Стандартизация является важным направлением, которое способствует развитию экономического потенциала каждой страны.
Продукция, произведенная на основе международных и национальных стандартов, привлекает внимание потребителей своей конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках.
Действующая редакция Закона «О стандартизации» была принята в 1993 году и не соответствовала международным стандартам в области стандартизации. Был разработан новый закон, чтобы восполнить пробелы в правовой практике предыдущих лет, охватить международные требования и передовой зарубежный опыт в области стандартизации.
Законопроект состоит из 31 статьи, в разработке проекта участвовали 14 экспертов. Понятие «государственный стандарт» изменено на понятие «национальный стандарт», та как в соответствии с международной практикой под понятием «госстандарт» в основном понималось обязательное выполнение. Принимая во внимание то, что понятие «национальный стандарт» используется в законодательстве зарубежных стран, определено, что национальные стандарты применяются на добровольной основе.
Согласно принципам Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации, перечень обязательных стандартов определяется решением Кабинета Министров. В соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, Агентства стандартизации и других организаций, стандарты применяются на добровольной основе для того, чтобы производители могли выйти на рынки и повысить конкурентоспособность.
В фонде государственных стандартов насчитывается почти 30 тысяч стандартов, соблюдение их требований считается обязательным. С принятием закона стандарты переходят из разряда обязательных в добровольные. Одновременно вводится порядок применения международных, региональных и зарубежных стандартов. При этом они применяются по решению Национального органа путем принятия без изменения в качестве национальных стандартов.
Имеются соглашения о применении стандартов и сотрудничестве с Европейским институтом по стандартизации, Американским обществом по испытанию материалов, Французской ассоциацией по стандартизации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации и другими организациями.
Также в сфере стандартизации вводится порядок применения "исходного стандарта" (DS – Dastlabki Standart), принимаемого на определенный срок.
В целях обеспечения адаптации новой выпускаемой продукции к рыночным принципам проект стандарта, который считается целесообразным для продолжения научных исследований и разработок, принимается техническим комитетом в виде предварительного стандарта на определенный срок. Будет отменена практика проведения работ по стандартизации в разрезе отдельных ведомств, а полномочия по принятию решений по экспертизе, утверждению, регистрации, обновлению стандартов будут переданы Институту стандартов Узбекистана при Узбекском агентстве по техническому регулированию.
Одним из требований сотрудничества с международными организациями является определение в стране национального ведомства в области стандартизации. Предусматривается, что проекты отраслевых стандартов будут разрабатывать на основе взаимного согласования техническими комитетами, созданными при ведомствах, представляться в Национальное ведомство на утверждение. В соответствии с порядком организации деятельности по стандартизации планирование работ по стандартизации, создание и ведение информационной базы стандартов, применение, издание и распространение стандартов осуществляются Национальным ведомством.
Словом, подписание новый закон создает широкие возможности для приведения национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой, повышения качества продукции, услуг и производственных процессов, их конкурентоспособности на внешнем рынке.
Дильшод Сатторов,
генеральный директор Узбекского агентства по техническому регулированию.