В Узбекистане, как и в других странах, цифровые технологии активно проникают во все сферы жизни.
В частности, расширение возможностей онлайн-ресурсов и свободного обмена информацией на социальных платформах создают большие удобства для граждан. Однако стремительное расширение цифрового пространства требует дальнейшего повышения ответственности за обеспечение безопасности персональных данных.

В последние годы наблюдается увеличение количества случаев мошенничества и краж, совершаемых через интернет, что влечет за собой причинение гражданам как имущественного, так и морального ущерба. Особую тревогу вызывает рост числа киберпреступлений, связанных с персональными данными и банковскими картами.
В ходе пресс-тура, организованного Центром кибербезопасности Оперативно-розыскного департамента МВД Республики Узбекистан, была представлена подробная информация о киберпреступлениях, совершенных в нашей стране за последние 5 лет, и мерах, принимаемых для их предотвращения.

Отмечалось, что за последние 5 лет количество киберпреступлений в нашей стране выросло в 68 раз, только в 2024 году этот показатель увеличился в 9,1 раза по сравнению с 2023 годом. Общий материальный ущерб, причиненный гражданам в результате киберпреступлений, превысил 1 триллион 909 миллиардов сумов.
Если в 2019 году было совершено 863 преступления с использованием информационных технологий, то в 2024 году этот показатель составил более 50 тысяч преступлений 62 видов.

Доля киберпреступности среди всех видов преступлений приближается к 50 %, то есть практически каждое второе преступление совершается с использованием информационных технологий.
Как же осуществляются эти кибератаки?
Статистический анализ показывает, что основная часть киберпреступлений, а именно – 98 процентов, приходится на случаи, связанные с банковскими картами.
В частности, наиболее распространенными способами среди них являются:
• 60% – хищение устройств или данных банковских карт с помощью вредоносных ссылок и программ;
• 16% – получение кода подтверждения через СМС-сообщение обманным путем;
• 11% – поддельные продажи или транзакции на торговых онлайн-площадках;
• 9% – хищение средств граждан с помощью различных мошеннических схем;
• 4% – оформление онлайн-кредита на имя другого человека.
Как было отмечено на мероприятии, для предотвращения киберпреступности принимается ряд правовых, организационных и технических мер. При этом одной из важных задач в данном направлении стала эффективная борьба с современными угрозами, повышение цифровой грамотности граждан.

Кроме того, кибербезопасность – это актуальный вопрос, требующий личной ответственности и бдительности не только правоохранительных органов, но и каждого пользователя сети Интернет.
В этой связи было подчеркнуто, что гражданам следует быть осторожными с личной информацией, не переходить по подозрительным ссылкам и не попадаться на уловки мошенников.
М. Эшмирзаева, УзА