В Послании Олий Мажлису 29 декабря Президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении.


В Послании Олий Мажлису 29 декабря Президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении.

Было сказано о том, что министры и руководители компаний привыкли обращаться в Кабинет Министров даже по самым незначительным вопросам, превращая правительство в структуру, решающую только повседневные задачи. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?

Первый шаг - cтратегические цели правительства

Это может выглядеть в виде утверждения пяти больших целей и набора из 30-40 задач на ближайшие пять лет, с четкими индикаторами. Исходя из текущих направлений работы правительства можно отметить:

1. Экономическое развитие и благосостояние граждан (макроэкономическая ситуация, предпринимательство, рынок труда, образование, деловая среда).

2. Конкурентоспособность страны (тут могли бы быть сокращение госрегулирования, оптимизация госпредприятий и регуляторной функции, облегчение процедур, СОВАЗ, развитие транспорта, интернет и другое).

3. Социальные защита и услуги, гражданское общество.

4. Экология и устойчивое развитие, качество жизни, ЖКХ, инфраструктура.

5. Безопасность, чрезвычайные ситуации, отношения в регионе.

Цели должны иметь очень конкретные показатели, например сократить или увеличить на конкретное число процентов. Так, в Великобритании одна из целей промышленной политики звучит: «К 2027 году правительство намерено увеличить долю инвестиций в НИОКР в ВВП страны до 2,7 процента, а также налоговый вычет на НИОКР (R&D tax credit) до 12 процентов. При этом соответствующим образом ставится задача «реконструировать» электрическую сеть таким образом, чтобы она могла работать с множеством различных источников чистой энергии и использовать новые технологии для хранения энергии и управления спросом. Одним словом, ориентируются на вполне конкретный осязаемый результат, избегая формулировок, начинающихся со слов «улучшить».

Рассмотрим пример стратегических целей правительства Сингапура как одного из лидеров всевозможных международных рейтингов.

photo5310255324227283404.jpg

Обратите внимание, что цели правительства в развитых странах выстраиваются не под одно министерство, а под несколько ведомств и предполагают активную горизонтальную кооперацию для достижения каждой из пяти больших целей. По каждому направлению работают 5-6 государственных органов. Таким же образом выделяется бюджет из Минфина, где в начале финансового года главы государственных ведомств собираются за одним столом и определяют приоритеты, защищают свои заявки на бюджет.

Второй шаг - функции государственных органов

Для осуществления всех задач нужно синхронизировать работу каждого государственного органа, определив четкие границы его ответственности. Нередко функции госорганов размыты, ресурсы могут не соответствовать возложенной ответственности, механизмы координирования могут отсутствовать. По итогам проводимой административной реформы должны быть пересмотрены все органы, некоторые подлежат поглощению, а другие – упразднению. Оставшиеся госорганы должны разработать свои ведомственные стратегические планы развития. Предлагаю разрабатывать планы ведомства сроком на два года, строиться они будут на стратегическом плане правительства. Показатели данных планов должны вертикалью прослеживаться от министра до ведущих специалистов, ложась в основу оценки деятельности ведомства, лично министра и всех госслужащих.

Как это реализовать на практике? Давайте посмотрим на кейс конкретного ведомства - Министерства здравоохранения (считаю важным сказать, что приведенные ниже мысли относятся к сфере модернизации госуправления и не являются предложениями медика по образованию).

В международной практике Министерство здравоохранения должно не просто получать деньги на зарплату медиков, а напрямую получать деньги на реализацию конкретно определенных задач (создание новых медучреждений, профилактика болезней, клинические исследования, обмен опытом и новые методы лечения, лабораторные работы и так далее).

С чего начнем? Конечно, мы не сможем углубиться в детали, но попытаемся сформулировать ту проблему, которую необходимо решить.

Первое - поликлиники, где упор на первичные медицинские звенья, но качество медобслуживания пока не позволяет успешно осуществлять профилактику заболеваний.

Второе - клиническая медицина: смертность в больницах высокая, отсутствие ответственности за качество лечения, устаревшие консервативные методы лечения, отсутствие современных протоколов лечения и доказательной медицины.

Третье - кадры: уровень коррупции в медвузах (в том числе и невозможность достойным выпускникам остаться на кафедрах) ведет к низкому уровню медперсонала. Из-за низких зарплат медицина взаимосвязана с рынком фармацевтической индустрии, нередко врачи становятся агентами фармкомпаний, прописывая лекарства бесконтрольно.

В рамках статьи предложить пути решения по всем пунктам сложно, вот предлагаемые пути решения первого и второго вопросов.

Анализ конкретных статистических данных. По данным авторитетной Всемирной организации здравоохранения сегодня 54 процента смертности происходит в результате сердечно-сосудистых заболеваний, 8 процентов - из-за онкологических, 3 процента - из-за респираторных, 2 процента - из-за диабета, 14 процентов - в результате инфекционных, перинатальных заболеваний, а 12 и 7 процентов - другие не инфекционные заболевания и увечья соответственно. По мнению этой же организации, в Узбекистане один из самых высоких уровней распространенности анемии (более 60 процентов) среди женщин репродуктивного возраста в регионе Европы и Центральной Азии и второй после Таджикистана – среди детей в возрасте до 5 лет (49,2 процента). Также отмечается проблема ожирения - 54 процента женщин 45-49 лет имеют избыточный вес или ожирение по сравнению лишь с 8 процентами девушек 15-19 лет, то есть с возрастом наблюдается шестикратное увеличение. Сердечно-сосудистые заболевания, повышенное кровяное давление напрямую связаны с ожирением. У женщины риск развития ишемической болезни сердца вдвое больше. Риск развития диабета в четыре раза выше среди тучных мужчин и в восемь раз выше среди тучных женщин. Риск повышенного кровяного давления в 2-3 раза выше среди лиц с ожирением. По оценкам, среди случаев диабета, возникшего в зрелом возрасте, у 64 процентов мужчин и 77 процентов женщин диабет мог быть предотвращен, если бы у них индекс массы тела не превышал 25.

1.jpg

Эти цифры показывают, что многие заболевания, ведущие к ранней смертности, можно было избежать благодаря эффективной профилактике, а также через массированную пропаганду здорового образа жизни, стимулирование правильного поведения у населения.

1. Цифры показывают очевидность того, что следует делать упор на профилактику и общественное здравоохранение.

Предлагаемые меры включают в себя:

а. Аналитику данных - постоянно изучать состояние заболеваний, анализировать тренды и паттерны, заниматься прогнозированием, выставлять наборы статистических данных по болезням, смертности, клиникам на сайте data.gov.uz, чтобы стимулировать исследования в сфере здравоохранения, выносить данные из категории «для служебного пользования».

б. Запуск информационной кампании (через ТВ, школы, махалли, сериалы) о необходимости изменить рацион в пользу растительной пищи, полезных белков, уменьшить потребление мучного, сладкого, увеличить физические нагрузки. Существует масса примеров социальной рекламы за рубежом, которая призывает снижать потребление жиров и углеводов, в частности, не более семи граммов соли в день в Англии, или программа, призывающая к пешей ходьбе «10.000 шагов в день» в Сингапуре. Можно предложить ресторанам и кафе указывать калории в блюдах, отмечать в меню малокалорийные блюда специальным зеленым значком.

в. Побуждать людей регулярно проходить обследования с целью профилактики рака (регулярные осмотры у маммологов, гинекологов), а также сдавать анализ крови. Минздрав уже признал, что сегодня более 100.000 онкобольных. 

г. Вернуть в школы программы финансирования йодосодержащих препаратов. Йодированная соль в случае неправильного хранения теряет полезные свойства, также йод разрушается в горячем блюде. Вместе с тем профилактика заболеваний щитовидной железы увеличивает когнитивные способности ребенка. По данным ЮНИСЕФ только 19 процентов домохозяйств потребляют йодированную соль, тогда как зоб (по причине дефицита йода) является наиболее часто упоминаемой женщинами болезнью.

2. Управление клиниками

а. На основе зарекомендовавшего себя опыта создать должность генерального менеджера во всех лечебных учреждениях (профессиональные управленцы). 

б. Должна быть внедрена система оценки госпиталей и больниц на основе целевых показателей (например, количество повторных пациентов, скорость обслуживания пациентов с инфарктом и другое). 

в. Сделать услуги в поликлиниках символически платными и оставить бесплатными только для уязвимых слоев. Сэкономленные деньги перекинуть на развитие клинической медицины, медвузы, исследования.

г. Необходимо внедрить систему оценки работы клиник со стороны пациентов. Например, в Малайзии после посещения клиники все пациенты получают автоматическое смс от имени министра здравоохранения, в котором из просят оценить обслуживание. 

д. Еще одно - разработка и утверждение современных медицинских протоколов лечения.

Кроме того, структура Министерства здравоохранения могла бы быть трансформирована в соответствии с требованиями времени, усилением аналитической работы по изучению здравоохранения и демографических тенденций. На основе изучения десятка различных миссий министерств, на мой взгляд, опыт Латвии был бы применим в наших реалиях, и тогда основными задачaми Министерства здравоохранения могла бы стать «разработка и реализация национальной политики охраны общественного здоровья, здоровoй окружающей среды, поощрение профилактики, пропаганда здорового образа жизни, а также создание условий для граждан, чтобы получить экономически эффективные, доступные и качественные медицинские услуги».

Что касается структуры, то тут был бы уместен весьма прогрессивный опыт Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Новой Зеландии и Австралии.
1.jpg

Третий шаг - программное бюджетирование

После утвержденных целей на уровне каждого министерства требуется увязка фактических расходов с результатами деятельности ведомств. Это называется программное бюджетирование (Programme based budgeting). Программно-целевой принцип работы и переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ считаются одним из главных методов повышения эффективности бюджетных расходов. Практически все развитые, а также некоторые переходные и развивающиеся страны уже используют или на пути внедрения программного бюджетирования (Франция, Сингапур, Германия, США).

Важно, что принципы и положения программного бюджетирования способствуют упрощению структуры бюджета и тесно коррелируются со стратегическими целями правительства. Кроме того, обеспечивается зависимость краткосрочного бюджетирования от долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования.

В отличие от платежного балансового метода программный бюджет нацелен на длительный период и строится на оценке того, каких результатов нужно ожидать в будущем, а не на прошлом.

Принятие стратегических задач правительства и увязка с программным бюджетом позволит достичь три важные цели - обеспечить взаимосвязь между стратегическими планами государства и бюджетом, возложить ответственность на министерства и ведомства за целевое и эффективное использование выделенных ресурсов и оценить эффективность бюджетного процесса на основе конкретных показателей и критериев. Но самое главное - повысится прозрачность бюджетной информации для общественного контроля.

Изучение зарубежного опыта показывает, что во многих странах практикуется подписание специального контракта с каждым министром на достижение утвержденных целей. К примеру, отечественный Минздрав должен будет суметь определить целевые индикаторы и на их основе распоряжаться деньгами на эпидемиологический надзор, исследования, подготовку кадров и лаборатории.

photo5310255324227283405.jpg

Четвертый шаг - общественный договор

Программное бюджетирование позволяет повысить эффективность работы госорганов и исключает необходимость контроля в режиме ручного управления. Контролем займется парламент и общественность в рамках общественного контроля, потому что планы правительства должны публиковаться на сайте правительства и печататься в газетах, хотя бы в агрегированном виде. Кроме того, на основе международного опыта хотелось бы отметить, что ежегодные отчеты Счетной палаты также должны печататься онлайн и быть доступны гражданам. Переход на программное бюджетирование и публикация отчетов об экономической и социальной эффективности госорганов и их деятельности позволит дать объективную оценку работе министерств.

И уже в свете качества работы госорганов на поверхность всплывает фундаментальный аспект - общественный договор между государством и гражданином. Например, старо как мир то, что люди должны платить налоги, а государство в ответ обязуется предоставлять государственные услуги, обеспечивать социальную защиту уязвимым.

Особенно остро встают обязательства государства в отношении социальной защиты. Вы не встретите больше стран в бывшем СССР, которые хотели и сумели бы сохранить всю сеть субсидируемых государственных музыкальных школ. Подобные расходы спешно сбрасывались с расходной части бюджета еще в середине 90-х прошлого века. А у нас до сих пор в каждом райцентре есть не просто музыкальные школы, а Детские музыкальные школы музыки и искусств. Выходили специальные госпрограммы по оснащению новыми музыкальными инструментами, регулярно делается ремонт. Это дорого, но это в нашей стране делается.

При этом в Узбекистане один из самых низких показателей инвалидности. В мире в среднем этот показатель составляет 10 процентов от общего числа населения, в богатых социально ориентированных странах, таких как Германия, он может доходить до 15 процентов, а у нас стандарты медико-социальной экспертизы таковы, что инвалидность устанавливается меньше, чем у двух процентов населения. Это в пять раз меньше средних показателей.

Общество, лучше понимая стратегические цели своего правительства и выделяемые средства на их достижение, смогло бы более активно включиться в диалог о том, что важнее для нации, что необходимо в долгосрочной перспективе. Помогать людям с инвалидностью или обеспечивать внешкольным дополнительным образованием, субсидируемым государством? Тут ведь нет одного правильного ответа, требуется общественное обсуждение.

В заключение хотелось бы отметить, что попытка системного подхода, изложенная в статье, могла бы способствовать упорядочению приоритетов правительства и выстраиванию их в интересах граждан страны. Принимая каждый день решения, правительство, хокимы, предприниматели, граждане имели бы представление о том, куда страна движется. Долгосрочная перспектива и конкретные цели призваны, в первую очередь, задавать понятные критерии для принятия управленческих решений, чтобы формируемый образ будущего страны был не иллюзорным, а подкреплен целевыми показателями состояния государственных институтов на долгосрочную перспективу и служил ориентиром. Все это лишь усилит уверенность и граждан, и бизнесменов в будущее нашей с вами страны.

Азиза Умарова, 
исполнительный директор консалтингового бюро 
«Smartgov Consulting», эксперт в сфере госуправления

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Административная реформа в Узбекистане: какие шаги предстоит сделать?

В Послании Олий Мажлису 29 декабря Президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении.


В Послании Олий Мажлису 29 декабря Президент нашей страны отметил необходимость оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении.

Было сказано о том, что министры и руководители компаний привыкли обращаться в Кабинет Министров даже по самым незначительным вопросам, превращая правительство в структуру, решающую только повседневные задачи. Какие же шаги в соответствии с международным опытом необходимо предпринять?

Первый шаг - cтратегические цели правительства

Это может выглядеть в виде утверждения пяти больших целей и набора из 30-40 задач на ближайшие пять лет, с четкими индикаторами. Исходя из текущих направлений работы правительства можно отметить:

1. Экономическое развитие и благосостояние граждан (макроэкономическая ситуация, предпринимательство, рынок труда, образование, деловая среда).

2. Конкурентоспособность страны (тут могли бы быть сокращение госрегулирования, оптимизация госпредприятий и регуляторной функции, облегчение процедур, СОВАЗ, развитие транспорта, интернет и другое).

3. Социальные защита и услуги, гражданское общество.

4. Экология и устойчивое развитие, качество жизни, ЖКХ, инфраструктура.

5. Безопасность, чрезвычайные ситуации, отношения в регионе.

Цели должны иметь очень конкретные показатели, например сократить или увеличить на конкретное число процентов. Так, в Великобритании одна из целей промышленной политики звучит: «К 2027 году правительство намерено увеличить долю инвестиций в НИОКР в ВВП страны до 2,7 процента, а также налоговый вычет на НИОКР (R&D tax credit) до 12 процентов. При этом соответствующим образом ставится задача «реконструировать» электрическую сеть таким образом, чтобы она могла работать с множеством различных источников чистой энергии и использовать новые технологии для хранения энергии и управления спросом. Одним словом, ориентируются на вполне конкретный осязаемый результат, избегая формулировок, начинающихся со слов «улучшить».

Рассмотрим пример стратегических целей правительства Сингапура как одного из лидеров всевозможных международных рейтингов.

photo5310255324227283404.jpg

Обратите внимание, что цели правительства в развитых странах выстраиваются не под одно министерство, а под несколько ведомств и предполагают активную горизонтальную кооперацию для достижения каждой из пяти больших целей. По каждому направлению работают 5-6 государственных органов. Таким же образом выделяется бюджет из Минфина, где в начале финансового года главы государственных ведомств собираются за одним столом и определяют приоритеты, защищают свои заявки на бюджет.

Второй шаг - функции государственных органов

Для осуществления всех задач нужно синхронизировать работу каждого государственного органа, определив четкие границы его ответственности. Нередко функции госорганов размыты, ресурсы могут не соответствовать возложенной ответственности, механизмы координирования могут отсутствовать. По итогам проводимой административной реформы должны быть пересмотрены все органы, некоторые подлежат поглощению, а другие – упразднению. Оставшиеся госорганы должны разработать свои ведомственные стратегические планы развития. Предлагаю разрабатывать планы ведомства сроком на два года, строиться они будут на стратегическом плане правительства. Показатели данных планов должны вертикалью прослеживаться от министра до ведущих специалистов, ложась в основу оценки деятельности ведомства, лично министра и всех госслужащих.

Как это реализовать на практике? Давайте посмотрим на кейс конкретного ведомства - Министерства здравоохранения (считаю важным сказать, что приведенные ниже мысли относятся к сфере модернизации госуправления и не являются предложениями медика по образованию).

В международной практике Министерство здравоохранения должно не просто получать деньги на зарплату медиков, а напрямую получать деньги на реализацию конкретно определенных задач (создание новых медучреждений, профилактика болезней, клинические исследования, обмен опытом и новые методы лечения, лабораторные работы и так далее).

С чего начнем? Конечно, мы не сможем углубиться в детали, но попытаемся сформулировать ту проблему, которую необходимо решить.

Первое - поликлиники, где упор на первичные медицинские звенья, но качество медобслуживания пока не позволяет успешно осуществлять профилактику заболеваний.

Второе - клиническая медицина: смертность в больницах высокая, отсутствие ответственности за качество лечения, устаревшие консервативные методы лечения, отсутствие современных протоколов лечения и доказательной медицины.

Третье - кадры: уровень коррупции в медвузах (в том числе и невозможность достойным выпускникам остаться на кафедрах) ведет к низкому уровню медперсонала. Из-за низких зарплат медицина взаимосвязана с рынком фармацевтической индустрии, нередко врачи становятся агентами фармкомпаний, прописывая лекарства бесконтрольно.

В рамках статьи предложить пути решения по всем пунктам сложно, вот предлагаемые пути решения первого и второго вопросов.

Анализ конкретных статистических данных. По данным авторитетной Всемирной организации здравоохранения сегодня 54 процента смертности происходит в результате сердечно-сосудистых заболеваний, 8 процентов - из-за онкологических, 3 процента - из-за респираторных, 2 процента - из-за диабета, 14 процентов - в результате инфекционных, перинатальных заболеваний, а 12 и 7 процентов - другие не инфекционные заболевания и увечья соответственно. По мнению этой же организации, в Узбекистане один из самых высоких уровней распространенности анемии (более 60 процентов) среди женщин репродуктивного возраста в регионе Европы и Центральной Азии и второй после Таджикистана – среди детей в возрасте до 5 лет (49,2 процента). Также отмечается проблема ожирения - 54 процента женщин 45-49 лет имеют избыточный вес или ожирение по сравнению лишь с 8 процентами девушек 15-19 лет, то есть с возрастом наблюдается шестикратное увеличение. Сердечно-сосудистые заболевания, повышенное кровяное давление напрямую связаны с ожирением. У женщины риск развития ишемической болезни сердца вдвое больше. Риск развития диабета в четыре раза выше среди тучных мужчин и в восемь раз выше среди тучных женщин. Риск повышенного кровяного давления в 2-3 раза выше среди лиц с ожирением. По оценкам, среди случаев диабета, возникшего в зрелом возрасте, у 64 процентов мужчин и 77 процентов женщин диабет мог быть предотвращен, если бы у них индекс массы тела не превышал 25.

1.jpg

Эти цифры показывают, что многие заболевания, ведущие к ранней смертности, можно было избежать благодаря эффективной профилактике, а также через массированную пропаганду здорового образа жизни, стимулирование правильного поведения у населения.

1. Цифры показывают очевидность того, что следует делать упор на профилактику и общественное здравоохранение.

Предлагаемые меры включают в себя:

а. Аналитику данных - постоянно изучать состояние заболеваний, анализировать тренды и паттерны, заниматься прогнозированием, выставлять наборы статистических данных по болезням, смертности, клиникам на сайте data.gov.uz, чтобы стимулировать исследования в сфере здравоохранения, выносить данные из категории «для служебного пользования».

б. Запуск информационной кампании (через ТВ, школы, махалли, сериалы) о необходимости изменить рацион в пользу растительной пищи, полезных белков, уменьшить потребление мучного, сладкого, увеличить физические нагрузки. Существует масса примеров социальной рекламы за рубежом, которая призывает снижать потребление жиров и углеводов, в частности, не более семи граммов соли в день в Англии, или программа, призывающая к пешей ходьбе «10.000 шагов в день» в Сингапуре. Можно предложить ресторанам и кафе указывать калории в блюдах, отмечать в меню малокалорийные блюда специальным зеленым значком.

в. Побуждать людей регулярно проходить обследования с целью профилактики рака (регулярные осмотры у маммологов, гинекологов), а также сдавать анализ крови. Минздрав уже признал, что сегодня более 100.000 онкобольных. 

г. Вернуть в школы программы финансирования йодосодержащих препаратов. Йодированная соль в случае неправильного хранения теряет полезные свойства, также йод разрушается в горячем блюде. Вместе с тем профилактика заболеваний щитовидной железы увеличивает когнитивные способности ребенка. По данным ЮНИСЕФ только 19 процентов домохозяйств потребляют йодированную соль, тогда как зоб (по причине дефицита йода) является наиболее часто упоминаемой женщинами болезнью.

2. Управление клиниками

а. На основе зарекомендовавшего себя опыта создать должность генерального менеджера во всех лечебных учреждениях (профессиональные управленцы). 

б. Должна быть внедрена система оценки госпиталей и больниц на основе целевых показателей (например, количество повторных пациентов, скорость обслуживания пациентов с инфарктом и другое). 

в. Сделать услуги в поликлиниках символически платными и оставить бесплатными только для уязвимых слоев. Сэкономленные деньги перекинуть на развитие клинической медицины, медвузы, исследования.

г. Необходимо внедрить систему оценки работы клиник со стороны пациентов. Например, в Малайзии после посещения клиники все пациенты получают автоматическое смс от имени министра здравоохранения, в котором из просят оценить обслуживание. 

д. Еще одно - разработка и утверждение современных медицинских протоколов лечения.

Кроме того, структура Министерства здравоохранения могла бы быть трансформирована в соответствии с требованиями времени, усилением аналитической работы по изучению здравоохранения и демографических тенденций. На основе изучения десятка различных миссий министерств, на мой взгляд, опыт Латвии был бы применим в наших реалиях, и тогда основными задачaми Министерства здравоохранения могла бы стать «разработка и реализация национальной политики охраны общественного здоровья, здоровoй окружающей среды, поощрение профилактики, пропаганда здорового образа жизни, а также создание условий для граждан, чтобы получить экономически эффективные, доступные и качественные медицинские услуги».

Что касается структуры, то тут был бы уместен весьма прогрессивный опыт Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Новой Зеландии и Австралии.
1.jpg

Третий шаг - программное бюджетирование

После утвержденных целей на уровне каждого министерства требуется увязка фактических расходов с результатами деятельности ведомств. Это называется программное бюджетирование (Programme based budgeting). Программно-целевой принцип работы и переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ считаются одним из главных методов повышения эффективности бюджетных расходов. Практически все развитые, а также некоторые переходные и развивающиеся страны уже используют или на пути внедрения программного бюджетирования (Франция, Сингапур, Германия, США).

Важно, что принципы и положения программного бюджетирования способствуют упрощению структуры бюджета и тесно коррелируются со стратегическими целями правительства. Кроме того, обеспечивается зависимость краткосрочного бюджетирования от долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования.

В отличие от платежного балансового метода программный бюджет нацелен на длительный период и строится на оценке того, каких результатов нужно ожидать в будущем, а не на прошлом.

Принятие стратегических задач правительства и увязка с программным бюджетом позволит достичь три важные цели - обеспечить взаимосвязь между стратегическими планами государства и бюджетом, возложить ответственность на министерства и ведомства за целевое и эффективное использование выделенных ресурсов и оценить эффективность бюджетного процесса на основе конкретных показателей и критериев. Но самое главное - повысится прозрачность бюджетной информации для общественного контроля.

Изучение зарубежного опыта показывает, что во многих странах практикуется подписание специального контракта с каждым министром на достижение утвержденных целей. К примеру, отечественный Минздрав должен будет суметь определить целевые индикаторы и на их основе распоряжаться деньгами на эпидемиологический надзор, исследования, подготовку кадров и лаборатории.

photo5310255324227283405.jpg

Четвертый шаг - общественный договор

Программное бюджетирование позволяет повысить эффективность работы госорганов и исключает необходимость контроля в режиме ручного управления. Контролем займется парламент и общественность в рамках общественного контроля, потому что планы правительства должны публиковаться на сайте правительства и печататься в газетах, хотя бы в агрегированном виде. Кроме того, на основе международного опыта хотелось бы отметить, что ежегодные отчеты Счетной палаты также должны печататься онлайн и быть доступны гражданам. Переход на программное бюджетирование и публикация отчетов об экономической и социальной эффективности госорганов и их деятельности позволит дать объективную оценку работе министерств.

И уже в свете качества работы госорганов на поверхность всплывает фундаментальный аспект - общественный договор между государством и гражданином. Например, старо как мир то, что люди должны платить налоги, а государство в ответ обязуется предоставлять государственные услуги, обеспечивать социальную защиту уязвимым.

Особенно остро встают обязательства государства в отношении социальной защиты. Вы не встретите больше стран в бывшем СССР, которые хотели и сумели бы сохранить всю сеть субсидируемых государственных музыкальных школ. Подобные расходы спешно сбрасывались с расходной части бюджета еще в середине 90-х прошлого века. А у нас до сих пор в каждом райцентре есть не просто музыкальные школы, а Детские музыкальные школы музыки и искусств. Выходили специальные госпрограммы по оснащению новыми музыкальными инструментами, регулярно делается ремонт. Это дорого, но это в нашей стране делается.

При этом в Узбекистане один из самых низких показателей инвалидности. В мире в среднем этот показатель составляет 10 процентов от общего числа населения, в богатых социально ориентированных странах, таких как Германия, он может доходить до 15 процентов, а у нас стандарты медико-социальной экспертизы таковы, что инвалидность устанавливается меньше, чем у двух процентов населения. Это в пять раз меньше средних показателей.

Общество, лучше понимая стратегические цели своего правительства и выделяемые средства на их достижение, смогло бы более активно включиться в диалог о том, что важнее для нации, что необходимо в долгосрочной перспективе. Помогать людям с инвалидностью или обеспечивать внешкольным дополнительным образованием, субсидируемым государством? Тут ведь нет одного правильного ответа, требуется общественное обсуждение.

В заключение хотелось бы отметить, что попытка системного подхода, изложенная в статье, могла бы способствовать упорядочению приоритетов правительства и выстраиванию их в интересах граждан страны. Принимая каждый день решения, правительство, хокимы, предприниматели, граждане имели бы представление о том, куда страна движется. Долгосрочная перспектива и конкретные цели призваны, в первую очередь, задавать понятные критерии для принятия управленческих решений, чтобы формируемый образ будущего страны был не иллюзорным, а подкреплен целевыми показателями состояния государственных институтов на долгосрочную перспективу и служил ориентиром. Все это лишь усилит уверенность и граждан, и бизнесменов в будущее нашей с вами страны.

Азиза Умарова, 
исполнительный директор консалтингового бюро 
«Smartgov Consulting», эксперт в сфере госуправления