Согласно исследованиям международных экспертов, мировой ВВП ежегодно теряет до 15 процентов своего объема из-за преждевременной смертности и заболеваемости населения. При этом, согласно статистике, около 17 миллионов человек ежегодно умирают от хронических заболеваний, развитие которых возможно предотвратить, а еще 8 миллионов – от инфекционных болезней.

В совокупности преждевременная смертность приводит к ежегодным потерям 43 дней жизни каждого жителя, а наличие хронических заболеваний снижает продуктивность в среднем на 5 процентов.

Во многих странах понимают, что государство не всегда 
в состоянии увеличивать в требуемом объеме бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение. Это обусловлено не только появлением новых дорогостоящих технологий и лекарств, но и растущими запросами пациентов, не имеющих представления о фактической стоимости медицинских услуг, ростом доли лиц пожилого возраста, имеющих хронические заболевания, отсутствием осознания многими гражданами необходимости ведения здорового образа жизни. 

По данным ВОЗ, за последние два десятилетия глобальные расходы на здравоохранение удвоились, достигнув 8,5 триллиона долларов США, или 9,8 процента мирового ВВП. Несмотря на это, около двух миллиардов человек в мире сталкиваются с катастрофическими медицинскими расходами.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, ключевая задача стран и регионов мира заключалась в охвате как можно большего количества населения услугами здравоохранения. В свою очередь улучшение показателей общественного здоровья зависит от наращивания расходов на здравоохранение. 

Важнейшей формой реформирования сферы является поиск альтернативных источников финансирования, в качестве которых могут рассматриваться медицинское страхование, соплатежи населения, платные услуги, дополнительные сборы, сдерживание темпов роста расходов на здравоохранение, внедрение ресурсосберегающих технологий, рациональное расходование средств, определение государственных гарантий в рамках конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

По мнению экспертов, инвестиции в здоровье населения могут существенно улучшить качество жизни людей, защитить от негативных рисков и привести 
к значительной экономической отдаче за счет увеличения производительности труда. 

Исследования показали, что здоровье способствует росту доходов почти в равной с образованием степени.

На сегодняшний день мировой рынок медицинского страхования достиг 2,09 триллиона долларов США, а к 2030 году этот показатель составит примерно 2,93 триллиона долларов США.

Для справки: медицинское страхование – форма страхования здоровья человека, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных страховщиком средств.

В международной практике различают системы обязательного и добровольного медицинского страхования, где в качестве страхователя могут выступать граждане, работодатели, государство, возможна смешанная система страхования. Наиболее распространенной является система, при которой страховой взнос платят граждане и работодатели в равных долях, 
а государство вносит средства за социально уязвимые слои населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.п.).

На современном этапе в развитых странах обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту людей от непредвиденных рисков, поскольку система предоставляет медицинскую помощь всем слоям общества, покрывая полностью или частично их расходы.

Анализ финансирования системы здравоохранения показывает, что в странах-членах Организации экономического  сотрудничества  и  развития  средства,  поступающие  от государственных и негосударственных страховых взносов, покрывают около трех четвертей всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии и Франции эта доля превышает 80 процентов, а в Мексике и Бразилии менее половины всех расходов на здравоохранение (49 и 41 процент соответственно).

Объем покрытия расходов на здравоохранение за счет средств страхования

Старение населения также вносит свой вклад в рост  рынка страхования, поскольку, по данным ВОЗ, численность населения в возрасте 60 лет и старше увеличится с 1 миллиарда в 2020 году до 2 миллиардов к 2050 году. При этом число людей в возрасте 80 лет и старше утроится в период с 2020 по 2050 год и достигнет 426 миллионов человек.

Одним из главных достоинств системы обязательного медицинского страхования (ОМС) является ее финансовая устойчивость. Страховые взносы, которые платят работодатели и граждане, идут на финансирование медицинских услуг, а также развитие здравоохранения в целом. Это позволяет медицинским учреждениям предоставлять качественные услуги.

Приведем ключевые преимущества ОМС:

Во-первых, она выступает катализатором развития сферы здравоохранения. Система ОМС, основанная на социальной ответственности и справедливости, становится механизмом отслеживания эффективности и соответствия расходов полученным результатам, прозрачности потоков финансовых средств в секторе здравоохранения, а также обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном объеме.

Во-вторых, предотвращает коррупцию в системе здравоохранения. Одним из главных преимуществ медицинского страхования является возможность предоставлять услуги в медицинских учреждениях безналичным методом. При необходимости получения медицинской помощи пациент может напрямую обратиться в больницу, предъявив полис медицинского страхования, предоставленный страховой компанией. В результате уменьшается коррупция в сфере медицины. 

В-третьих, обеспечивает финансовую защиту семьи. Медицинское страхование защищает финансовое будущее семьи, поскольку серьезная болезнь или травма могут создать значительную финансовую нагрузку. Медицинская страховка гарантирует защиту от подобных ситуаций и позволяет больному сосредоточиться на выздоровлении. Кроме того, в государственных специализированных медицинских учреждениях страны установлена система платных медицинских услуг, и медицинское страхование позволит гражданам получить доступ к таким услугам.

В-четвертых, способствует внедрению современных и инновационных методов в здравоохранение.  Перемещение части населения из системы государственного финансирования здравоохранения в систему ОМС может помочь внедрению современных технологий, методов лечения и выработке новых приоритетов за счет получения дополнительного источника финансирования.

В-пятых, эффективно влияет на здоровье населения. Медицинское страхование обеспечит доступ населения к качественным профилактическим медицинским услугам, в частности регулярным осмотрам, которые помогают выявить потенциальные проблемы со здоровьем на ранней стадии, что в конечном итоге поспособствует улучшению показателей здоровья. К примеру, в штате Массачусетс (США) внедрение программы страхования Medicaid позволило значительно снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Текущее состояние и проблемы финансирования здравоохранения в Узбекистане

На сегодняшний день в Узбекистане финансирование здравоохранения по-прежнему осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств на сметной основе, что не соответствует международной практике и приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли.

По итогам 2022 года бюджетные расходы на здравоохранение составили 27,3 триллиона сумов (3,3 процента от ВВП). Несмотря на это, Всемирный банк в своем отчете «Обзор государственных расходов Узбекистана: повышение эффективности расходов в человеческий капитал и водохозяйственную инфраструктуру» в качестве основных вызовов, влияющих на предоставление качественных медицинских услуг в Узбекистане, указал на: 

  • низкий уровень результативности расходов на услуги здравоохранения;
  • отсутствие адекватных механизмов финансирования деятельности больниц, стимулирующих их эффективность и результативность;
  • уход большей доли доходов из карманов домохозяйств (свыше 60 процентов от всех расходов) на финансирование здравоохранения, а также официальные и неофициальные платежи государственным поставщикам медицинских услуг;
  • отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию у населения с низкими доходами и т.п.

В Узбекистане первоначальные шаги по реформированию финансирования системы здравоохранения были начаты в 2018 году. На видеоселекторном совещании, прошедшем 9 ноября 2018 года, глава государства отметил необходимость поэтапного внедрения системы государственного медицинского страхования (одна из разновидностей ОМС) в стране начиная с 2021 года, а также разработки соответствующих законов и подзаконных актов исходя из опыта Южной Кореи, Сингапура, Германии и других стран.

Для реализации данных мероприятий при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан создан специальный Государственный фонд медицинского страхования.

В «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» срок внедрения ОМС был перенесен на 1 июля 2023 года для города Ташкента и 1 декабря 2023 года –  остальных регионов страны. Для этого Государственным фондом медицинского страхования на приобретение гарантированных медицинских пакетов было выделено: Ташкенту – 1703,3 миллиарда сумов, Сырдарьинской области – 711,2 миллиарда сумов и Хорезмской области – 3,6 миллиарда сумов.

При этом согласно Стратегии «Узбекистан – 2030» срок поэтапного внедрения государственного медицинского страхования для города Ташкента был перенесен на 1 января 2024 года, а Указом Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 2023 года № УП-156 министр здравоохранения и исполнительный директор Государственного фонда медицинского страхования определены ответственными за полное внедрение государственного медицинского страхования до конца 2026 года по всей республике.

В свою очередь доступная информация Министерства здравоохранения о проделанной работе и дальнейших шагах по внедрению государственного медицинского страхования в Узбекистане не в полной мере позволяет оценить эффективность принятых в данном направлении мер.

Рекомендации по организации ОМС в Узбекистане

Для полноценного внедрения современной модели финансирования здравоохранения, отвечающей требованиям общества, предлагается принять следующие меры:

  1. Провести подробный анализ состояния бюджетного финансирования здравоохранения с учетом зарубежного опыта (Германии, Израиля и т.п.), разработать механизм организации ОМС, основанный на социальной ответственности и справедливости с учетом особенностей узбекской экономики и здравоохранения, где каждый гражданин независимо от его социально-экономической ситуации будет иметь право на получение медицинской помощи.
  2. Разработать правила и условия, регулирующие финансовые потоки, схемы оказания медицинской помощи, контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг. Сформировать электронную базу, содержащую полную информацию о страхователе, диагнозе, истории болезни и т.п.
  3. Подготовить предложения по составляющей медицинской корзины исходя из стоимости страховых взносов, которая будет включать гарантированный объем медицинской помощи с учетом лекарственных средств. При этом предусмотреть меры по безопасности страхователя в случае снижения дохода или периода безработицы. Например, в Германии при снижении дохода медобслуживание осуществляется по более низкой цене. Вместе с тем родственники, не имеющие дохода (супруг/супруга, дети до 18 лет), могут быть застрахованы бесплатно по тому же полису и пользоваться такими же льготами.
  4. Проект разработанной методологии (механизм, правила, условия, стоимость страхового полиса) необходимо вынести на широкое общественное обсуждение и провести информационную кампанию среди населения по поводу преимуществ этой системы и правил ее использования, а также защите от финансовых рисков, связанных с неожиданными затратами на медицинское лечение.

При этом следует учесть, что данная система должна основываться на принципах обязательности, охватывать широкие слои населения, быть справедливой, то есть взносы на медицинскую страховку должны соответствовать доходам населения, чтобы предотвратить возникновение неравенства в получении медицинской помощи.

Конечной целью такой системы является обеспечение общественного здоровья, повышение продуктивности и улучшение качества жизни населения, финансовая стабилизация в медицинской сфере – задачи, предусмотренные Стратегией «Узбекистан – 2030», что также подчеркивал Президент Республики Узбекистан в ходе своего выступления на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2023 года.

Жамшид Шарипов, 
Рамзиддин Нуритдинов 
эксперты Центра «Стратегия развития».

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Будет внедрена современная модель финансирования здравоохранения Узбекистана

Согласно исследованиям международных экспертов, мировой ВВП ежегодно теряет до 15 процентов своего объема из-за преждевременной смертности и заболеваемости населения. При этом, согласно статистике, около 17 миллионов человек ежегодно умирают от хронических заболеваний, развитие которых возможно предотвратить, а еще 8 миллионов – от инфекционных болезней.

В совокупности преждевременная смертность приводит к ежегодным потерям 43 дней жизни каждого жителя, а наличие хронических заболеваний снижает продуктивность в среднем на 5 процентов.

Во многих странах понимают, что государство не всегда 
в состоянии увеличивать в требуемом объеме бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение. Это обусловлено не только появлением новых дорогостоящих технологий и лекарств, но и растущими запросами пациентов, не имеющих представления о фактической стоимости медицинских услуг, ростом доли лиц пожилого возраста, имеющих хронические заболевания, отсутствием осознания многими гражданами необходимости ведения здорового образа жизни. 

По данным ВОЗ, за последние два десятилетия глобальные расходы на здравоохранение удвоились, достигнув 8,5 триллиона долларов США, или 9,8 процента мирового ВВП. Несмотря на это, около двух миллиардов человек в мире сталкиваются с катастрофическими медицинскими расходами.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, ключевая задача стран и регионов мира заключалась в охвате как можно большего количества населения услугами здравоохранения. В свою очередь улучшение показателей общественного здоровья зависит от наращивания расходов на здравоохранение. 

Важнейшей формой реформирования сферы является поиск альтернативных источников финансирования, в качестве которых могут рассматриваться медицинское страхование, соплатежи населения, платные услуги, дополнительные сборы, сдерживание темпов роста расходов на здравоохранение, внедрение ресурсосберегающих технологий, рациональное расходование средств, определение государственных гарантий в рамках конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

По мнению экспертов, инвестиции в здоровье населения могут существенно улучшить качество жизни людей, защитить от негативных рисков и привести 
к значительной экономической отдаче за счет увеличения производительности труда. 

Исследования показали, что здоровье способствует росту доходов почти в равной с образованием степени.

На сегодняшний день мировой рынок медицинского страхования достиг 2,09 триллиона долларов США, а к 2030 году этот показатель составит примерно 2,93 триллиона долларов США.

Для справки: медицинское страхование – форма страхования здоровья человека, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных страховщиком средств.

В международной практике различают системы обязательного и добровольного медицинского страхования, где в качестве страхователя могут выступать граждане, работодатели, государство, возможна смешанная система страхования. Наиболее распространенной является система, при которой страховой взнос платят граждане и работодатели в равных долях, 
а государство вносит средства за социально уязвимые слои населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.п.).

На современном этапе в развитых странах обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту людей от непредвиденных рисков, поскольку система предоставляет медицинскую помощь всем слоям общества, покрывая полностью или частично их расходы.

Анализ финансирования системы здравоохранения показывает, что в странах-членах Организации экономического  сотрудничества  и  развития  средства,  поступающие  от государственных и негосударственных страховых взносов, покрывают около трех четвертей всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии и Франции эта доля превышает 80 процентов, а в Мексике и Бразилии менее половины всех расходов на здравоохранение (49 и 41 процент соответственно).

Объем покрытия расходов на здравоохранение за счет средств страхования

Старение населения также вносит свой вклад в рост  рынка страхования, поскольку, по данным ВОЗ, численность населения в возрасте 60 лет и старше увеличится с 1 миллиарда в 2020 году до 2 миллиардов к 2050 году. При этом число людей в возрасте 80 лет и старше утроится в период с 2020 по 2050 год и достигнет 426 миллионов человек.

Одним из главных достоинств системы обязательного медицинского страхования (ОМС) является ее финансовая устойчивость. Страховые взносы, которые платят работодатели и граждане, идут на финансирование медицинских услуг, а также развитие здравоохранения в целом. Это позволяет медицинским учреждениям предоставлять качественные услуги.

Приведем ключевые преимущества ОМС:

Во-первых, она выступает катализатором развития сферы здравоохранения. Система ОМС, основанная на социальной ответственности и справедливости, становится механизмом отслеживания эффективности и соответствия расходов полученным результатам, прозрачности потоков финансовых средств в секторе здравоохранения, а также обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном объеме.

Во-вторых, предотвращает коррупцию в системе здравоохранения. Одним из главных преимуществ медицинского страхования является возможность предоставлять услуги в медицинских учреждениях безналичным методом. При необходимости получения медицинской помощи пациент может напрямую обратиться в больницу, предъявив полис медицинского страхования, предоставленный страховой компанией. В результате уменьшается коррупция в сфере медицины. 

В-третьих, обеспечивает финансовую защиту семьи. Медицинское страхование защищает финансовое будущее семьи, поскольку серьезная болезнь или травма могут создать значительную финансовую нагрузку. Медицинская страховка гарантирует защиту от подобных ситуаций и позволяет больному сосредоточиться на выздоровлении. Кроме того, в государственных специализированных медицинских учреждениях страны установлена система платных медицинских услуг, и медицинское страхование позволит гражданам получить доступ к таким услугам.

В-четвертых, способствует внедрению современных и инновационных методов в здравоохранение.  Перемещение части населения из системы государственного финансирования здравоохранения в систему ОМС может помочь внедрению современных технологий, методов лечения и выработке новых приоритетов за счет получения дополнительного источника финансирования.

В-пятых, эффективно влияет на здоровье населения. Медицинское страхование обеспечит доступ населения к качественным профилактическим медицинским услугам, в частности регулярным осмотрам, которые помогают выявить потенциальные проблемы со здоровьем на ранней стадии, что в конечном итоге поспособствует улучшению показателей здоровья. К примеру, в штате Массачусетс (США) внедрение программы страхования Medicaid позволило значительно снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Текущее состояние и проблемы финансирования здравоохранения в Узбекистане

На сегодняшний день в Узбекистане финансирование здравоохранения по-прежнему осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств на сметной основе, что не соответствует международной практике и приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли.

По итогам 2022 года бюджетные расходы на здравоохранение составили 27,3 триллиона сумов (3,3 процента от ВВП). Несмотря на это, Всемирный банк в своем отчете «Обзор государственных расходов Узбекистана: повышение эффективности расходов в человеческий капитал и водохозяйственную инфраструктуру» в качестве основных вызовов, влияющих на предоставление качественных медицинских услуг в Узбекистане, указал на: 

  • низкий уровень результативности расходов на услуги здравоохранения;
  • отсутствие адекватных механизмов финансирования деятельности больниц, стимулирующих их эффективность и результативность;
  • уход большей доли доходов из карманов домохозяйств (свыше 60 процентов от всех расходов) на финансирование здравоохранения, а также официальные и неофициальные платежи государственным поставщикам медицинских услуг;
  • отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию у населения с низкими доходами и т.п.

В Узбекистане первоначальные шаги по реформированию финансирования системы здравоохранения были начаты в 2018 году. На видеоселекторном совещании, прошедшем 9 ноября 2018 года, глава государства отметил необходимость поэтапного внедрения системы государственного медицинского страхования (одна из разновидностей ОМС) в стране начиная с 2021 года, а также разработки соответствующих законов и подзаконных актов исходя из опыта Южной Кореи, Сингапура, Германии и других стран.

Для реализации данных мероприятий при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан создан специальный Государственный фонд медицинского страхования.

В «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» срок внедрения ОМС был перенесен на 1 июля 2023 года для города Ташкента и 1 декабря 2023 года –  остальных регионов страны. Для этого Государственным фондом медицинского страхования на приобретение гарантированных медицинских пакетов было выделено: Ташкенту – 1703,3 миллиарда сумов, Сырдарьинской области – 711,2 миллиарда сумов и Хорезмской области – 3,6 миллиарда сумов.

При этом согласно Стратегии «Узбекистан – 2030» срок поэтапного внедрения государственного медицинского страхования для города Ташкента был перенесен на 1 января 2024 года, а Указом Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 2023 года № УП-156 министр здравоохранения и исполнительный директор Государственного фонда медицинского страхования определены ответственными за полное внедрение государственного медицинского страхования до конца 2026 года по всей республике.

В свою очередь доступная информация Министерства здравоохранения о проделанной работе и дальнейших шагах по внедрению государственного медицинского страхования в Узбекистане не в полной мере позволяет оценить эффективность принятых в данном направлении мер.

Рекомендации по организации ОМС в Узбекистане

Для полноценного внедрения современной модели финансирования здравоохранения, отвечающей требованиям общества, предлагается принять следующие меры:

  1. Провести подробный анализ состояния бюджетного финансирования здравоохранения с учетом зарубежного опыта (Германии, Израиля и т.п.), разработать механизм организации ОМС, основанный на социальной ответственности и справедливости с учетом особенностей узбекской экономики и здравоохранения, где каждый гражданин независимо от его социально-экономической ситуации будет иметь право на получение медицинской помощи.
  2. Разработать правила и условия, регулирующие финансовые потоки, схемы оказания медицинской помощи, контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг. Сформировать электронную базу, содержащую полную информацию о страхователе, диагнозе, истории болезни и т.п.
  3. Подготовить предложения по составляющей медицинской корзины исходя из стоимости страховых взносов, которая будет включать гарантированный объем медицинской помощи с учетом лекарственных средств. При этом предусмотреть меры по безопасности страхователя в случае снижения дохода или периода безработицы. Например, в Германии при снижении дохода медобслуживание осуществляется по более низкой цене. Вместе с тем родственники, не имеющие дохода (супруг/супруга, дети до 18 лет), могут быть застрахованы бесплатно по тому же полису и пользоваться такими же льготами.
  4. Проект разработанной методологии (механизм, правила, условия, стоимость страхового полиса) необходимо вынести на широкое общественное обсуждение и провести информационную кампанию среди населения по поводу преимуществ этой системы и правил ее использования, а также защите от финансовых рисков, связанных с неожиданными затратами на медицинское лечение.

При этом следует учесть, что данная система должна основываться на принципах обязательности, охватывать широкие слои населения, быть справедливой, то есть взносы на медицинскую страховку должны соответствовать доходам населения, чтобы предотвратить возникновение неравенства в получении медицинской помощи.

Конечной целью такой системы является обеспечение общественного здоровья, повышение продуктивности и улучшение качества жизни населения, финансовая стабилизация в медицинской сфере – задачи, предусмотренные Стратегией «Узбекистан – 2030», что также подчеркивал Президент Республики Узбекистан в ходе своего выступления на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2023 года.

Жамшид Шарипов, 
Рамзиддин Нуритдинов 
эксперты Центра «Стратегия развития».

УзА