В проекте Государственной программы по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» в Год охраны окружающей среды и «зеленой» экономики основное внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сферы государственных услуг.

О работе, проводимой в этом направлении, рассказал главный инспектор Управления методологии психологической оценки и социальных исследований Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан Сарвар Саидов:

– Современные социально-экономические и технологические изменения требуют новых подходов к подготовке государственных служащих. В условиях цифровизации и растущих вызовов формирование управленческих компетенций становится ключевым фактором повышения эффективности работы государственных органов. 

В частности, внедрение инновационных технологий, таких как big data и автоматизированные системы анализа, открывает новые возможности для оптимизации управления кадровыми ресурсами.

Республика Узбекистан в стремлении создания современного и эффективного государственного управления активно внедряет международные практики и разрабатывает собственные модели развития компетенций государственных служащих.

Центральное место в этом процессе занимают реформы, направленные на повышение качества подготовки кадров, внедрение компетентностного подхода и развитие новых управленческих и профессиональных навыков.

С этой целью Агентство развития государственной службы при Президенте совместно с министерствами, ведомствами и территориальными органами управления с привлечением международных экспертов приступили к разработке модели компетенций государственного гражданского служащего.

Для этого были проанализированы более 40 текстов докладов и поручений Президента Республики Узбекистан, нормативно-правовые акты по стратегическому развитию Республики Узбекистан, изучен опыт 14 зарубежных стран и 5 международных организаций, имеющих отношение к разработке компетенций.

При создании данной модели компетенций применялась методика анкетирования. Организовано анкетирование более 350 руководителей высшего и среднего звена, заместителей министров, начальников департаментов, управлений и отделов, проведены беседы более чем с 50 заместителями хокимов областей, районов и городов.

На основе такого исследования разработана модель, состоящая из 10 наиболее важных компетенций, необходимых для обеспечения высокоэффективной деятельности государственных гражданских служащих. В их числе:

лидерство — способность вдохновлять, направлять и поддерживать других членов команды для достижения общих целей; 

нацеленность на результат — умение четко понимать желаемый исход, стремление к его достижению и способность преодолевать трудности на пути к успеху; 

стратегическое мышление — умение оценивать ситуацию, замечать нюансы, анализировать данные, находить нестандартные решения и делать выводы; 

умение определять цели — способность четко формулировать и осознавать, чего именно нужно достичь, а также планировать шаги для достижения поставленных задач; 

умение решать проблемы — способность эффективно справляться с трудностями, находить оптимальные решения и добиваться целей даже в условиях неопределенности; 

управление изменениями — умение адаптироваться к новым условиям, технологиям, процессам или структурам; 

умение принятия решений — навык принятия своевременных решений с учетом соответствующих фактов, задач, целей, ограничений, рисков и противоречивых точек зрения; 

саморазвитие — умение активного и целенаправленного улучшения знаний, навыков, личных качеств и мировоззрения; 

инициативность — умение брать на себя ответственность, предлагать идеи и предпринимать шаги для достижения целей, часто выходя за рамки привычных обязанностей; 

упорство — умение действовать решительно и настойчиво, предвидя потенциальные проблемы и риски.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 2024 года организована деятельность Центра оценки руководящих кадров.

Основной целью Центра является оценка эффективности деятельности, знаний и навыков руководящих кадров на основе современных технологий, интеграция, анализ и создание возможностей для управления результатами, иными словами оценка компетенций.

Статья 12 Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» гласит, что государственные служащие обязаны регулярно повышать свою профессиональную компетентность. С 2021 по 2024 года проведено более 415 учебных курсов и тренингов, в которых приняли участие свыше 166 тысяч государственных служащих.

В частности, за 2024 год 1166 кандидатов, включенных в Национальный кадровый резерв, 494 кандидата из Резерва перспективных кадров, 807 руководителей структурных подразделений, работающих в центральных аппаратах министерств и ведомств, 1 644 руководителя средних и нижних звеньев, 363 руководителя структур, ответственных за кадровую работу в министерствах, ведомствах и органах местного самоуправления, 464 руководителя системы народных приемных, 1 343 специалиста районных (городских) хокимиятов, 52 вновь назначенных руководителей секторов местных органов власти, 51 сотрудник министерств и ведомств, ответственный за работу с международными рейтингами и индексами, прошли курсы повышения квалификации, основанные на компетентностном подходе.

Наряду с этим работают следующие специальные программы подготовки «Школа женщин-руководителей», «Школа подготовки хокимов», «Махаллинская семерка», направленные на повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащий.

В Узбекистане реализуются проекты, направленные на повышение качества государственной гражданской службы, на основе взаимовыгодного сотрудничества с международными партнерами и организациями, такими как проект ПРООН «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана», проект GIZ «Адекватное государственное управление», проект USAID «Развитие местного государственного управления в Узбекистане».

Помимо этого, в рамках международных программ систематически организуются зарубежные стажировки в Германию, Китай, Турцию, Корею и другие.

Активно внедряются современные информационные технологии в процесс формирования управленческих компетенций государственных гражданских служащих. В частности, разработаны и внедрены дистанционные курсы повышения квалификации для государственных гражданских служащих.

В заключение следует отметить, что внедрение эффективной модели развития компетенций государственных служащих в Узбекистане создаст основу для дальнейшего совершенствования реформ в системе государственного управления. В этом направлении и в этом году будет проведена значительная работа. Проект госпрограммы предусматривает внедрение модели компетенций и системы оценки профессиональных компетенций для руководящих должностей в республиканских и местных исполнительных органах власти, коммерческих банках и хозяйственных объединениях с государственной долей.

Н.Абдураимова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Будет усовершенствована модель развития компетенции государственных служащих

В проекте Государственной программы по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» в Год охраны окружающей среды и «зеленой» экономики основное внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сферы государственных услуг.

О работе, проводимой в этом направлении, рассказал главный инспектор Управления методологии психологической оценки и социальных исследований Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан Сарвар Саидов:

– Современные социально-экономические и технологические изменения требуют новых подходов к подготовке государственных служащих. В условиях цифровизации и растущих вызовов формирование управленческих компетенций становится ключевым фактором повышения эффективности работы государственных органов. 

В частности, внедрение инновационных технологий, таких как big data и автоматизированные системы анализа, открывает новые возможности для оптимизации управления кадровыми ресурсами.

Республика Узбекистан в стремлении создания современного и эффективного государственного управления активно внедряет международные практики и разрабатывает собственные модели развития компетенций государственных служащих.

Центральное место в этом процессе занимают реформы, направленные на повышение качества подготовки кадров, внедрение компетентностного подхода и развитие новых управленческих и профессиональных навыков.

С этой целью Агентство развития государственной службы при Президенте совместно с министерствами, ведомствами и территориальными органами управления с привлечением международных экспертов приступили к разработке модели компетенций государственного гражданского служащего.

Для этого были проанализированы более 40 текстов докладов и поручений Президента Республики Узбекистан, нормативно-правовые акты по стратегическому развитию Республики Узбекистан, изучен опыт 14 зарубежных стран и 5 международных организаций, имеющих отношение к разработке компетенций.

При создании данной модели компетенций применялась методика анкетирования. Организовано анкетирование более 350 руководителей высшего и среднего звена, заместителей министров, начальников департаментов, управлений и отделов, проведены беседы более чем с 50 заместителями хокимов областей, районов и городов.

На основе такого исследования разработана модель, состоящая из 10 наиболее важных компетенций, необходимых для обеспечения высокоэффективной деятельности государственных гражданских служащих. В их числе:

лидерство — способность вдохновлять, направлять и поддерживать других членов команды для достижения общих целей; 

нацеленность на результат — умение четко понимать желаемый исход, стремление к его достижению и способность преодолевать трудности на пути к успеху; 

стратегическое мышление — умение оценивать ситуацию, замечать нюансы, анализировать данные, находить нестандартные решения и делать выводы; 

умение определять цели — способность четко формулировать и осознавать, чего именно нужно достичь, а также планировать шаги для достижения поставленных задач; 

умение решать проблемы — способность эффективно справляться с трудностями, находить оптимальные решения и добиваться целей даже в условиях неопределенности; 

управление изменениями — умение адаптироваться к новым условиям, технологиям, процессам или структурам; 

умение принятия решений — навык принятия своевременных решений с учетом соответствующих фактов, задач, целей, ограничений, рисков и противоречивых точек зрения; 

саморазвитие — умение активного и целенаправленного улучшения знаний, навыков, личных качеств и мировоззрения; 

инициативность — умение брать на себя ответственность, предлагать идеи и предпринимать шаги для достижения целей, часто выходя за рамки привычных обязанностей; 

упорство — умение действовать решительно и настойчиво, предвидя потенциальные проблемы и риски.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 2024 года организована деятельность Центра оценки руководящих кадров.

Основной целью Центра является оценка эффективности деятельности, знаний и навыков руководящих кадров на основе современных технологий, интеграция, анализ и создание возможностей для управления результатами, иными словами оценка компетенций.

Статья 12 Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» гласит, что государственные служащие обязаны регулярно повышать свою профессиональную компетентность. С 2021 по 2024 года проведено более 415 учебных курсов и тренингов, в которых приняли участие свыше 166 тысяч государственных служащих.

В частности, за 2024 год 1166 кандидатов, включенных в Национальный кадровый резерв, 494 кандидата из Резерва перспективных кадров, 807 руководителей структурных подразделений, работающих в центральных аппаратах министерств и ведомств, 1 644 руководителя средних и нижних звеньев, 363 руководителя структур, ответственных за кадровую работу в министерствах, ведомствах и органах местного самоуправления, 464 руководителя системы народных приемных, 1 343 специалиста районных (городских) хокимиятов, 52 вновь назначенных руководителей секторов местных органов власти, 51 сотрудник министерств и ведомств, ответственный за работу с международными рейтингами и индексами, прошли курсы повышения квалификации, основанные на компетентностном подходе.

Наряду с этим работают следующие специальные программы подготовки «Школа женщин-руководителей», «Школа подготовки хокимов», «Махаллинская семерка», направленные на повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащий.

В Узбекистане реализуются проекты, направленные на повышение качества государственной гражданской службы, на основе взаимовыгодного сотрудничества с международными партнерами и организациями, такими как проект ПРООН «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана», проект GIZ «Адекватное государственное управление», проект USAID «Развитие местного государственного управления в Узбекистане».

Помимо этого, в рамках международных программ систематически организуются зарубежные стажировки в Германию, Китай, Турцию, Корею и другие.

Активно внедряются современные информационные технологии в процесс формирования управленческих компетенций государственных гражданских служащих. В частности, разработаны и внедрены дистанционные курсы повышения квалификации для государственных гражданских служащих.

В заключение следует отметить, что внедрение эффективной модели развития компетенций государственных служащих в Узбекистане создаст основу для дальнейшего совершенствования реформ в системе государственного управления. В этом направлении и в этом году будет проведена значительная работа. Проект госпрограммы предусматривает внедрение модели компетенций и системы оценки профессиональных компетенций для руководящих должностей в республиканских и местных исполнительных органах власти, коммерческих банках и хозяйственных объединениях с государственной долей.

Н.Абдураимова, УзА.