Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В республике в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере физической культуры и спорта, содействующих укреплению здоровья населения, широкого вовлечения молодежи в спорт и отбора среди нее талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров.

В целях определения приоритетных направлений, направленных на повышение квалификации и знаний населения в области физической культуры и спорта для формирования в стране всесторонне развитой и физически здоровой личности, обладающей высокой культурой, а также внедрения инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов:

1. Определить основными направлениями реформирования системы физической культуры и спорта до 2025 года:

увеличение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, а молодежи, занимающейся в спортивных организациях и учреждениях, до 20 процентов;

поэтапное повышение качественного состава тренеров и специалистов в государственных спортивных образовательных учреждениях, в частности, доведение числа работников с высшим образованием до 80 процентов;

разработку и внедрение на местах эффективной и прозрачной четырехэтапной системы отбора (селекции) талантливых спортсменов среди молодежи – организация – район (город) – регион – республика;

выявление талантливых спортсменов и создание резерва для молодежных сборных команд путем проведения «Детских спортивных игр» среди учащихся спортивных школ системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также привлечение студентов к регулярным занятиям спортом посредством организации «Студенческих спортивных игр» среди студентов высших образовательных учреждений;

разработку системы поэтапного (район/город, регион, республика) проведения фестиваля «Спорт общеобразовательных школ», смотра-конкурса «Учреждение с развитой физической подготовкой» и учреждение номинации на звание лучшей общеобразовательной школы, профессионального и высшего образовательного учреждения с развитым уровнем физической подготовки в целях популяризации физического воспитания среди широких слоев населения, в том числе учащихся общеобразовательных школ, учащихся и студентов профессиональных и высших образовательных учреждений, выявления среди них талантливых;

развитие спортивного туризма посредством системного проведения начиная с 2020 года международного марафона «Tashkent Marathon», международного экомарафона «Save Aral», спортивных соревнований по авторалли и мотокроссу;

внедрение проведения среди всех слоев населения состязаний «Уровень физической подготовки»;

создание комплексных научных лабораторий для спортсменов сборных команд по видам спорта, внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки и налаживание эффективного медицинского и фармакологического обеспечения в области спорта;

внедрение механизма проведения на регулярной основе углубленного медицинского осмотра членов региональных сборных команд по видам спорта до 18 лет в подростковых отделениях региональных детских многопрофильных медицинских центров, членов территориальных сборных команд более старшего возраста – в районных (городских) многопрофильных центральных поликлиниках;

внедрение поэтапно, начиная с 1 февраля 2020 года, системы отбора проб допинг-тестов на республиканских спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта;

создание инфраструктуры для зимних олимпийских видов спорта, налаживание системы подготовки профессиональных спортсменов путем популяризации данных видов спорта;

организацию Центра олимпийской подготовки по системной подготовке спортивных делегаций Узбекистана к престижным спортивным соревнованиям в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

налаживание «услуг хоспиталити» и внедрение дополнительной (не электронной) въездной визы «Sport Visa» в целях широкого привлечения зарубежных спортсменов и болельщиков, а также эффективного использования спортивной инфраструктуры;

принятие необходимых мер по повышению участия частного сектора в области спорта, в том числе по снижению государственной доли в спортивных организациях;

расширение системы дополнительного финансирования спорта путем организации спортивных лотерей;

налаживание деятельности факультативных занятий и кружков по видам спорта, включенным в программу «Армейских игр» для учащихся и студентов образовательных учреждений системы правоохранительных органов и Вооруженных Сил, в том числе «Темурбеклар мактаби»;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления физкультурно-оздоровительными, спортивными сооружениями и учреждениями, в том числе обеспечение подключения спортивных сооружений к телекоммуникационным сетям через информационную систему «Sport.uz»;

осуществление системных мер по развитию и повышению популяризации национальных видов спорта, включению их в программы Азиатских и Олимпийских игр.

2. Утвердить:

Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

Целевые показатели Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 2;

«Дорожную карту» по реализации в 2020 году Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 3;

перечень специализации районов (городов) республики по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта согласно приложению № 4.

Определить, что целевые показатели и основные направления, предусмотренные Концепцией, будут поэтапно осуществляться посредством «Дорожной карты», утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе ежегодных обоснованных расчетов Министерства физической культуры и спорта, а также в рамках бюджетных средств, выделенных на финансирование данных мероприятий.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

ежегодно в срок до 1 ноября на основе представлений федераций (ассоциаций) по видам спорта Министерством физической культуры и спорта формируется и вносится для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан республиканский календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий (далее – республиканский календарный план) на предстоящий год;

в составе расходов, установленных республиканским календарным планом, предусматриваются расходы, связанные с деятельностью Национального олимпийского комитета Узбекистана, федераций (ассоциаций) по видам спорта, а также расходы на страхование спортсменов;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и районов (городов) ежегодно на основе утвержденного республиканского календарного плана в срок до 1 декабря утверждаются соответственно региональные и районные (городские) календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

в целях отбора молодых спортсменов и селекции талантливых спортсменов для большого спорта, налаживания системы формирования спортивного резерва, достижения высоких результатов в популяризации спорта среди молодежи общеобразовательные школы и высшие образовательные учреждения будут специализироваться не менее чем на одном приоритетном, перспективном, развивающемся виде спорта, в том числе национальных видах спорта, исходя из специфики регионов, интересов и пожеланий населения;

помощники по охране общественного порядка (старших) инспекторов по профилактике органов внутренних дел определяются ответственными за привлечение населения, особенно молодежи, к физической культуре и спорту на закрепленных территориях, в том числе в сходах граждан махаллей.

4. Установить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов (городов) являются ответственными за:

поддержку учреждений физической культуры и спорта и развитие инфраструктуры их сооружений;

направление средств на дополнительное финансирование региональных спортивных и физкультурно-массовых мероприятий за счет перевыполненной части от прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов (городов);

специализацию высших образовательных учреждений по видам спорта совместно с республиканскими спортивными федерациями (ассоциациями), создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, проведение состязаний «Уровень физической подготовки», ежеквартальное обсуждение эффективности проводимых работ среди населения и молодежи в данном направлении;

развитие сферы физической культуры и спорта на соответствующей территории, а также устранение имеющихся проблем в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях.

5. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, министерствам, ведомствам и организациям создать условия для бесплатного занятия населением бегом, ходьбой и видами физической зарядки на подведомственных или расположенных на соответствующей территории открытых спортивных объектов (стадионах, футбольных площадках и других спортивных объектах) и в парках отдыха (за исключением объектов, принадлежащих субъектам частного предпринимательства).

6. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан:

о создании в структуре центрального аппарата на базе Управления мониторинга в сфере физической культуры и спорта Управления внутреннего аудита и финансового контроля;

об установлении сбора за оформление и выдачу спортивного паспорта в размере 50 процентов от базовой расчетной величины, действующей на день совершения платежа;

о предоставлении в пользование субъектам предпринимательства в свободное от учебных занятий время спортивных сооружений образовательных учреждений с принятием инвестиционных обязательств по их реконструкции, капитальному ремонту и оснащению по согласованию с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан;

об определении по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан дополнительным источником формирования средств внебюджетного специального расчетного счета «Спорт» до 10 процентов от дохода, полученного от организации и проведения юридическими лицами спортивных лотерей.

7. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить в 2020 году на внебюджетный специальный расчетный счет «Спорт» Министерства физической культуры и спорта 50 миллиардов сумов за счет дополнительных источников Государственного бюджета Республики Узбекистан для укрепления материально-технической базы районных и городских отделов Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также оснащения учебных классов, лабораторий и общежитий подведомственных спортивных школ и колледжей.

8. Министерству физической культуры и спорта, Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов Республики Узбекистан, а также АО «Национальный банк» привлечь кредитные средства международных финансовых институтов и иностранных банков (далее – кредитные средства) в размере 200 миллионов евро, в том числе в 2020 году – 50 миллионов евро, для финансирования проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

9. Установить, что:

часть кредитов, превышающая основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов, в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера основной ставки, и сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, выделяемых коммерческими банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в 2020–2021 годах, покрывается инициаторам проектов за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые для этих льгот средства Государственному фонду поддержки предпринимательской деятельности в установленном порядке;

кредитные средства выделяются на реализацию типовых проектов, предусматривающих строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, основанных на инновационных технологиях
с использованием доступных, энергосберегающих и быстро сооружаемых конструкций и материалов
.

Министерству физической культуры и спорта и Министерству строительства совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок с привлечением проектных организаций разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке типовых проектов спортивных сооружений, возводимых по каждому виду спорта, исходя из передового опыта зарубежных стран, мощности образовательных учреждений и других объектов, а также требований, указанных в настоящем пункте.

10. Утвердить сводные показатели перспективных проектов по строительству в 2020 году в регионах республики физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений за счет кредитов международных финансовых институтов и иностранных банков согласно приложению № 5.

11. Министерству физической культуры и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий:

введение должностей спортивного диетолога, спортивного психолога, спортивного фармаколога, массажиста и тренера по селекции, а также должности главного тренера-селекционера по каждому виду спорта в республиканских школах высшего спортивного мастерства в пределах штатных единиц спортивных образовательных учреждений в составе Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан;

выплату в рамках средств, предусмотренных сметой расходов спортивных учреждений, единовременного вознаграждения в размере месячной заработной платы тренеру, подготовившему проходящего спортивную подготовку учащегося-спортсмена при улучшении его спортивных результатов и переводе в спортивное образовательное учреждение более высокого уровня;

порядок пересмотра и определения статуса спортивных школ исходя из достигнутых ими результатов.

12. Согласиться с предложениями Министерства физической культуры и спорта, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов Республики Узбекистан, предусматривающими начиная с 1 февраля 2020 года порядок достойного стимулирования достижений в области спорта:

а) прием без вступительных экзаменов на основе дополнительного государственного гранта в финансируемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан высшие образовательные учреждения (помимо медицинского направления) учащихся-спортсменов, ставших за последние три года победителями и призерами (1–3-е места) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Параазиатских игр, чемпионатов мира, Азии, республики по олимпийским и паралимпийским видам спорта;

б) по результатам республиканского этапа «Детских спортивных игр» по командным игровым видам спорта:

предоставление победителям (1-е место) действительного в течение трех лет сертификата, дающего право на получение максимального балла по предмету специализации сферы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;

награждение учителей физкультуры, подготовивших победителей и призеров (1–3-е места), единовременными денежными премиями в размере 6-кратного минимального размера оплаты труда за 1-е место, 4-кратного – за 2-е место и 3-кратного – за 3-е место за счет средств, предусмотренных республиканским календарным планом;

в) присвоение напрямую учителям физкультуры общеобразовательных школ и тренерам спортивных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров (1–3-е места) предметной олимпиады по физической культуре, проводимой среди учащихся общеобразовательных школ, без привлечения их к квалификационной аттестации:

второй квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) районного (городского) этапа;

первой квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) областного этапа;

высшей квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) республиканских и международных соревнований;

г) присвоение напрямую очередных ученых званий (доцента, профессора) преподавателям кафедр по направлению физической культуры и спорта, подготовившим студентов высших образовательных учреждений, ставших победителями республиканских (1-е место) и международных соревнований (1–3-е места на Олимпийских и Паралимпийских играх, Азиатских и Параазиатских играх, чемпионатах мира и Азии) по олимпийским видам спорта.

13. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта и Министерства финансов Республики Узбекистан:

об установлении базовой тарифной ставки тренеров-преподавателей спортивных школ за 24 академических часа непосредственных учебно-тренировочных работ в неделю за счет сокращения часов учебных занятий в учебных программах данных школ;

о поэтапном внедрении службы централизованной бухгалтерии в районных (городских) отделах физической культуры и спорта за счет должностей главных бухгалтеров детско-юношеских спортивных школ района (города) и возложении на нее учета средств, выделяемых для финансирования районных (городских) календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.

14. В рамках общей предельной численности управленческого персонала системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан ввести в структуру территориальных управлений дополнительно 28 штатных единиц управленческого персонала.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2020/2021 учебного года усовершенствовать государственные образовательные стандарты, квалификационные требования и предметные программы по образовательным направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры высших образовательных учреждений по направлению физической культуры и спорта и внедрить практику присвоения выпускникам квалификации преподавателя физической культуры и тренера по специализированным видам спорта.

16. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с:

Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, федерациями (ассоциациями) по видам спорта принять соответствующие меры по обеспечению специализированных районов (городов) в регионах, общеобразовательных школ и высших образовательных учреждений необходимой учебной литературой, методическими пособиями и инструкциями по спортивным направлениям;

Министерством финансов Республики Узбекистан и АО «Национальный банк» в месячный срок утвердить положение о порядке использования кредитов, выделяемых международными финансовыми институтами и иностранными банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающего внедрение единой системы электронного управления в системе Министерства физической культуры и спорта.

При этом уделить особое внимание осуществлению полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых из государственного бюджета на сферу спорта, а также на республиканские и региональные календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формированию отчетов по ним, ведению контроля за поступлениями внебюджетных средств спортивных учреждений и обеспечению прозрачности их расходования.

17. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Установить следующий порядок контроля за исполнением настоящего Указа:

заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимову А.А.– обеспечить качественное, полноценное и своевременное исполнение настоящего Указа, организовать и координировать эффективную деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию определенных мероприятий, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;

министру физической культуры и спорта Республики Узбекистан Набиеву Д.Х. – обеспечить принятие всех необходимых мер по достижению целевых показателей Концепции, исполнению Концепции и «Дорожной карты», популяризировать среди населения, особенно молодежи, физическую культуру и спорт, осуществить тесное сотрудничество с федерациями (ассоциациями) по видам спорта в данном направлении, организовать действенный общественный контроль в сфере, оказать ответственным организациям практическую и методическую помощь по своевременной и качественной реализации задач, определенных в настоящем Указе, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о его исполнении;

министру строительства Республики Узбекистан Зокирову Б.И. – обеспечить разработку типовых проектов спортзалов (по боксу, курашу, фитнесу, гимнастике), футбольных, волейбольных, баскетбольных, бадминтонных и теннисных площадок из доступных, энергосберегающих и быстро сооружаемых конструкций и материалов, основанных на инновационных технологиях, пересмотреть строительные нормы и стандарты, имеющиеся в сфере, а также установить государственный архитектурно-строительный контроль за качественным выполнением строительно-монтажных работ;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента, районов и городов – эффективно организовать работу по специализации регионов по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта, финансированию в полном объеме и проведению на высоком уровне региональных спортивных соревнований в соответствии с календарными планами спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций – принять все меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных Концепцией и «Дорожной картой», созданию необходимых условий для физкультурного оздоровления, а также пропаганде здорового образа жизни среди работников;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., и.о. председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д., и.о. директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан Алламжонову К.И. организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего Указа.

            Президент

Республики Узбекистан                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 января 2020 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В республике в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере физической культуры и спорта, содействующих укреплению здоровья населения, широкого вовлечения молодежи в спорт и отбора среди нее талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров.

В целях определения приоритетных направлений, направленных на повышение квалификации и знаний населения в области физической культуры и спорта для формирования в стране всесторонне развитой и физически здоровой личности, обладающей высокой культурой, а также внедрения инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов:

1. Определить основными направлениями реформирования системы физической культуры и спорта до 2025 года:

увеличение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, а молодежи, занимающейся в спортивных организациях и учреждениях, до 20 процентов;

поэтапное повышение качественного состава тренеров и специалистов в государственных спортивных образовательных учреждениях, в частности, доведение числа работников с высшим образованием до 80 процентов;

разработку и внедрение на местах эффективной и прозрачной четырехэтапной системы отбора (селекции) талантливых спортсменов среди молодежи – организация – район (город) – регион – республика;

выявление талантливых спортсменов и создание резерва для молодежных сборных команд путем проведения «Детских спортивных игр» среди учащихся спортивных школ системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также привлечение студентов к регулярным занятиям спортом посредством организации «Студенческих спортивных игр» среди студентов высших образовательных учреждений;

разработку системы поэтапного (район/город, регион, республика) проведения фестиваля «Спорт общеобразовательных школ», смотра-конкурса «Учреждение с развитой физической подготовкой» и учреждение номинации на звание лучшей общеобразовательной школы, профессионального и высшего образовательного учреждения с развитым уровнем физической подготовки в целях популяризации физического воспитания среди широких слоев населения, в том числе учащихся общеобразовательных школ, учащихся и студентов профессиональных и высших образовательных учреждений, выявления среди них талантливых;

развитие спортивного туризма посредством системного проведения начиная с 2020 года международного марафона «Tashkent Marathon», международного экомарафона «Save Aral», спортивных соревнований по авторалли и мотокроссу;

внедрение проведения среди всех слоев населения состязаний «Уровень физической подготовки»;

создание комплексных научных лабораторий для спортсменов сборных команд по видам спорта, внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки и налаживание эффективного медицинского и фармакологического обеспечения в области спорта;

внедрение механизма проведения на регулярной основе углубленного медицинского осмотра членов региональных сборных команд по видам спорта до 18 лет в подростковых отделениях региональных детских многопрофильных медицинских центров, членов территориальных сборных команд более старшего возраста – в районных (городских) многопрофильных центральных поликлиниках;

внедрение поэтапно, начиная с 1 февраля 2020 года, системы отбора проб допинг-тестов на республиканских спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта;

создание инфраструктуры для зимних олимпийских видов спорта, налаживание системы подготовки профессиональных спортсменов путем популяризации данных видов спорта;

организацию Центра олимпийской подготовки по системной подготовке спортивных делегаций Узбекистана к престижным спортивным соревнованиям в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

налаживание «услуг хоспиталити» и внедрение дополнительной (не электронной) въездной визы «Sport Visa» в целях широкого привлечения зарубежных спортсменов и болельщиков, а также эффективного использования спортивной инфраструктуры;

принятие необходимых мер по повышению участия частного сектора в области спорта, в том числе по снижению государственной доли в спортивных организациях;

расширение системы дополнительного финансирования спорта путем организации спортивных лотерей;

налаживание деятельности факультативных занятий и кружков по видам спорта, включенным в программу «Армейских игр» для учащихся и студентов образовательных учреждений системы правоохранительных органов и Вооруженных Сил, в том числе «Темурбеклар мактаби»;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления физкультурно-оздоровительными, спортивными сооружениями и учреждениями, в том числе обеспечение подключения спортивных сооружений к телекоммуникационным сетям через информационную систему «Sport.uz»;

осуществление системных мер по развитию и повышению популяризации национальных видов спорта, включению их в программы Азиатских и Олимпийских игр.

2. Утвердить:

Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

Целевые показатели Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 2;

«Дорожную карту» по реализации в 2020 году Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 3;

перечень специализации районов (городов) республики по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта согласно приложению № 4.

Определить, что целевые показатели и основные направления, предусмотренные Концепцией, будут поэтапно осуществляться посредством «Дорожной карты», утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе ежегодных обоснованных расчетов Министерства физической культуры и спорта, а также в рамках бюджетных средств, выделенных на финансирование данных мероприятий.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

ежегодно в срок до 1 ноября на основе представлений федераций (ассоциаций) по видам спорта Министерством физической культуры и спорта формируется и вносится для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан республиканский календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий (далее – республиканский календарный план) на предстоящий год;

в составе расходов, установленных республиканским календарным планом, предусматриваются расходы, связанные с деятельностью Национального олимпийского комитета Узбекистана, федераций (ассоциаций) по видам спорта, а также расходы на страхование спортсменов;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и районов (городов) ежегодно на основе утвержденного республиканского календарного плана в срок до 1 декабря утверждаются соответственно региональные и районные (городские) календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

в целях отбора молодых спортсменов и селекции талантливых спортсменов для большого спорта, налаживания системы формирования спортивного резерва, достижения высоких результатов в популяризации спорта среди молодежи общеобразовательные школы и высшие образовательные учреждения будут специализироваться не менее чем на одном приоритетном, перспективном, развивающемся виде спорта, в том числе национальных видах спорта, исходя из специфики регионов, интересов и пожеланий населения;

помощники по охране общественного порядка (старших) инспекторов по профилактике органов внутренних дел определяются ответственными за привлечение населения, особенно молодежи, к физической культуре и спорту на закрепленных территориях, в том числе в сходах граждан махаллей.

4. Установить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов (городов) являются ответственными за:

поддержку учреждений физической культуры и спорта и развитие инфраструктуры их сооружений;

направление средств на дополнительное финансирование региональных спортивных и физкультурно-массовых мероприятий за счет перевыполненной части от прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов (городов);

специализацию высших образовательных учреждений по видам спорта совместно с республиканскими спортивными федерациями (ассоциациями), создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, проведение состязаний «Уровень физической подготовки», ежеквартальное обсуждение эффективности проводимых работ среди населения и молодежи в данном направлении;

развитие сферы физической культуры и спорта на соответствующей территории, а также устранение имеющихся проблем в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях.

5. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, министерствам, ведомствам и организациям создать условия для бесплатного занятия населением бегом, ходьбой и видами физической зарядки на подведомственных или расположенных на соответствующей территории открытых спортивных объектов (стадионах, футбольных площадках и других спортивных объектах) и в парках отдыха (за исключением объектов, принадлежащих субъектам частного предпринимательства).

6. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан:

о создании в структуре центрального аппарата на базе Управления мониторинга в сфере физической культуры и спорта Управления внутреннего аудита и финансового контроля;

об установлении сбора за оформление и выдачу спортивного паспорта в размере 50 процентов от базовой расчетной величины, действующей на день совершения платежа;

о предоставлении в пользование субъектам предпринимательства в свободное от учебных занятий время спортивных сооружений образовательных учреждений с принятием инвестиционных обязательств по их реконструкции, капитальному ремонту и оснащению по согласованию с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан;

об определении по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан дополнительным источником формирования средств внебюджетного специального расчетного счета «Спорт» до 10 процентов от дохода, полученного от организации и проведения юридическими лицами спортивных лотерей.

7. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить в 2020 году на внебюджетный специальный расчетный счет «Спорт» Министерства физической культуры и спорта 50 миллиардов сумов за счет дополнительных источников Государственного бюджета Республики Узбекистан для укрепления материально-технической базы районных и городских отделов Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также оснащения учебных классов, лабораторий и общежитий подведомственных спортивных школ и колледжей.

8. Министерству физической культуры и спорта, Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов Республики Узбекистан, а также АО «Национальный банк» привлечь кредитные средства международных финансовых институтов и иностранных банков (далее – кредитные средства) в размере 200 миллионов евро, в том числе в 2020 году – 50 миллионов евро, для финансирования проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

9. Установить, что:

часть кредитов, превышающая основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов, в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера основной ставки, и сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, выделяемых коммерческими банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в 2020–2021 годах, покрывается инициаторам проектов за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые для этих льгот средства Государственному фонду поддержки предпринимательской деятельности в установленном порядке;

кредитные средства выделяются на реализацию типовых проектов, предусматривающих строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, основанных на инновационных технологиях
с использованием доступных, энергосберегающих и быстро сооружаемых конструкций и материалов
.

Министерству физической культуры и спорта и Министерству строительства совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок с привлечением проектных организаций разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке типовых проектов спортивных сооружений, возводимых по каждому виду спорта, исходя из передового опыта зарубежных стран, мощности образовательных учреждений и других объектов, а также требований, указанных в настоящем пункте.

10. Утвердить сводные показатели перспективных проектов по строительству в 2020 году в регионах республики физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений за счет кредитов международных финансовых институтов и иностранных банков согласно приложению № 5.

11. Министерству физической культуры и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий:

введение должностей спортивного диетолога, спортивного психолога, спортивного фармаколога, массажиста и тренера по селекции, а также должности главного тренера-селекционера по каждому виду спорта в республиканских школах высшего спортивного мастерства в пределах штатных единиц спортивных образовательных учреждений в составе Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан;

выплату в рамках средств, предусмотренных сметой расходов спортивных учреждений, единовременного вознаграждения в размере месячной заработной платы тренеру, подготовившему проходящего спортивную подготовку учащегося-спортсмена при улучшении его спортивных результатов и переводе в спортивное образовательное учреждение более высокого уровня;

порядок пересмотра и определения статуса спортивных школ исходя из достигнутых ими результатов.

12. Согласиться с предложениями Министерства физической культуры и спорта, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов Республики Узбекистан, предусматривающими начиная с 1 февраля 2020 года порядок достойного стимулирования достижений в области спорта:

а) прием без вступительных экзаменов на основе дополнительного государственного гранта в финансируемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан высшие образовательные учреждения (помимо медицинского направления) учащихся-спортсменов, ставших за последние три года победителями и призерами (1–3-е места) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Параазиатских игр, чемпионатов мира, Азии, республики по олимпийским и паралимпийским видам спорта;

б) по результатам республиканского этапа «Детских спортивных игр» по командным игровым видам спорта:

предоставление победителям (1-е место) действительного в течение трех лет сертификата, дающего право на получение максимального балла по предмету специализации сферы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;

награждение учителей физкультуры, подготовивших победителей и призеров (1–3-е места), единовременными денежными премиями в размере 6-кратного минимального размера оплаты труда за 1-е место, 4-кратного – за 2-е место и 3-кратного – за 3-е место за счет средств, предусмотренных республиканским календарным планом;

в) присвоение напрямую учителям физкультуры общеобразовательных школ и тренерам спортивных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров (1–3-е места) предметной олимпиады по физической культуре, проводимой среди учащихся общеобразовательных школ, без привлечения их к квалификационной аттестации:

второй квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) районного (городского) этапа;

первой квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) областного этапа;

высшей квалификационной категории за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) республиканских и международных соревнований;

г) присвоение напрямую очередных ученых званий (доцента, профессора) преподавателям кафедр по направлению физической культуры и спорта, подготовившим студентов высших образовательных учреждений, ставших победителями республиканских (1-е место) и международных соревнований (1–3-е места на Олимпийских и Паралимпийских играх, Азиатских и Параазиатских играх, чемпионатах мира и Азии) по олимпийским видам спорта.

13. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта и Министерства финансов Республики Узбекистан:

об установлении базовой тарифной ставки тренеров-преподавателей спортивных школ за 24 академических часа непосредственных учебно-тренировочных работ в неделю за счет сокращения часов учебных занятий в учебных программах данных школ;

о поэтапном внедрении службы централизованной бухгалтерии в районных (городских) отделах физической культуры и спорта за счет должностей главных бухгалтеров детско-юношеских спортивных школ района (города) и возложении на нее учета средств, выделяемых для финансирования районных (городских) календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.

14. В рамках общей предельной численности управленческого персонала системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан ввести в структуру территориальных управлений дополнительно 28 штатных единиц управленческого персонала.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2020/2021 учебного года усовершенствовать государственные образовательные стандарты, квалификационные требования и предметные программы по образовательным направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры высших образовательных учреждений по направлению физической культуры и спорта и внедрить практику присвоения выпускникам квалификации преподавателя физической культуры и тренера по специализированным видам спорта.

16. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с:

Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, федерациями (ассоциациями) по видам спорта принять соответствующие меры по обеспечению специализированных районов (городов) в регионах, общеобразовательных школ и высших образовательных учреждений необходимой учебной литературой, методическими пособиями и инструкциями по спортивным направлениям;

Министерством финансов Республики Узбекистан и АО «Национальный банк» в месячный срок утвердить положение о порядке использования кредитов, выделяемых международными финансовыми институтами и иностранными банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающего внедрение единой системы электронного управления в системе Министерства физической культуры и спорта.

При этом уделить особое внимание осуществлению полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых из государственного бюджета на сферу спорта, а также на республиканские и региональные календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формированию отчетов по ним, ведению контроля за поступлениями внебюджетных средств спортивных учреждений и обеспечению прозрачности их расходования.

17. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Установить следующий порядок контроля за исполнением настоящего Указа:

заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимову А.А.– обеспечить качественное, полноценное и своевременное исполнение настоящего Указа, организовать и координировать эффективную деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию определенных мероприятий, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;

министру физической культуры и спорта Республики Узбекистан Набиеву Д.Х. – обеспечить принятие всех необходимых мер по достижению целевых показателей Концепции, исполнению Концепции и «Дорожной карты», популяризировать среди населения, особенно молодежи, физическую культуру и спорт, осуществить тесное сотрудничество с федерациями (ассоциациями) по видам спорта в данном направлении, организовать действенный общественный контроль в сфере, оказать ответственным организациям практическую и методическую помощь по своевременной и качественной реализации задач, определенных в настоящем Указе, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о его исполнении;

министру строительства Республики Узбекистан Зокирову Б.И. – обеспечить разработку типовых проектов спортзалов (по боксу, курашу, фитнесу, гимнастике), футбольных, волейбольных, баскетбольных, бадминтонных и теннисных площадок из доступных, энергосберегающих и быстро сооружаемых конструкций и материалов, основанных на инновационных технологиях, пересмотреть строительные нормы и стандарты, имеющиеся в сфере, а также установить государственный архитектурно-строительный контроль за качественным выполнением строительно-монтажных работ;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента, районов и городов – эффективно организовать работу по специализации регионов по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта, финансированию в полном объеме и проведению на высоком уровне региональных спортивных соревнований в соответствии с календарными планами спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций – принять все меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных Концепцией и «Дорожной картой», созданию необходимых условий для физкультурного оздоровления, а также пропаганде здорового образа жизни среди работников;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., и.о. председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д., и.о. директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан Алламжонову К.И. организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего Указа.

            Президент

Республики Узбекистан                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 января 2020 года