Анализ и предложение
Коррупция является фактором, тормозящим развитие любого государства и общества, приводит к нарушению прав и свобод человека. В этой связи эффективное противодействие, предупреждение и минимизация коррупции являются стратегическими задачами для всех стран. Каких результатов добивается наша страна в этом направлении?

Об этом рассказал главный специалист Центра «Стратегия развития» Жасур АХМЕДОВ.
– Коррупция сегодня является одной из самых острых проблем мирового масштаба, которая серьезно подрывает не только экономический рост, но и политическую стабильность и атмосферу доверия в обществе, – говорит Ж. Ахмедов. – В нашей стране борьба с коррупцией в последние годы стала одним из приоритетов государственной политики. В 2017 году был принят Закон «О противодействии коррупции». Позднее начались масштабные реформы в этой сфере посредством реализации специальных государственных программ, указов и постановлений Президента.
В 2024 году Агентством по противодействию коррупции проведены контрольные работы по регионам и отраслям по вопросам конфликта интересов, государственных закупок, эффективного использования бюджетных средств, а также изучения на местах. В целях устранения выявленных нарушений в соответствующие министерства и ведомства внесено 274 представления. По результатам представлений за допущенные ошибки и недостатки к 85 лицам применены меры дисциплинарной ответственности. Кроме того, в 234 случаях отменены закупки на общую сумму 263,9 млрд сумов, что позволило предотвратить незаконные государственные закупки.
По результатам мониторинга в правоохранительные органы направлено 282 материала для проведения правовой оценки выявленных нарушений. На основе материалов возбуждено 25 уголовных и 104 административных дела.
Также по выявленным в результате проверок случаям приняты решения о возмещении в пользу государства материального ущерба в размере 222,7 млрд сумов.
В глобальном рейтинге, составленном Transparency International, Дания, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия и Люксембург входят в число наименее коррумпированных стран. Хотя позиция Узбекистана в этом отношении улучшается из года в год (146-е место в 2020 г., 121-е место в 2023 г.), предстоит еще много работы.
– Какие принципы можно выделить, анализируя опыт стран, успешно боровшихся с коррупцией?
– Действительно, опыт стран, которые успешно боролись и борются в этом направлении, постоянно анализируется. Например, Дании удалось свести коррупцию к минимуму за счет высокого уровня открытости общества и власти, активного участия граждан в принятии решений и общественного контроля.
Финляндия борется с коррупцией посредством сильной правовой базы и ее строгого исполнения. Независимая судебная система, суровые наказания за коррупцию и образовательные программы, формирующие общественное сознание.
Сингапур признан страной, которая за короткий период времени провела эффективные антикоррупционные реформы. Главными факторами являются устранение бюрократических барьеров и повышение ответственности на службе.
– Какие стратегические предложения можно выдвинуть для Узбекистана на основе проведенного анализа?
– Для Узбекистана можно выдвинуть ряд стратегических предложений в этом направлении. В частности, информация о решениях правительства, закупках и финансовых расходах должна быть доступна и прозрачна для общественности. В этом плане эффективными инструментами могут стать платформы электронного правительства, такие системы, как «Открытый бюджет» и «Портал открытых данных».
В Уголовном кодексе должны быть четко прописаны наказания за коррупционные преступления, включая крупные штрафы, увольнение с должности и даже конфискацию имущества. Также можно было бы ввести в некоторых случаях систему презумпции виновности (когда должностное лицо должно доказать свою невиновность).
В каждом государственном учреждении должны работать специальные группы внутреннего аудита и контроля.
Каждый государственный служащий должен проходить постоянное обучение по этике и соблюдению закона. Антикоррупционное образование должно также предоставляться через образовательные программы в школах и университетах.
Необходимо создать широкие возможности для контроля за государственной деятельностью со стороны общественности и СМИ. Также посредством «горячей линии», конкурсов «Хороший государственный служащий», интерактивных платформ граждане должны иметь возможность оценивать деятельность государственных служащих.
Следует привлекать в качестве партнеров по борьбе с коррупцией негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, блогеров, независимых экспертов. Через них будет широко пропагандироваться культура честности среди населения.
В заключение важно отметить, что коррупция – опасное социально-политическое зло для любого государства и общества, и ее полное искоренение является сложной задачей. В то же время возможно свести ее к минимуму, защитить интересы граждан и укрепить их доверие к государству. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить независимую и прозрачную судебную систему, подотчетное и открытое управление, участие активных институтов гражданского общества.
Международный опыт показывает, что борьба с коррупцией требует институционального подхода, политики открытых данных, общественного контроля и повышения правовой грамотности посредством образования. За последние годы Узбекистан предпринял ряд позитивных шагов в этом направлении, в частности, создал правовую базу, провел мониторинг и анализ, а также ввел санкции в отношении ответственных лиц.
При этом важно усилить системный подход к борьбе с коррупцией, укреплять доверие между государством и обществом, расширять участие общественности, адаптировать международный опыт к национальной практике. В частности, коррупцию можно предотвратить, сделав деятельность государственных учреждений более прозрачной, усилив внутренний контроль, повысив уровень информированности граждан.
Приоритетной задачей, стоящей перед Узбекистаном, является продолжение проводимых реформ, защита прав и свобод граждан, повышение качества государственного управления, формирование в обществе культуры честности и ответственности.
Беседовал
Абдулазиз РУСТАМОВ, корр. УзА