В соответствии с постановлением главы государства «О мерах по дальнейшему развитию в республике национального искусства аския и юмора» от 11 июля текущего года в городе Маргилане планируется создание Республиканского центра искусства аския и юмора имени Юсуфжона кизик Шакаржонова, а также проведение раз в год – Республиканского смотра-конкурса «Хуш кайфият» («Хорошее настроение»), вечеров мастеров-аскиячи и юмористов, раз в два года – Международного фестиваля смеха «Табассум» («Улыбка»).

Будут активно поддержаны постановки сатирических произведений, созданные совместно творческими коллективами и писателями-драматургами, концертно-зрелищные мероприятия, направленные на поднятие настроения населения. Со следующего учебного года в Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Карима Зарипова и Ферганской специализированной школе искусств откроется направление «искусство аския и юмора».

– Аския – это находчивость и красноречие, утонченный вкус и культура, глубокие знания и искренность, призванные рассмешить зрителя, – говорит доцент Ферганского государственного университета, доктор филологических наук Хикматилло Дусматов. – В 2014 году искусство аския было включено в Репрезентативный список ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества. Это событие послужило стимулом к изучению аския в Узбекистане и за рубежом. Сегодня действуют школы аския под руководством Мамасидика Шераева в Маргилане, Акромжона Анварова в Коканде, Мухиддина Султанова в Ханабаде Андижанской области и Гофуржона Мирзаева в Нарынском районе Наманганской области.

По мнению историков, наибольшее развитие искусство аския, известное с древних времен, получило во времена Амира Темура, который обладал отличным чувством юмора. А. Навои называл «королем аския» знаменитого юмориста Мухаммада Бадахши.

В XVIII–XIX веках искусство аския было особо развито в Ферганской долине, в частности, городах Коканд и Маргилан, а также в Ташкенте. В числе известных аскиячи того периода –крестьянский сотник Шерназаров и Саидахмад. После 40-х годов ХХ века их традиции продолжили Эрка Кори Каримов, Мамаюсуф Тиллабоев, Юсуфжон кизик Шакаржонов, Расул Кори Мамадалиев, Ака Бухор Закиров и другие. Начиная с 50-х годов аския включается в концертные программы. На театральную сцену аския вынесли такие артисты, как Лутфихоним Саримсакова, Джурахан Султанов, Маъмуржон Узаков, Мухаммаджон Мирзаев, Ганижон Тошматов, Соиб Ходжаев.

– Постановление Президента создает фундамент для дальнейшего развития одного из древнейших видов национального искусства, – говорит известный юморист и мастер слова Абдурахмон Сиддиков. – Воспитание талантливой молодежи на основе традиции «наставник – ученик» позволяет познать новые грани народного творчества. Наш народ с незапамятных времен любит аския и пайров, ценит представителей этого искусства. Современные юмористические номера зачастую не только не приносят никакой пользы обществу, но и, наоборот, отрицательно сказываются на воспитании и нравственности. Между тем юмор, сатира и комедия призваны обнажать проблемы и пороки общества, прославлять высокие качества людей и становиться источником духовной пищи. Исходя из этого считаю постановление очень своевременным, у нас есть немало талантливых мастеров слова. На самом деле подарить людям веселое настроение – сложная и трудная задача, для этого нужен широкий кругозор и всесторонние знания. Важно уметь чувствовать настроение людей, их внутреннее состояние. Суть национального юмористического искусства не в том, чтобы высмеивать очевидное, а в том, чтобы позволить зрителю самому делать выводы. Это способствует развитию у молодежи красноречия и остроумия, учит тонко чувствовать юмор, служит важной основой для организации качественного культурного отдыха нашего народа, сохранения и приумножения национального достояния, раскрытия талантов.

Маъсуджон СУЛАЙМОНОВ, корр. УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Аския – наше национальное наследие, юмор – уникальное искусство

В соответствии с постановлением главы государства «О мерах по дальнейшему развитию в республике национального искусства аския и юмора» от 11 июля текущего года в городе Маргилане планируется создание Республиканского центра искусства аския и юмора имени Юсуфжона кизик Шакаржонова, а также проведение раз в год – Республиканского смотра-конкурса «Хуш кайфият» («Хорошее настроение»), вечеров мастеров-аскиячи и юмористов, раз в два года – Международного фестиваля смеха «Табассум» («Улыбка»).

Будут активно поддержаны постановки сатирических произведений, созданные совместно творческими коллективами и писателями-драматургами, концертно-зрелищные мероприятия, направленные на поднятие настроения населения. Со следующего учебного года в Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Карима Зарипова и Ферганской специализированной школе искусств откроется направление «искусство аския и юмора».

– Аския – это находчивость и красноречие, утонченный вкус и культура, глубокие знания и искренность, призванные рассмешить зрителя, – говорит доцент Ферганского государственного университета, доктор филологических наук Хикматилло Дусматов. – В 2014 году искусство аския было включено в Репрезентативный список ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества. Это событие послужило стимулом к изучению аския в Узбекистане и за рубежом. Сегодня действуют школы аския под руководством Мамасидика Шераева в Маргилане, Акромжона Анварова в Коканде, Мухиддина Султанова в Ханабаде Андижанской области и Гофуржона Мирзаева в Нарынском районе Наманганской области.

По мнению историков, наибольшее развитие искусство аския, известное с древних времен, получило во времена Амира Темура, который обладал отличным чувством юмора. А. Навои называл «королем аския» знаменитого юмориста Мухаммада Бадахши.

В XVIII–XIX веках искусство аския было особо развито в Ферганской долине, в частности, городах Коканд и Маргилан, а также в Ташкенте. В числе известных аскиячи того периода –крестьянский сотник Шерназаров и Саидахмад. После 40-х годов ХХ века их традиции продолжили Эрка Кори Каримов, Мамаюсуф Тиллабоев, Юсуфжон кизик Шакаржонов, Расул Кори Мамадалиев, Ака Бухор Закиров и другие. Начиная с 50-х годов аския включается в концертные программы. На театральную сцену аския вынесли такие артисты, как Лутфихоним Саримсакова, Джурахан Султанов, Маъмуржон Узаков, Мухаммаджон Мирзаев, Ганижон Тошматов, Соиб Ходжаев.

– Постановление Президента создает фундамент для дальнейшего развития одного из древнейших видов национального искусства, – говорит известный юморист и мастер слова Абдурахмон Сиддиков. – Воспитание талантливой молодежи на основе традиции «наставник – ученик» позволяет познать новые грани народного творчества. Наш народ с незапамятных времен любит аския и пайров, ценит представителей этого искусства. Современные юмористические номера зачастую не только не приносят никакой пользы обществу, но и, наоборот, отрицательно сказываются на воспитании и нравственности. Между тем юмор, сатира и комедия призваны обнажать проблемы и пороки общества, прославлять высокие качества людей и становиться источником духовной пищи. Исходя из этого считаю постановление очень своевременным, у нас есть немало талантливых мастеров слова. На самом деле подарить людям веселое настроение – сложная и трудная задача, для этого нужен широкий кругозор и всесторонние знания. Важно уметь чувствовать настроение людей, их внутреннее состояние. Суть национального юмористического искусства не в том, чтобы высмеивать очевидное, а в том, чтобы позволить зрителю самому делать выводы. Это способствует развитию у молодежи красноречия и остроумия, учит тонко чувствовать юмор, служит важной основой для организации качественного культурного отдыха нашего народа, сохранения и приумножения национального достояния, раскрытия талантов.

Маъсуджон СУЛАЙМОНОВ, корр. УзА