инициативы было реализовано свыше 3 тысяч проектов на общую сумму более 7 миллиардов евро. 

Ключевым достижением TACIS стало заключение Соглашений о партнёрстве и сотрудничестве со странами Центральной Азии. 

Важно отметить, что в 1990-х годах политика ЕС в Центральной Азии носила выраженную ресурсную направленность. ЕС рассматривал регион главным образом как источник энергоресурсов, активно продвигая транспортно-логистические проекты (ТРАСЕКА), направленные на обеспечение поставок углеводородов в Европу.

После 2001 года акценты сместились в сторону сотрудничества в сфере безопасности. Основными приоритетами стали борьба с терроризмом и наркотрафиком из Афганистана. В этот период также стартовали Программа управления границами (БОМКА) и Программа по предотвращению распространения наркотиков (КАДАП) в Центральной Азии.

Следующим важным этапом стало принятие в 2007 г. первой Стратегии ЕС в отношении Центральной Азии(для восточноевропейских государств СНГ была разработана отдельная программа – Европейский инструмент добрососедства и партнерства). Этот период ознаменовался началом восприятия Центральной Азии как единого региона. Был также создан механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел стран ЕС и ЦА.

В рамках Стратегии были реализованы различные проекты – от региональных, экологических и энергетических до инициатив в сферах безопасности, прав человека и верховенства закона. Вместе с тем, по мнению экспертов, первая Стратегия ЕС не оправдала ожиданий, поскольку имела всеобъемлющий характер и содержала немало недостатков, что не позволило ей вызвать достаточный интерес у стран Центральной Азии.

Более того, в документ неоднократно вносились изменения с целью повышения его эффективности, однако внедряемые инициативы и совместные программы оставались ограниченными. Хотя Стратегия изначально была рассчитана на десять лет, её замена на новую программу произошла лишь спустя двенадцать лет.

Центральная Азия в новом измерении

Политика добрососедства и регионального партнерства, реализуемая Республикой Узбекистан под руководством Президента Ш.Мирзиёева, внесла значительный вклад в переосмысление центральноазиатской стратегии Европейского союза.

В результате совместных усилий в Центральной Азии сформировалась совершенно новая политическая атмосфера. За несколько лет были урегулированы многие проблемы, копившиеся десятилетиями. Как следствие, сегодня регион становится пространством взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития.

Другими словами, ЦА уже не просто мост между Востоком и Западом, каким его привыкли воспринимать, но и самостоятельный актор международных отношений.

В этом контексте показательно заявление тогдашнего заместителя председателя Европейской комиссии Ж. Барреля, сделанное в январе 2024 года на Форуме инвесторов по транспортному сообщению ЕС – Центральная Азия: «Центральная Азия была где-то в глуши, а теперь вы находитесь в центре всего».

Этот изменившийся взгляд на роль региона нашел отражение и в стратегическом подходе ЕС. Опираясь на ранее проделанную работу, при принятии новой Стратегии по Центральной Азии в 2019 г. ЕС руководствовался главным принципом – содействовать развитию регионального сотрудничества. Такой подход прослеживается в рамках реализации всех 10 направлений сотрудничества новой Стратегии (права человека, демократизация, образование, экономическое развитие, энергетика, транспорт, экология, водное хозяйство, межкультурный диалог, региональная безопасность).

Об этом также свидетельствуют применённые в тексте Стратегии новые термины, такие как «коннективность» (укрепление межрегиональной взаимосвязанности), «инклюзивность» (открытость региона для всех внешних  акторов) и «устойчивость» (способность предотвращать риски и угрозы), что полностью соответствует стремлениям стран Центральной Азии.

Сегодня государства региона, учитывая внутренние потребности и складывающуюся геополитическую ситуацию в мире, заинтересованы в привлечении европейских инвестиций, технологий и инноваций для решения приоритетных задач по обеспечению стабильности и устойчивого развития в таких сферах, как экономика, промышленность, энергетика, транспорт, человеческий капитал и изменение климата.

Многоплановое сотрудничество

Осознание и учет интересов стран Центральной Азии со стороны Европейского союза позволили значительно активизировать всестороннее сотрудничество в таких сферах, как политика, безопасность, торговля, инвестиции и культурно-гуманитарные связи.

В частности, укрепляется нормативно-правовая основа взаимодействия ЕС с ЦА. Брюссель в последние годы выстраивает отношения с пятёркой центральноазиатских государств посредством Соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС). На сегодняшний день Казахстан и Кыргызстан уже подписали такие соглашения с ЕС. В марте 2024 года Туркменистан подписал Протокол к СРПС, а Таджикистан и Узбекистан завершают работу над подписанием данного документа.

Дополнительный импульс развитию сотрудничества придала Совместная дорожная карта по углублению связей между ЕС и Центральной Азией, принятая в октябре 2023 года. 

Она охватывает ключевые направления взаимодействия, включая межрегиональный политический диалог, расширение торгово-экономических связей, развитие энергетики, формирование климатически нейтральной экономики и решение общих проблем безопасности.

Страны ЕС и Центральной Азии поддерживают активный политический диалог на высшем и высоком уровнях. В октябре 2022 года в Астане и в июне 2023 года в Бишкеке состоялись две встречи лидеров, в ходе которых стороны рассмотрели перспективные направления сотрудничества и подтвердили приверженность дальнейшему укреплению всеобъемлющего партнерства.

Кроме того, прошел ряд министерских встреч, последняя из которых состоялась 27 марта 2024 года в Ашхабаде. На ней обсуждалась подготовка к предстоящему саммиту ЕС – Центральная Азия в Самарканде, а также широкий круг вопросов, включая региональные последствия текущей геополитической ситуации, развитие транспортной и цифровой взаимосвязанности, сотрудничество в сфере энергетики, водных ресурсов, торговли, образования и науки.

Укрепление политического диалога открывает новые возможности для расширения торгово-экономических связей и развития производственной кооперации. Европейский союз остается крупнейшим инвестором в Центральной Азии, обеспечивая более 40% прямых иностранных вложений за последние десять лет (свыше 100 миллиардов евро). Взаимодействие охватывает ключевые отрасли, включая фармацевтику, строительство, энергетику и сельское хозяйство.

Одной из стратегических сфер партнерства стало освоение и переработка полезных ископаемых. В условиях диверсификации поставок критически важных материалов страны Центральной Азии играют все более значимую роль на глобальном рынке. Подписанные Меморандумы о взаимопонимании с Казахстаном (2022 г.) и Узбекистаном (2024 г.) позволяют европейским компаниям активизировать сотрудничество со странами региона в области высоких технологий.

Особое значение приобретает реализация стратегии «Global Gateway» в транспортно-логистической сфере. Центральноазиатский регион превращается в ключевой транзитный узел евразийских коммуникаций, где особую роль играет Транскаспийский международный маршрут. 

Среди инфраструктурных проектов, направленных на развитие логистического потенциала региона, особую роль играет проект строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Новый импульс развитию сотрудничества придали итоги первого инвестиционного и транспортного форума стран ЦА и ЕС, состоявшегося в январе 2024 года в Брюсселе. В ходе мероприятия было объявлено о выделении 10 миллиардов евро на модернизацию Транскаспийского международного транспортного маршрута, связывающего Азию с Европой.

Еще одним важным направлением партнерства с ЕС стала цифровая интеграция Центральной Азии в глобальную экономику. В марте текущего года в ходе визита еврокомиссара Й.Сикелы в регион был запущен проект TEI Digital Connectivity, ориентированный на развитие спутниковой связи, расширение доступа к широкополосному интернету, поддержку цифровых инноваций и усиление кибербезопасности. Эти инициативы способствуют формированию более инклюзивной и устойчивой экономической модели, а также сокращению цифрового разрыва.

Другим важным аспектом взаимодействия ЕС и Центральной Азии остаются борьба с изменением климата и переход к устойчивому развитию. Важнейшие инициативы в этой сфере — проект «SECCA» в рамках стратегии «Team Europe», Водно-энергетическая программа CAWEP и «Зеленая Центральная Азия». Они нацелены на эффективное управление водными ресурсами, развитие экологически чистой энергетики и адаптацию 
к климатическим изменениям.

Стратегические приоритеты на будущее

В целом, текущее состояние взаимоотношений между странами Центральной Азии и Евросоюзом свидетельствует о взаимном стремлении к укреплению сотрудничества. ЕС остаётся для региона не только важным торгово-экономическим и инвестиционным партнёром, но и ключевым ориентиром в вопросах устойчивого развития, цифровой трансформации 
и экологической повестки.

Очевидно, что всесторонний диалог между сторонами становится важнейшим инструментом в формировании новой архитектуры взаимодействия. Его углубление позволяет не только адаптироваться к глобальным вызовам, но 
и выстраивать более адресное и содержательное сотрудничество в приоритетных направлениях – от энергетики и цифровизации до безопасности и инфраструктурного развития. 

С учетом изложенного полагаем возможным рассмотреть некоторые предложения, которые будут способствовать формированию долгосрочного партнерства.

Для ЕС:

- сохранить твердую приверженность поддержке процессов, направленных на укрепление регионального сотрудничества;

- выработать гибкие механизмы взаимодействия со странами Центральной Азии, позволяющие адаптировать стратегию и политику ЕС к современным реалиям;

- сконцентрировать внимание на приоритетных сферах сотрудничества, таких как транспорт, энергетика, изменение климата и развитие человеческого капитала, поскольку они играют ключевую роль в долгосрочном развитии региона;

- совершенствовать институциональные и нормативно-правовые основы партнерства, в том числе завершить подписание Соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве со всеми странами региона, содействовать их присоединению к программе GSP+, увеличить представленность представителей стран ЦА в институтах ЕС и способствовать открытию их филиалов в регионе.

Для Центральной Азии:

- подтвердить твердую приверженность выполнению всех взятых на себя обязательств в рамках взаимодействия с ЕС, что укрепит имидж региона как надежного стратегического партнера;

- продолжить политику углубления регионального сотрудничества и конструктивного взаимодействия с внешними акторами, что позволит закрепить статус Центральной Азии как пространства партнерства и совместного процветания;

содействовать реализации центральноазиатской стратегии ЕС, что продемонстрирует серьезность намерений стран региона в развитии сотрудничества с Брюсселем и позволит ЕС более точно планировать свои действия и расставлять приоритеты;

инициировать культурно-гуманитарные программы, способствующие развитию народной дипломатии, укреплению положительного имиджа стран ЦА в ЕС и наоборот. 

Таким образом, предстоящий саммит ЕС – Центральная Азия в Самарканде представляет собой уникальную возможность, которая, безусловно, придаст новый импульс развитию многопланового сотрудничества между регионами, выводя его на качественно новый уровень, характеризующийся не только расширением экономических связей, но и усилением координации в стратегически значимых сферах, что закладывает основу для устойчивого партнёрства.

Бахтиёр Мустафаев, 
заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Центральная Азия – Европейский союз: на пути к стратегическому партнерству

3-4 апреля текущего года в Самарканде пройдёт первая в истории встреча на высшем уровне между Европейским союзом и странами Центральной Азии. Это знаковое событие откроет новую главу в отношениях между регионами, демонстрируя переход к качественно новому уровню многостороннего взаимодействия. Сам факт организации такого диалога свидетельствует о сильной заинтересованности ЕС в развитии сотрудничества и его приверженности укреплению партнёрских отношений с центральноазиатскими государствами.

Как заявил в преддверии мероприятия Президент Европейского Совета Антониу Кошта, «мы живем в мире хаоса и фрагментации, где единственным возможным решением для ЕС является укрепление партнерств ради мира и процветания. В многополярном мире необходимо более активное и адресное взаимодействие. Первый саммит ЕС – Центральная Азия будет способствовать укреплению наших обязательств по совместному обеспечению мира, стабильности и устойчивого прогресса».

Не менее значимым стало заявление заместителя председателя Еврокомиссии Маргератиса Схинаса о том, что «ЕС с особой серьезностью рассматривает Центральную Азию в условиях современной геополитической турбулентности. В период, когда мир становится все более нестабильным и небезопасным, именно Центральная Азия остается регионом позитивных изменений. Наше сотрудничество с Центральной Азией не является чем-то разовым, мы настроены на долгосрочную перспективу».

Комментируя активизацию сотрудничества между ЕС и Центральной Азией, наблюдатели отмечают, что в последние годы оно приобретает устойчивый, системный и взаимовыгодный характер.

Формирование правовых и институциональных основ партнерства

С момента появления новых независимых государств в Центральной Азии Европейский Союз начал работу по установлению с ними партнёрских двусторонних связей. Вместе с тем следует отметить, что с 1991 года становление и развитие стратегии ЕС в Центральной Азии прошло несколько важных этапов, которые обусловлены изменениями в системе международных отношений, динамикой европейской интеграции (расширение и углубление), ролью Центральной Азии в мировой политике (энергоресурсы, транзит, человеческие ресурсы, геостратегическое расположение). 

Первой масштабной программой этого сотрудничества стала «Техническая помощь Содружеству независимых государств» (TACIS, 1991-2006 гг.), оказывавшая поддержку странам региона в проведении политико-экономических реформ, переходе к рыночной экономике и укреплении верховенства права. Всего в рамках этой инициативы было реализовано свыше 3 тысяч проектов на общую сумму более 7 миллиардов евро. 

Ключевым достижением TACIS стало заключение Соглашений о партнёрстве и сотрудничестве со странами Центральной Азии. 

Важно отметить, что в 1990-х годах политика ЕС в Центральной Азии носила выраженную ресурсную направленность. ЕС рассматривал регион главным образом как источник энергоресурсов, активно продвигая транспортно-логистические проекты (ТРАСЕКА), направленные на обеспечение поставок углеводородов в Европу.

После 2001 года акценты сместились в сторону сотрудничества в сфере безопасности. Основными приоритетами стали борьба с терроризмом и наркотрафиком из Афганистана. В этот период также стартовали Программа управления границами (БОМКА) и Программа по предотвращению распространения наркотиков (КАДАП) в Центральной Азии.

Следующим важным этапом стало принятие в 2007 г. первой Стратегии ЕС в отношении Центральной Азии(для восточноевропейских государств СНГ была разработана отдельная программа – Европейский инструмент добрососедства и партнерства). Этот период ознаменовался началом восприятия Центральной Азии как единого региона. Был также создан механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел стран ЕС и ЦА.

В рамках Стратегии были реализованы различные проекты – от региональных, экологических и энергетических до инициатив в сферах безопасности, прав человека и верховенства закона. Вместе с тем, по мнению экспертов, первая Стратегия ЕС не оправдала ожиданий, поскольку имела всеобъемлющий характер и содержала немало недостатков, что не позволило ей вызвать достаточный интерес у стран Центральной Азии.

Более того, в документ неоднократно вносились изменения с целью повышения его эффективности, однако внедряемые инициативы и совместные программы оставались ограниченными. Хотя Стратегия изначально была рассчитана на десять лет, её замена на новую программу произошла лишь спустя двенадцать лет.

Центральная Азия в новом измерении

Политика добрососедства и регионального партнерства, реализуемая Республикой Узбекистан под руководством Президента Ш.Мирзиёева, внесла значительный вклад в переосмысление центральноазиатской стратегии Европейского союза.

В результате совместных усилий в Центральной Азии сформировалась совершенно новая политическая атмосфера. За несколько лет были урегулированы многие проблемы, копившиеся десятилетиями. Как следствие, сегодня регион становится пространством взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития.

Другими словами, ЦА уже не просто мост между Востоком и Западом, каким его привыкли воспринимать, но и самостоятельный актор международных отношений.

В этом контексте показательно заявление тогдашнего заместителя председателя Европейской комиссии Ж. Барреля, сделанное в январе 2024 года на Форуме инвесторов по транспортному сообщению ЕС – Центральная Азия: «Центральная Азия была где-то в глуши, а теперь вы находитесь в центре всего».

Этот изменившийся взгляд на роль региона нашел отражение и в стратегическом подходе ЕС. Опираясь на ранее проделанную работу, при принятии новой Стратегии по Центральной Азии в 2019 г. ЕС руководствовался главным принципом – содействовать развитию регионального сотрудничества. Такой подход прослеживается в рамках реализации всех 10 направлений сотрудничества новой Стратегии (права человека, демократизация, образование, экономическое развитие, энергетика, транспорт, экология, водное хозяйство, межкультурный диалог, региональная безопасность).

Об этом также свидетельствуют применённые в тексте Стратегии новые термины, такие как «коннективность» (укрепление межрегиональной взаимосвязанности), «инклюзивность» (открытость региона для всех внешних  акторов) и «устойчивость» (способность предотвращать риски и угрозы), что полностью соответствует стремлениям стран Центральной Азии.

Сегодня государства региона, учитывая внутренние потребности и складывающуюся геополитическую ситуацию в мире, заинтересованы в привлечении европейских инвестиций, технологий и инноваций для решения приоритетных задач по обеспечению стабильности и устойчивого развития в таких сферах, как экономика, промышленность, энергетика, транспорт, человеческий капитал и изменение климата.

Многоплановое сотрудничество

Осознание и учет интересов стран Центральной Азии со стороны Европейского союза позволили значительно активизировать всестороннее сотрудничество в таких сферах, как политика, безопасность, торговля, инвестиции и культурно-гуманитарные связи.

В частности, укрепляется нормативно-правовая основа взаимодействия ЕС с ЦА. Брюссель в последние годы выстраивает отношения с пятёркой центральноазиатских государств посредством Соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС). На сегодняшний день Казахстан и Кыргызстан уже подписали такие соглашения с ЕС. В марте 2024 года Туркменистан подписал Протокол к СРПС, а Таджикистан и Узбекистан завершают работу над подписанием данного документа.

Дополнительный импульс развитию сотрудничества придала Совместная дорожная карта по углублению связей между ЕС и Центральной Азией, принятая в октябре 2023 года. 

Она охватывает ключевые направления взаимодействия, включая межрегиональный политический диалог, расширение торгово-экономических связей, развитие энергетики, формирование климатически нейтральной экономики и решение общих проблем безопасности.

Страны ЕС и Центральной Азии поддерживают активный политический диалог на высшем и высоком уровнях. В октябре 2022 года в Астане и в июне 2023 года в Бишкеке состоялись две встречи лидеров, в ходе которых стороны рассмотрели перспективные направления сотрудничества и подтвердили приверженность дальнейшему укреплению всеобъемлющего партнерства.

Кроме того, прошел ряд министерских встреч, последняя из которых состоялась 27 марта 2024 года в Ашхабаде. На ней обсуждалась подготовка к предстоящему саммиту ЕС – Центральная Азия в Самарканде, а также широкий круг вопросов, включая региональные последствия текущей геополитической ситуации, развитие транспортной и цифровой взаимосвязанности, сотрудничество в сфере энергетики, водных ресурсов, торговли, образования и науки.

Укрепление политического диалога открывает новые возможности для расширения торгово-экономических связей и развития производственной кооперации. Европейский союз остается крупнейшим инвестором в Центральной Азии, обеспечивая более 40% прямых иностранных вложений за последние десять лет (свыше 100 миллиардов евро). Взаимодействие охватывает ключевые отрасли, включая фармацевтику, строительство, энергетику и сельское хозяйство.

Одной из стратегических сфер партнерства стало освоение и переработка полезных ископаемых. В условиях диверсификации поставок критически важных материалов страны Центральной Азии играют все более значимую роль на глобальном рынке. Подписанные Меморандумы о взаимопонимании с Казахстаном (2022 г.) и Узбекистаном (2024 г.) позволяют европейским компаниям активизировать сотрудничество со странами региона в области высоких технологий.

Особое значение приобретает реализация стратегии «Global Gateway» в транспортно-логистической сфере. Центральноазиатский регион превращается в ключевой транзитный узел евразийских коммуникаций, где особую роль играет Транскаспийский международный маршрут. 

Среди инфраструктурных проектов, направленных на развитие логистического потенциала региона, особую роль играет проект строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Новый импульс развитию сотрудничества придали итоги первого инвестиционного и транспортного форума стран ЦА и ЕС, состоявшегося в январе 2024 года в Брюсселе. В ходе мероприятия было объявлено о выделении 10 миллиардов евро на модернизацию Транскаспийского международного транспортного маршрута, связывающего Азию с Европой.

Еще одним важным направлением партнерства с ЕС стала цифровая интеграция Центральной Азии в глобальную экономику. В марте текущего года в ходе визита еврокомиссара Й.Сикелы в регион был запущен проект TEI Digital Connectivity, ориентированный на развитие спутниковой связи, расширение доступа к широкополосному интернету, поддержку цифровых инноваций и усиление кибербезопасности. Эти инициативы способствуют формированию более инклюзивной и устойчивой экономической модели, а также сокращению цифрового разрыва.

Другим важным аспектом взаимодействия ЕС и Центральной Азии остаются борьба с изменением климата и переход к устойчивому развитию. Важнейшие инициативы в этой сфере — проект «SECCA» в рамках стратегии «Team Europe», Водно-энергетическая программа CAWEP и «Зеленая Центральная Азия». Они нацелены на эффективное управление водными ресурсами, развитие экологически чистой энергетики и адаптацию 
к климатическим изменениям.

Стратегические приоритеты на будущее

В целом, текущее состояние взаимоотношений между странами Центральной Азии и Евросоюзом свидетельствует о взаимном стремлении к укреплению сотрудничества. ЕС остаётся для региона не только важным торгово-экономическим и инвестиционным партнёром, но и ключевым ориентиром в вопросах устойчивого развития, цифровой трансформации 
и экологической повестки.

Очевидно, что всесторонний диалог между сторонами становится важнейшим инструментом в формировании новой архитектуры взаимодействия. Его углубление позволяет не только адаптироваться к глобальным вызовам, но 
и выстраивать более адресное и содержательное сотрудничество в приоритетных направлениях – от энергетики и цифровизации до безопасности и инфраструктурного развития. 

С учетом изложенного полагаем возможным рассмотреть некоторые предложения, которые будут способствовать формированию долгосрочного партнерства.

Для ЕС:

- сохранить твердую приверженность поддержке процессов, направленных на укрепление регионального сотрудничества;

- выработать гибкие механизмы взаимодействия со странами Центральной Азии, позволяющие адаптировать стратегию и политику ЕС к современным реалиям;

- сконцентрировать внимание на приоритетных сферах сотрудничества, таких как транспорт, энергетика, изменение климата и развитие человеческого капитала, поскольку они играют ключевую роль в долгосрочном развитии региона;

- совершенствовать институциональные и нормативно-правовые основы партнерства, в том числе завершить подписание Соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве со всеми странами региона, содействовать их присоединению к программе GSP+, увеличить представленность представителей стран ЦА в институтах ЕС и способствовать открытию их филиалов в регионе.

Для Центральной Азии:

- подтвердить твердую приверженность выполнению всех взятых на себя обязательств в рамках взаимодействия с ЕС, что укрепит имидж региона как надежного стратегического партнера;

- продолжить политику углубления регионального сотрудничества и конструктивного взаимодействия с внешними акторами, что позволит закрепить статус Центральной Азии как пространства партнерства и совместного процветания;

содействовать реализации центральноазиатской стратегии ЕС, что продемонстрирует серьезность намерений стран региона в развитии сотрудничества с Брюсселем и позволит ЕС более точно планировать свои действия и расставлять приоритеты;

инициировать культурно-гуманитарные программы, способствующие развитию народной дипломатии, укреплению положительного имиджа стран ЦА в ЕС и наоборот. 

Таким образом, предстоящий саммит ЕС – Центральная Азия в Самарканде представляет собой уникальную возможность, которая, безусловно, придаст новый импульс развитию многопланового сотрудничества между регионами, выводя его на качественно новый уровень, характеризующийся не только расширением экономических связей, но и усилением координации в стратегически значимых сферах, что закладывает основу для устойчивого партнёрства.

Бахтиёр Мустафаев, 
заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан