В нашей стране осуществляются последовательные реформы по обеспечению всесторонней и полной судебной защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и субъектов предпринимательства, широкому внедрению в судебную сферу информационно-коммуникационных технологий, обеспечению открытости и прозрачности судебных заседаний и повышению уровня доступа граждан к правосудию.
Принятый 28 июля Закон Республики Узбекистан «О судах» в новой редакции стал логическим продолжением осуществляемых в сфере реформ. Документ состоит из 101 статьи и вступил в законную силу со дня официального опубликования — с 29 июля 2021 года. Остановимся на основных отличиях нового законодательного акта от старой версии и некоторых аспектах его специфики.
Новизна закона обусловлена организационно-структурными реформами, установленными Указом главы государства «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года. Так, в статье 2 закона в новой редакции определена новая система. Она обусловлена тем, что, с 1 января 2021 года образованы суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства.
Статьей 5 закона, посвященной формированию судейского корпуса, предусмотрено, что его формирование осуществляется Высшим судейским советом Республики Узбекистан в строгом соответствии с принципом независимости судей. Организация и порядок деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан определяются отдельным законом.
Кроме того, в дополнение к таким принципам деятельности судов, как независимость судей, равенство перед законом, прозрачность судопроизводства, язык судопроизводства, право на судебную защиту, презумпция невиновности, в соответствии со статьей 8 установлено, правосудие в Республике Узбекистан осуществляется строго в соответствии с законом.
В статье 17, предусматривающей право на обжалование судебного акта, закреплено, что стороны, а в предусмотренных законом случаях и другие лица имеют право на обжалование судебного акта в установленном законом порядке.
В качестве практического выражения задачи сокращения с 1 января 2021 года дублирующих судебных стадий и ликвидации института надзора за несвойственными правосудию делами в порядке надзора, озвученной главой нашего государства в послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года и для обеспечения исполнения задач Указа «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года, в статье 28 настоящего закона закреплено, что Президиум Верховного суда Республики Узбекистан рассматривает материалы обобщения судебной практики; заслушивает доклады председателей Военного суда Республики Узбекистан, Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента о судебной деятельности и о практике применения законодательства; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Республики Узбекистан.
Наряду с этим статьей 29 закона в новой редакции установлено, что судебные коллегии Верховного суда Республики Узбекистан рассматривают дела по первой инстанции, в апелляционном и кассационном порядке, в том числе повторно в суде кассационной инстанции; изучают и обобщают судебную практику; готовят обзоры судебной практики; разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства; анализируют судебную статистику.
В статьях третьей главы настоящего законодательного акта четко и ясно определены состав, полномочия судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, функции Президиума и судебных коллегий, полномочия председателя суда и заместителей председателя – председателей судебных коллегий.
Следует также отметить, что если ранее дисциплинарные взыскания, которые могли быть применены к судьям, регулировались подзаконными актами, то теперь на основании соответствующих статей закона в новой редакции четко определены виды дисциплинарных взысканий.
Документом предусмотрена материальная и социальная защита судей и членов их семей, законодательно урегулированы вопросы обеспечения судей жильем и выплаты платежей, связанных с арендой жилья, меры, принимаемые по социальной защите судей и членов их семей. Эти меры имеют важное значение для поддержки деятельности судей по обеспечению правосудия.
Точно так же в новой редакции закона полностью регламентированы права и обязанности судей, основные гарантии независимости судей, неприкосновенность судьи, ответственность за неуважение к суду, приостановление и досрочное прекращение полномочий судьи, деятельность квалификационных коллегий судей и иные отношения, связанные с регулированием сферы.
Резюмируя все выше сказанное, можно сказать, что Закон Республики Узбекистан «О судах» в новой редакции направлен на обеспечение подлинной независимости судебной власти, осуществление правосудия судьями, гласности и прозрачности судебных заседаний, широкую судебную защиту прав и свобод граждан, законных интересов субъектов предпринимательства и, таким образом, повышение уровня доступа лиц к правосудию.
Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель коллегии по уголовным делам.