В этом году Узбекистан и Казахстан отмечают знаменательное событие – 30-летие установления дипломатических отношений, которые были установлены 23 ноября 1992 года.
За этот период страны создали все необходимые условия для упрочнения тесного взаимодействия, основанного на принципах взаимного доверия, уважения и учета интересов друг друга.
В частности, можно выделить следующие важные элементы выстраивания добрососедских и дружественных связей между двумя государствами:
Во-первых, Ташкент и Астана поддерживают регулярный политический диалог на всех уровнях. Лидеры Узбекистана и Казахстана систематически встречаются в рамках международных и региональных мероприятий, проводят телефонные переговоры. С 1992 г. состоялось около 40 взаимных визитов глав государств.
Только в 2022 г. Ш.Мирзиёев и К.Токаев совместно участвовали в 11 мероприятиях (7 – очно, 4 – онлайн) в рамках Четвёртой Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии (21 июля 2022 г., г. Чолпон-Ата), Саммита ШОС (15-16 сентября 2022 г., г. Самарканд), неформальном саммите СНГ (7 октября 2022 г., г. Санкт-Петербург), Саммите СВМДА (14 октября 2022 г., г. Астана), Саммите ОТГ (11 ноября 2022 г., г. Самарканд), а также в многосторонних встречах в формате «Центральная Азия + ».
С 1997 г. действует Совместная межправительственная комиссия по сотрудничеству, уровень которой в 2019 г. повысили до премьер-министров. До настоящего времени проведено 19 заседаний МПК, последнее состоялось 25-26 ноября 2021 г. в г. Туркестане.
Постепенно укрепляется межпарламентское сотрудничество. В 2018 г. подписан Меморандум о сотрудничестве между Нижними палатами Парламентов Узбекистана и Казахстана. В настоящее время реализуются «Дорожная карта» по развитию межпарламентского сотрудничества на 2021-2022 гг. и Меморандум о сотрудничестве между Институтом проблем законодательства и парламентских исследований Узбекистана и Институтом парламентаризма Казахстана. Запущена деятельность Комиссии по сотрудничеству Сенатов двух стран.
Безусловно, достигнутые договоренности и налаженные форматы сотрудничества будут способствовать, с одной стороны, активному участию парламентов наших стран в формировании перспективной повестки дня, продвижения новых инициатив и конкретных проектов двустороннего сотрудничества, с другой – усилению взаимодействия и активному продвижению совместных проектов в рамках международных и региональных парламентских организаций, как Межпарламентский союз, Межпарламентская ассамблея СНГ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, ТЮРКПА и другие.
Во-вторых, сформирована солидная двусторонняя договорно-правовая база. На сегодняшний день между странами заключено 245 межгосударственных и межправительственных документов в области торгово-экономического, инвестиционного, культурно-гуманитарного сотрудничества, а также взаимодействия в сфере транспортной логистики, безопасности, ИКТ и др.
При этом основные принципы поддержания дружественных и добрососедских связей между Узбекистаном и Казахстаном были заложены в таких документах, как «Договор о вечной дружбе» (от 31 октября 1998 г.), «Договор о стратегическом партнерстве» (от 14 июня 2013 г.), «Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства» (от 23 марта 2017 г.), «Декларация о союзнических отношениях» (от 6 декабря 2021 г.).
Таким образом действующий между Узбекистаном и Казахстаном солидный пакет договорно-правовых актов представляет прочный фундамент для дальнейшего развития отношении между нашими странами в духе стратегического партнерства и союзничества.
В-третьих, страны придерживаются солидарных позиций по решению актуальных вопросов региональной и международной повестки дня, что подтверждается поддержкой и дополнением инициатив друг друга.
Показательным в этом контексте представляется, прежде всего, поддержка Казахстаном проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, предложенного президентом Ш.Мирзиёевым в 2017 г.
За пять лет, было проведено четыре Саммита лидеров центральноазиатских государств: первый в марте 2018 г. г. Астана (Казахстан), последний из которых состоялся в июле т.г. в г. Чолпан-Ата (Кыргызстан).
Примечательно, что за столь короткий период данный формат стал действенной и эффективной региональной диалоговой площадкой для доверительного, конструктивного и открытого обсуждения актуальных вопросов регионального сотрудничества и решения общих проблем стран ЦА.
В свою очередь, Узбекистан полностью поддержал и активно содействовал разработке и принятию пятистороннего Договора о добрососедстве и сотрудничестве в целях устойчивого развития Центральной Азии в XXI веке, который был инициирован Казахстаном.
Безусловно такая синхронизация усилий и подходов свидетельствует о том, что как Узбекистан, так и Казахстан понимают, что будущее нашего региона, его устойчивое развитие, благополучие и стабильность зависят от крепости и прочности внутрирегиональных связей.
В этой связи наши страны выступают за активизацию регионального взаимодействия в духе добрососедства, дружбы и взаимного уважения интересов. При этом близость интересов позволяют странам развивать сотрудничество практически по всем направлениям.
Прежде всего, стороны делают упор на наращивании торгово-экономических связей. На сегодняшний день договорно-правовая база в торгово-экономической сфере насчитывает более 150 соглашений. Между странами установлен режим свободной торговли. Значительный импульс развитию торгово-экономических отношений придало подписание двустороннего Соглашения об основных направлениях торгово-экономического сотрудничества на 2017–2021 гг.
Сегодня на Казахстан приходится 64% внешней торговли Узбекистана со странами Центральной Азии, доля Узбекистана в региональном товарообороте Казахстана также достигает 60%.
Важными механизмами расширения торгово-экономического и бизнес сотрудничества являются: а) Деловой совет, учрежденный в 2017 г. торговыми палатами двух стран (последнее четвертое расширенное заседание проведено в г. Нур-Султане в 2021 г.); б) Форумымежрегионального сотрудничества ежегодно проводимые с 2018 г. (последний третий Форум состоялся в г. Туркестане в 2021 г.); в) торговые дома Узбекистана в г. Алматы, узбекско-казахский «Центрально-Азиатский Торговый дом», в г. Астана и внешнеторговое представительство Казахстана в г. Ташкенте.
Благодаря институциональным и практическим инициативам достигнут существенный рост товарооборота между странами. Так, объём торговли между Узбекистаном и Казахстаном в 2021 г. составил 3,9 млрд. долл., что на 30% больше показателя 2020 г. (3 млрд. долл.). За январь-август 2022 г. этот показатель составил 2,87 млрд. долл. (+16%). При этом экспорт достиг 883,9 млн. долл. (+20%), импорт – 1,98 млрд. долл. (+14%).
Основные позиции экспорта РУ в РК: транспортные средства (27,8%), продовольственные товары (19,1%), услуги (14,0%), пластмасса и изделия из них (5,0%), текстильные изделия (4,5%), чёрные металлы (4,2%), и др.
Импорта РУ из РК: мукомольная продукция (27,3%), чёрные металлы и изделия из них (17,8%), энергоносители (10,5%), руда и шлак (12,7%), строительные материалы (5,0%), транспортные средства (4,6%) и др.
Кроме того, страны уделяют особое внимание развитию инвестиционного взаимодействия и промышленной кооперации. В Узбекистане работают 1109 предприятий с участием казахстанского капитала. На территории Казахстана создано свыше 1,4 тыс. предприятий с участием резидентов Узбекистана.
С участием казахстанских инвестиций реализуются такие проекты, как строительство ООО «Эвер Авто» Торгового центра и многоэтажной парковки в г. Ташкент (на сумму 8 млн. долл., освоено 7 млн. долл.), строительство компанией «БИ Групп» гостиницы в г. Ташкенте (на сумму 9 млн. долл., освоено 1,5 млн. долл.) и др.
К числу успешных совместных проектов в сфере промышленной кооперации можно отнести производство автомобилей «Chevrolet» (г.Костанай), швейная фабрика (г.Туркестан), текстильная фабрика (г.Шымкент) и др. Также реализуются проекты по производству медицинских изделий, автоклавного газобетона, автобусов марки «SAZ», грузовых автомобилей «HOWO», сборка автомобилей марки «Hyundai», кухонных плит и водонагревателей.
Кроме того, ведутся работы по реализации на узбекско-казахской границе проекта строительства Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия», призванного стать олицетворением нового формата приграничного сотрудничества.
Другим ключевым компонентом узбекско-казахстанских отношений является транспортно-логистическая сфера, которая играет важную роль в развитии двух стран.
Благодаря благоприятной тарифной политике наблюдается позитивная динамика в перевозке грузов и пассажиров между странами. В 2021 г. объём международных автомобильных грузоперевозок составил 1,5 млн. тн. (+41%). За шесть месяцев 2022 г. грузоперевозки автотранспортом уже составили 1,1 млн. тн., что сопоставимо с показателем за весь 2020 г. – 1,1 млн. тн
Увеличение перевозок автотранспортом в какой-то степени компенсирует сокращение перевозок ж/д транспортом, объемы которых в 2021 г. были равны 20,6 млн. тн. (-2 % в сравнении с 2020 г. – 21 млн. т.). За январь-июль 2022 г. данный показатель составил 10,8 млн. т. (-5%). Такая тенденция вероятно также связана с ростом популярности мультимодальных (различными видами с транспорта) перевозок.
Вместе с тем, ведется реализация совместных инфраструктурных проектов. С 1 апреля 2022 г. запущен первый пассажирский поезд «Нукус–Бейнеу–Нукус», с мая 2022 г. организован регулярный скорый поезд «Алматы–Ташкент–Алматы». Обсуждается запуск скоростных поездов по линии «Туркестан-Шымкент-Ташкент», который свяжет туристические маршруты двух стран и существенно увеличит взаимный поток туристов.
Также стороны намерены реализовать прокладку новой железнодорожной линии «Мактаарал–Дарбаза», которая обеспечит возможность дополнительных объёмов в сообщении с Узбекистаном и снизит напряжение на действующем пограничном переходе «Сарыагаш-Келес».
Следует особо отметить, что Узбекистан и Казахстан эффективно используют транзитный потенциал друг друга. Для Казахстана Узбекистан – это выход на Южную Азию и Ближний Восток, для Узбекистана территория Казахстана – это доступ на рынки ЕАЭС, Кавказа и Европы.
В настоящее время более 50% товарооборота Узбекистана проходит транзитом через территорию Казахстана. Согласно оценкам Азиатского банка развития, торговля между регионами и транзитная торговля вдоль существующих коридоров может увеличиться на 35% в 2025 г. и на 65% в 2030 г. по сравнению с уровнем 2019 г.
В этой связи стороны выступают за наиболее полную загрузку портов Каспийского моря, крупных трансграничных логистических центров, а также в перспективе использование широких возможностей Трансафганского коридора «Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар».
Еще одним важным направлением узбекско-казахских отношений является культурно-гуманитарное сотрудничество, которое динамично развивается на различных уровнях.
Взаимному ознакомлению с культурным наследием способствовало объявление «Года Узбекистана в Казахстане» и «Года Казахстана в Узбекистане» в 2018-2021 гг., в рамках которых было проведено 280 мероприятий, в том числе выставки, концерты, гастроли театров, дни культуры и кино и другие.
Одним из ключевых и эффективных элементов укрепления двустороннего сотрудничества представляется сохранение и развитие национальной культуры и самобытности народов двух стран на своей территории. В этом особую роль играют национальные этнокультурные центры, успешно функционирующие в обоих государствах.
Так, в Узбекистане с 1992 г. действует Казахский культурный центр, который имеет около 30 областных и региональных отделений. В настоящее время они активно участвуют в общественно-политической жизни Узбекистана. В 400 школах проводятся занятия на казахском языке, действует 162 школы только с казахским языком обучения.
В Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами, Каракалпакском государственном университете, Гулистанском государственном университете, Нукусском, Джизакском и Навоийском государственных педагогических институтах созданы факультеты и отделения казахского языка и литературы. Поддерживаются прямые связи между научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями двух стран.
В Казахстане в 1995 г. была создана «Ассоциация этнокультурных объединений узбеков Республики Казахстан «Дустлик», в состав которой входят узбекские этнокультурные центры Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординский, Костанайской, Мангистауской и Туркестанской областей, а также гг. Астаны и Алматы. При каждом узбекском центре действуют воскресные школы, созданы вокальные и хореографические ансамбли.
В 136 школах Казахстана ведется обучение на узбекском языке, в т.ч. в 17 преподавание ведется только на узбекском языке, в 119 – смешанный язык обучения. В Туркестанском педагогическом колледже готовят учителей начальных классов для школ с узбекским языком обучения. В 97 вузах Казахстана обучаются более 10 тыс. граждан Узбекистана по различным направлениям.
Наряду с этим необходимо отметить особую значимость туризма в развитии культурно-гуманитарных связей между народами двух стран.
Одним из последних практических шагов по развитию сотрудничества в этой сфере стала разработка проекта соглашения между Узбекистаном и Казахстаном о вводе т.н. азиатского Шенгена – проекта «Silk Visa» (виза Шёлкового пути).
Виза предполагает, что любой иностранец, который на законных основаниях въехал в Казахстан или Узбекистан, может беспрепятственно перемещаться по территории двух стран, не получая визу каждого из государств по отдельности.
В октябре т.г. был дан старт реализации одного из амбициозных совместных турпроектов – «Узбекистон темир йуллари» запустила для путешественников из Европы туристический поезд «Orient Silk Road Express» по маршруту «Алматы– Ташкент–Камаши–Китаб–Самарканд–Хива–Бухара–Худжанд–Ташкент».
Таким образом двусторонние отношения интенсивно развиваются по всем без исключения направлениям – торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-логистической, культурно-гуманитарной и туристической.
При этом многоплановый и многоуровневый характер узбекско-казахского сотрудничества открывает обширные возможности и новые перспективы, которые необходимо совместно и скоординировано использовать в деле обеспечения устойчивого развития не только двух стран, но и всего региона Центральной Азии.
Л.Умарова,
Главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан