Известно, что для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банкам необходимо привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. В этом процессе целесообразно совершенствовать законодательство и сформировать участников рынка.

Какие меры, исходя из этих требований, принимаются для регулирования обращения ипотечных ценных бумаг в нашей стране? С этим вопросом мы обратились к руководителю проекта Института макроэкономических и территориальных исследований Жасуру Джалолову.

– 13 апреля 2023 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации программы обеспечения населения жильем посредством ипотечных кредитов на основе рыночных принципов на 2023 год».

В соответствии с указом возложена задача разработки и внесения в Кабинет Министров проекта Закона «Об ипотечных ценных бумагах» с привлечением международных финансовых организаций в целях регулирования обращения ипотечных ценных бумаг.

Мы изучаем и анализируем международный опыт в контексте этой деятельности.  

– Как проходил ранний этап развития рынка ипотечных ценных бумаг Китая?

– Этот этап в Китае пришелся на начало 2000-х годов. За данный период была создана нормативно-правовая база, запущены пилотные программы MBS, на рынке появились основные игроки.

Развитие китайского рынка MBS происходило шаг за шагом. Сначала была проведена жилищная реформа – в конце 1990-х – начале 2000-х годов Китай перешел от плановой экономики к рыночной системе и осуществил важные жилищные реформы. Этот сдвиг привел к быстрому расширению ипотечного рынка и увеличению спроса на ипотечные кредиты.

В этом процессе также была важна политическая поддержка. То есть китайское правительство признало секьюритизацию потенциальным преимуществом в развитии ипотечного рынка и начало оказывать политическую поддержку развитию рынка MBS. В 2003 году Госсовет издал директивы по развитию ипотечного рынка.

Подчеркивая важность нормативно-правовой базы, в 2005 году Народный банк Китая и Комиссия по регулированию страховой деятельности совместно издали инструкции по выпуску ценных бумаг с ипотечным покрытием. Это был важный шаг в создании нормативно-правовой базы для рынка MBS в Китае.

– Как было отмечено, банкам важно привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами. Как вели себя китайские банки на деле?

– Строительный банк Китая запустил свою первую пилотную программу по ценным бумагам с эмиссией MBS. Этот эксперимент положил начало рынку MBS в Китае и продемонстрировал целесообразность секьюритизации ипотечных кредитов.

После успеха пилотной программы MBS крупные коммерческие банки, такие как Китайский банк развития (CDB), Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC), стали игроками рынка MBS. В период с 2007 по 2016 год эти банки выпустили свои первые MBS и тем самым внесли свой вклад в рост рынка.

– Что послужило основным фактором роста и высоких показателей рынка MBS?

– В 2014 году Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая объявила о новом правиле, расширяющем сферу применения ценных бумаг, обеспеченных активами, включая MBS. Это позволило большему количеству банков выпускать ипотечные ценные бумаги и стимулировало рост рынка.

После мирового финансового кризиса Китай стал самым быстрорастущим рынком эмиссии MBS: в период с 2018 по 2021 год объем транзакций MBS составил 2 триллиона юаней (300 миллиардов долларов). Эта цифра сделала его вторым по величине рынком в мире. За тот же период США выпустили частных MBS на сумму 550 миллиардов долларов.

В последние годы китайские регуляторы приняли масштабные меры для поощрения роста рынка MBS и управления рисками в ипотечном секторе. Эта инициатива включает разработку механизма передачи кредитных рисков через финансовые инструменты, расширение круга правомочных эмитентов MBS и продвижение более диверсифицированной базы инвесторов.

– Можно ли, исходя из этих анализов, применить китайский опыт предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению нашей страны?

– Прежде чем внедрять зарубежный опыт в нашей стране, требуется его всестороннее изучение. Для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банки должны иметь финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. Если отечественные банки будут использовать успешные стороны опыта Китая и других подходящих нам стран, возможности для развития рынка MBS увеличатся.

Как было упомянуто выше, решается вопрос обеспечения реализации указа Президента от 13 апреля 2023 года и разработки проекта нормативно-правового документа с участием международных финансовых организаций, поэтому не будет ошибкой утверждать, что в этом процессе нам будет полезен опыт зарубежных стран.

Беседовала Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА, 
корр. УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Будет ли полезен китайский опыт в обеспечении населения страны долгосрочными ипотечными кредитами? – отвечает эксперт

Известно, что для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банкам необходимо привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. В этом процессе целесообразно совершенствовать законодательство и сформировать участников рынка.

Какие меры, исходя из этих требований, принимаются для регулирования обращения ипотечных ценных бумаг в нашей стране? С этим вопросом мы обратились к руководителю проекта Института макроэкономических и территориальных исследований Жасуру Джалолову.

– 13 апреля 2023 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации программы обеспечения населения жильем посредством ипотечных кредитов на основе рыночных принципов на 2023 год».

В соответствии с указом возложена задача разработки и внесения в Кабинет Министров проекта Закона «Об ипотечных ценных бумагах» с привлечением международных финансовых организаций в целях регулирования обращения ипотечных ценных бумаг.

Мы изучаем и анализируем международный опыт в контексте этой деятельности.  

– Как проходил ранний этап развития рынка ипотечных ценных бумаг Китая?

– Этот этап в Китае пришелся на начало 2000-х годов. За данный период была создана нормативно-правовая база, запущены пилотные программы MBS, на рынке появились основные игроки.

Развитие китайского рынка MBS происходило шаг за шагом. Сначала была проведена жилищная реформа – в конце 1990-х – начале 2000-х годов Китай перешел от плановой экономики к рыночной системе и осуществил важные жилищные реформы. Этот сдвиг привел к быстрому расширению ипотечного рынка и увеличению спроса на ипотечные кредиты.

В этом процессе также была важна политическая поддержка. То есть китайское правительство признало секьюритизацию потенциальным преимуществом в развитии ипотечного рынка и начало оказывать политическую поддержку развитию рынка MBS. В 2003 году Госсовет издал директивы по развитию ипотечного рынка.

Подчеркивая важность нормативно-правовой базы, в 2005 году Народный банк Китая и Комиссия по регулированию страховой деятельности совместно издали инструкции по выпуску ценных бумаг с ипотечным покрытием. Это был важный шаг в создании нормативно-правовой базы для рынка MBS в Китае.

– Как было отмечено, банкам важно привлекать финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами. Как вели себя китайские банки на деле?

– Строительный банк Китая запустил свою первую пилотную программу по ценным бумагам с эмиссией MBS. Этот эксперимент положил начало рынку MBS в Китае и продемонстрировал целесообразность секьюритизации ипотечных кредитов.

После успеха пилотной программы MBS крупные коммерческие банки, такие как Китайский банк развития (CDB), Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC), стали игроками рынка MBS. В период с 2007 по 2016 год эти банки выпустили свои первые MBS и тем самым внесли свой вклад в рост рынка.

– Что послужило основным фактором роста и высоких показателей рынка MBS?

– В 2014 году Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая объявила о новом правиле, расширяющем сферу применения ценных бумаг, обеспеченных активами, включая MBS. Это позволило большему количеству банков выпускать ипотечные ценные бумаги и стимулировало рост рынка.

После мирового финансового кризиса Китай стал самым быстрорастущим рынком эмиссии MBS: в период с 2018 по 2021 год объем транзакций MBS составил 2 триллиона юаней (300 миллиардов долларов). Эта цифра сделала его вторым по величине рынком в мире. За тот же период США выпустили частных MBS на сумму 550 миллиардов долларов.

В последние годы китайские регуляторы приняли масштабные меры для поощрения роста рынка MBS и управления рисками в ипотечном секторе. Эта инициатива включает разработку механизма передачи кредитных рисков через финансовые инструменты, расширение круга правомочных эмитентов MBS и продвижение более диверсифицированной базы инвесторов.

– Можно ли, исходя из этих анализов, применить китайский опыт предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению нашей страны?

– Прежде чем внедрять зарубежный опыт в нашей стране, требуется его всестороннее изучение. Для обеспечения населения долгосрочными ипотечными кредитами банки должны иметь финансовые ресурсы через специальные ценные бумаги. Если отечественные банки будут использовать успешные стороны опыта Китая и других подходящих нам стран, возможности для развития рынка MBS увеличатся.

Как было упомянуто выше, решается вопрос обеспечения реализации указа Президента от 13 апреля 2023 года и разработки проекта нормативно-правового документа с участием международных финансовых организаций, поэтому не будет ошибкой утверждать, что в этом процессе нам будет полезен опыт зарубежных стран.

Беседовала Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА, 
корр. УзА.