Зульфия Муминова: «Нет никого более уважаемого, чем учитель!»
Известная поэтесса, активный пропагандист национальной литературы, обладатель ордена «Дустлик», заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Зульфия Муминова всегда среди народа. Она отлично знает настроения и чувства людей, их проблемы, намерения и мечты.
В преддверии 1 октября – Дня учителя и наставника мы обратились с рядом вопросов к известной поэтессе.
– Зульфия опа, в жизни каждого человека, особенно творческого, безгранична роль наставника, учителя. Как их труд сказался на вашем творческом становлении?
– Могу сказать, я – человек со счастливой ученической судьбой. В начальных классах мне повезло обучаться у Абдуллы Шерназарова – самого опытного, обладающего глубокими знаниями и авторитетом педагога общеобразовательной школы № 9 Нарпайского района Самаркандской области. Он терпеливо учил нас писать и читать, мы называли его «муаллим» – учитель.
Этот человек воспитывал нас в духе уважения к миру и людям. Именно А. Шерназаров первым признал меня как поэтессу, укрепил во мне веру в правильности избранного пути. Он отправлял мои первые стихи, написанные за школьной партой, в районную газету.
В период учебы в старших классах и в годы студенчества в Национальном университете Узбекистана (бывшем ТашГУ) я всегда старалась оправдать его доверие. Когда закончила обучение и начала работать в журнале «Саодат», муаллима не стало. Мне казалось, будто небо перевернулось, я потеряла прочную опору.
Потом судьба благословила меня другими наставниками. Литературные и жизненные основы мне преподали народные поэты Узбекистана Зульфия Исроилова, Халима Худойбердиева, Ойдин Хожиева. Вести диалог с народом научили заслуженные работники культуры Эътибор Охунова, Турсуной Содикова. Вдохновляли народные поэты Узбекистана Абдулла Арипов, Эркин Вахидов, Омон Матжон. Я счастлива от того, что народный поэт Узбекистана Усмон Азим называл меня своей ученицей.
Я училась и учусь у наставников, которые верно служат поэзии, отлично осознавая, что их труд подобен труду шахтеров, знающих, что они могут остаться в темноте, их может засыпать землей, но упорно продолжающих свою работу.
– По вашему мнению, как связаны между собой понятия «Родина» и «литература»?
– Для меня самое священное слово – Родина-мать, а так как я поэтесса, отождествляю с этим понятием и слово литература. Искусство слова называется у нас «Ватан адабиёти» – «Литература Родины».
– Что вдохновляет, придает силу творческому человеку?
– Каждый день, проведенный в Узбекистане, – это вдохновение. Его дарит диалог с учеными, известными творческими людьми, но особенное удовольствие приносит общение с людьми из народа – сельскими женщинами, чабанами, парикмахерами, фермерами, пекарями, ремесленниками. Благодаря этому рождаются новые стихи. Особое воодушевление придают многочасовые беседы с учителями, аксакалами, трактористами. Если ничего не приходит на ум, еду в кишлаки. Сложно объяснить эту духовную связь…
– Вы поддерживаете связь с начинающими писателями, анализируете их творчество на Зааминском республиканском семинаре молодых литераторов. Что думаете об их деятельности?
– Когда знакомлюсь с молодыми людьми, вступающими в мир литературы, особенно участниками отборочного этапа Зааминского семинара, радуюсь их устремленности, поиску. Они обладают хорошим потенциалом. Сегодняшняя молодежь иная. Мы были застенчивы, а нынешние юноши и девушки готовы к диалогу, смело задают вопросы известным представителям творческой сферы, и это хорошо. Ни книги, ни кино не смогут дать столько полезной информации, сколько наставник, учитель. Мой совет молодежи – цените своих учителей!
Наставник – словно Родина, полноводная река, и только от человека зависит, сколько почерпнет он из этой реки. Как река ни для кого не жалеет своих вод и течет из года в год, так и для меня вечно жив мой наставник. Будто с небес он следит за моим творчеством, а я всегда помню его уроки.
– Зульфия опа, спасибо за искреннюю беседу!
Назокат Усманова, корр. УзА