Известно, что для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банкам необходимо привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. В этом процессе целесообразно совершенствовать законодательство и сформировать участников рынка.
Какие меры, исходя из этих требований, принимаются для регулирования обращения ипотечных ценных бумаг в нашей стране? С этим вопросом мы обратились к руководителю проекта Института макроэкономических и территориальных исследований Жасуру Джалолову.
– 13 апреля 2023 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации программы обеспечения населения жильем посредством ипотечных кредитов на основе рыночных принципов на 2023 год».
В соответствии с указом возложена задача разработки и внесения в Кабинет Министров проекта Закона «Об ипотечных ценных бумагах» с привлечением международных финансовых организаций в целях регулирования обращения ипотечных ценных бумаг.
Мы изучаем и анализируем международный опыт в контексте этой деятельности.
– Как проходил ранний этап развития рынка ипотечных ценных бумаг Китая?
– Этот этап в Китае пришелся на начало 2000-х годов. За данный период была создана нормативно-правовая база, запущены пилотные программы MBS, на рынке появились основные игроки.
Развитие китайского рынка MBS происходило шаг за шагом. Сначала была проведена жилищная реформа – в конце 1990-х – начале 2000-х годов Китай перешел от плановой экономики к рыночной системе и осуществил важные жилищные реформы. Этот сдвиг привел к быстрому расширению ипотечного рынка и увеличению спроса на ипотечные кредиты.
В этом процессе также была важна политическая поддержка. То есть китайское правительство признало секьюритизацию потенциальным преимуществом в развитии ипотечного рынка и начало оказывать политическую поддержку развитию рынка MBS. В 2003 году Госсовет издал директивы по развитию ипотечного рынка.
Подчеркивая важность нормативно-правовой базы, в 2005 году Народный банк Китая и Комиссия по регулированию страховой деятельности совместно издали инструкции по выпуску ценных бумаг с ипотечным покрытием. Это был важный шаг в создании нормативно-правовой базы для рынка MBS в Китае.
– Как было отмечено, банкам важно привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами. Как вели себя китайские банки на деле?
– Строительный банк Китая запустил свою первую пилотную программу по ценным бумагам с эмиссией MBS. Этот эксперимент положил начало рынку MBS в Китае и продемонстрировал целесообразность секьюритизации ипотечных кредитов.
После успеха пилотной программы MBS крупные коммерческие банки, такие как Китайский банк развития (CDB), Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC), стали игроками рынка MBS. В период с 2007 по 2016 год эти банки выпустили свои первые MBS и тем самым внесли свой вклад в рост рынка.
– Что послужило основным фактором роста и высоких показателей рынка MBS?
– В 2014 году Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая объявила о новом правиле, расширяющем сферу применения ценных бумаг, обеспеченных активами, включая MBS. Это позволило большему количеству банков выпускать ипотечные ценные бумаги и стимулировало рост рынка.
После мирового финансового кризиса Китай стал самым быстрорастущим рынком эмиссии MBS: в период с 2018 по 2021 год объем транзакций MBS составил 2 триллиона юаней (300 миллиардов долларов). Эта цифра сделала его вторым по величине рынком в мире. За тот же период США выпустили частных MBS на сумму 550 миллиардов долларов.
В последние годы китайские регуляторы приняли масштабные меры для поощрения роста рынка MBS и управления рисками в ипотечном секторе. Эта инициатива включает разработку механизма передачи кредитных рисков через финансовые инструменты, расширение круга правомочных эмитентов MBS и продвижение более диверсифицированной базы инвесторов.
– Можно ли, исходя из этих анализов, применить китайский опыт предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению нашей страны?
– Прежде чем внедрять зарубежный опыт в нашей стране, требуется его всестороннее изучение. Для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банки должны иметь финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. Если отечественные банки будут использовать успешные стороны опыта Китая и других подходящих нам стран, возможности для развития рынка MBS увеличатся.
Как было упомянуто выше, решается вопрос обеспечения реализации указа Президента от 13 апреля 2023 года и разработки проекта нормативно-правового документа с участием международных финансовых организаций, поэтому не будет ошибкой утверждать, что в этом процессе нам будет полезен опыт зарубежных стран.
Беседовала Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА,
корр. УзА.