Состоявшийся 4 августа в Ашхабаде трехсторонний Саммит с участием глав государств Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана стал очередным важным практическим шагом на пути дальнейшего расширения регионального сотрудничества, в том числе в водно-энергетической и транспортно-логистической сферах.

Одной из ключевых тем в ходе переговоров стало развитие энергетической сферы, в частности сотрудничество в области поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии.

Согласно экспертным оценкам, ежегодные нереализованные выгоды в энергетическом комплексе Центральной Азии составляют 0,9% от общего ВВП региона. 

В этой связи главами государств инициирована совместная реализация проектов в сфере гидро- и тепловой энергетики, достигнута договоренность о проведении во втором полугодии текущего года переговоров на уровне руководителей энергетических ведомств с целью продвижения совместной деятельности в этих направлениях. 

В ходе саммита стороны предметно обсудили вопрос об эффективном управлении трансграничными водными ресурсами 
в бассейне реки Амударьи, имеющей важное значение для обеспечения продовольственной, энергетической и водной безопасности всего региона.

В мае этого года специалисты зафиксировали в низовьях Амударьи острую нехватку воды, причиной которой стали жара и небольшое количество осадков. В марте-апреле перерасход воды в реке превысил привычный показатель на 50%.

В условиях возрастающего негативного воздействия изменения климата – засуха, сокращение водных ресурсов, с учетом намеченного курса на интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности 
и урбанизации, страны региона «сверили часы» по позициям 
и проделываемой работе в рамках регионального сотрудничества в данной сфере.

В этом контексте Президент Узбекистана предложил активизировать сотрудничество в таких направлениях, как внедрение передовых водосберегающих технологий и модернизация систем ирригации, цифровизация процессов управления водными ресурсами, совместное развитие инфраструктуры для сбора и хранения селе-паводковых вод. Актуализирована задача по задействованию всего потенциала Международного фонда спасения Арала, а также сотрудничества по линии партнерских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Следует отметить, что в последние годы в Узбекистане  расширяется применение водосберегающих технологий. Ими охвачено около 25% орошаемых земель. За счет этого в 2022 году сэкономлено 3 миллиарда кубометров воды, которую использовали для орошения 830 тысяч гектаров площадей, засеянных повторно.

Подписанное 3 апреля 2023 года Президентом Республики Узбекистан постановление «О неотложных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов» имеет важное значение для определения аспектов работы с целью устойчивого полива посевных площадей сельскохозяйственного назначения в условиях дефицита воды, отмечающегося и в нынешний летний сезон.

В ходе встречи в Ашхабаде отдельное внимание также уделено объединению усилий по созданию интегрированной транспортной инфраструктуры, которая позволит максимально использовать потенциал стран региона в транспортно-логистической сфере, в том числе по формированию приоритетных торгово-транзитных коридоров. 

В этом контексте Президент Узбекистана выразил мнение, что развитие международного транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан–Иран, активное задействование потенциала Транскаспийского маршрута позволят повысить привлекательность Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток–Запад и Север–Юг. Главой нашего государства предложено совместно создавать благоприятные условия для международных перевозчиков, ускорять цифровизацию и увеличивать пропускную способность контрольно-пропускных пунктов. 

Следует отметить, что запуск коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран с использованием портов Бендер-Аббас и Чабахар имеет стратегическое значение для развития всей Центральной Азии, так как позволит сократить сроки доставки экспортно-импортных грузов, также будет способствовать увеличению товарооборота и росту инвестиций, созданию благоприятных условий для дальнейшего развития международных экономических связей и расширения транспортно-логистической сети в регионе.

Это диверсифицирует и укрепит транзитные коридоры, обеспечив более быстрый и надежный доступ к международным рынкам. Кроме того, взаимодействие в области транспорта увеличит объем товарооборота между странами, расширив сферы экономических отношений. 

Сегодня Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию 
и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

К настоящему времени в Узбекистане построено и сдано в эксплуатацию более 2,4 тысячи км новых железных дорог, электрифицировано свыше 3 тысяч км и реабилитировано более 1,1 тысячи км железных дорог. 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Наша страна к 2030 году планирует увеличить пропускную способность своего транзитного потенциала около 2-х раз – до 20 миллионов тонн, а также увеличить долю инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны до 46,7 миллиарда долларов. 

В целом можно констатировать, что вопросы, обсужденные в ходе переговоров в Ашхабаде, напрямую пересекались с задачами 
и перспективами общерегионального развития. Можно 
с уверенностью сказать, что прошедший саммит стал важной конструктивной частью пятистороннего взаимодействия в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, дополнил данный формат сотрудничества новым практическим содержанием.

Аброр Фатхуллаев, 
Руководитель отдела ИСМИ 
при Президенте 
Республики Узбекистан.

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ашхабадский Саммит – новые перспективы для интенсификации плодотворного регионального сотрудничества

Состоявшийся 4 августа в Ашхабаде трехсторонний Саммит с участием глав государств Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана стал очередным важным практическим шагом на пути дальнейшего расширения регионального сотрудничества, в том числе в водно-энергетической и транспортно-логистической сферах.

Одной из ключевых тем в ходе переговоров стало развитие энергетической сферы, в частности сотрудничество в области поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии.

Согласно экспертным оценкам, ежегодные нереализованные выгоды в энергетическом комплексе Центральной Азии составляют 0,9% от общего ВВП региона. 

В этой связи главами государств инициирована совместная реализация проектов в сфере гидро- и тепловой энергетики, достигнута договоренность о проведении во втором полугодии текущего года переговоров на уровне руководителей энергетических ведомств с целью продвижения совместной деятельности в этих направлениях. 

В ходе саммита стороны предметно обсудили вопрос об эффективном управлении трансграничными водными ресурсами 
в бассейне реки Амударьи, имеющей важное значение для обеспечения продовольственной, энергетической и водной безопасности всего региона.

В мае этого года специалисты зафиксировали в низовьях Амударьи острую нехватку воды, причиной которой стали жара и небольшое количество осадков. В марте-апреле перерасход воды в реке превысил привычный показатель на 50%.

В условиях возрастающего негативного воздействия изменения климата – засуха, сокращение водных ресурсов, с учетом намеченного курса на интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности 
и урбанизации, страны региона «сверили часы» по позициям 
и проделываемой работе в рамках регионального сотрудничества в данной сфере.

В этом контексте Президент Узбекистана предложил активизировать сотрудничество в таких направлениях, как внедрение передовых водосберегающих технологий и модернизация систем ирригации, цифровизация процессов управления водными ресурсами, совместное развитие инфраструктуры для сбора и хранения селе-паводковых вод. Актуализирована задача по задействованию всего потенциала Международного фонда спасения Арала, а также сотрудничества по линии партнерских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Следует отметить, что в последние годы в Узбекистане  расширяется применение водосберегающих технологий. Ими охвачено около 25% орошаемых земель. За счет этого в 2022 году сэкономлено 3 миллиарда кубометров воды, которую использовали для орошения 830 тысяч гектаров площадей, засеянных повторно.

Подписанное 3 апреля 2023 года Президентом Республики Узбекистан постановление «О неотложных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов» имеет важное значение для определения аспектов работы с целью устойчивого полива посевных площадей сельскохозяйственного назначения в условиях дефицита воды, отмечающегося и в нынешний летний сезон.

В ходе встречи в Ашхабаде отдельное внимание также уделено объединению усилий по созданию интегрированной транспортной инфраструктуры, которая позволит максимально использовать потенциал стран региона в транспортно-логистической сфере, в том числе по формированию приоритетных торгово-транзитных коридоров. 

В этом контексте Президент Узбекистана выразил мнение, что развитие международного транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан–Иран, активное задействование потенциала Транскаспийского маршрута позволят повысить привлекательность Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток–Запад и Север–Юг. Главой нашего государства предложено совместно создавать благоприятные условия для международных перевозчиков, ускорять цифровизацию и увеличивать пропускную способность контрольно-пропускных пунктов. 

Следует отметить, что запуск коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран с использованием портов Бендер-Аббас и Чабахар имеет стратегическое значение для развития всей Центральной Азии, так как позволит сократить сроки доставки экспортно-импортных грузов, также будет способствовать увеличению товарооборота и росту инвестиций, созданию благоприятных условий для дальнейшего развития международных экономических связей и расширения транспортно-логистической сети в регионе.

Это диверсифицирует и укрепит транзитные коридоры, обеспечив более быстрый и надежный доступ к международным рынкам. Кроме того, взаимодействие в области транспорта увеличит объем товарооборота между странами, расширив сферы экономических отношений. 

Сегодня Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию 
и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

К настоящему времени в Узбекистане построено и сдано в эксплуатацию более 2,4 тысячи км новых железных дорог, электрифицировано свыше 3 тысяч км и реабилитировано более 1,1 тысячи км железных дорог. 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Наша страна к 2030 году планирует увеличить пропускную способность своего транзитного потенциала около 2-х раз – до 20 миллионов тонн, а также увеличить долю инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны до 46,7 миллиарда долларов. 

В целом можно констатировать, что вопросы, обсужденные в ходе переговоров в Ашхабаде, напрямую пересекались с задачами 
и перспективами общерегионального развития. Можно 
с уверенностью сказать, что прошедший саммит стал важной конструктивной частью пятистороннего взаимодействия в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, дополнил данный формат сотрудничества новым практическим содержанием.

Аброр Фатхуллаев, 
Руководитель отдела ИСМИ 
при Президенте 
Республики Узбекистан.