English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Задача государственного служащего – добиться того, чтобы народ был доволен своей жизнью
15:57 / 2022-12-20

Вопрос, откладывавшийся на протяжении 30 лет

 4 августа текущего года под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по вопросам реформирования государственной службы и повышения эффективности управления. На нем для уполномоченных государственных органов и организаций была определена «дорожная карта» развития государственной службы на ближайшую перспективу, направленная на решение откладывавшихся на протяжении 30 лет вопросов и достижение удовлетворенности народа.

 На совещании глава нашего государства определил ряд неотложных задач во всех сферах, связанных с реформированием государственной службы, повышением результативности и качества в управлении, что, несомненно, облегчит жизнь 35 миллионов жителей нашей страны, окажет непосредственное влияние на их настроение. В частности, даны указания по выведению реформ государственного управления на качественно новый уровень, налаживанию системы регулярного обучения и оценки знаний государственных служащих, внедрению прозрачной системы их отбора, а главное – подготовке кадров компетентными, решительными, воспитанию у них нетерпимого отношения к коррупции.

 В Новом Узбекистане, как и во всех сферах жизни общества, начался и последовательно осуществляется процесс реформ в области обновления системы руководящих и управленческих кадров. На первых этапах были достигнуты значительные результаты в области подготовки, переподготовки и расстановки управленческих кадров, сформирована национальная система.

 Однако накопленный опыт показывает, что государственные органы и организации недостаточно укомплектованы грамотными специалистами, квалификация персонала не соответствует возлагаемым на него задачам и современным потребностям, ряд системных проблем, приводящих к низкому качеству принимаемых решений, требует проведения новых реформ в кадровой политике и системе государственной гражданской службы.

 При этом следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует непосредственно действующего закона, обеспечивающего комплексное правовое регулирование процесса отбора кандидатов, желающих поступить на государственную службу путем открытого независимого конкурса. В целях устранения этих и других системных проблем, связанных с кадровой политикой, Президент подчеркнул, что настало время принять Закон «О государственной гражданской службе» и при осуществлении реформ в этой сфере целесообразно принимать решение, отмеряя не семь, а десять раз.

Государственный служащий – ограниченный ресурс

В этой сфере занято 118 тысяч человек. В последние годы благодаря дальновидной политике и идеям главы государства государственные служащие стали намного ближе к народу, налажена система работы по принципу «махаллабай» и «хонадонбай». Для сотрудников созданы достойные условия для эффективной деятельности. В результате доля сотрудников в возрасте до 40 лет на государственной службе достигла 61 процента (ранее было 37 процентов).

 Однако было отмечено, что результаты несоизмеримы с созданными возможностями и условиями. На совещании Президент подчеркнул, что государственная служба до сих пор не стала системой, которая действительно удовлетворяет народ. Также глава государства отметил, что в прошлом году в Народные приемные Президента поступило 25 тысяч обращений о неграмотности и безответственности сотрудников министерств и хокимиятов и 7 тысяч жалоб на отсутствие у них культуры общения.

 Указано на то, что некоторые руководители не в состоянии выполнять поставленные перед ними задачи из-за отсутствия комплексной системы выявления способностей, обучения качественному выполнению своей работы. Например, за последние 6 месяцев текущего года по причине отсутствия знаний и навыков были заменены 37 хокимов районов и городов. В общем, неспособность выбрать, обучить и мотивировать руководителей, занимающих ответственные должности, является одной из основных причин недостатков и упущений в исполнении.

 В этой связи за последние 2 года с привлечением местных и зарубежных экспертов на основе углубленных обсуждений был подготовлен Закон «О государственной гражданской службе». Закон, состоящий из 64 статей, был подписан Президентом 8 августа текущего года. Следует отметить, что наряду с возложением требований и обязанностей на государственных гражданских служащих в данном законе нашли отражение также вопросы обеспечения их деятельности и усиления их социальной защиты.

 По мере расширения участия частного сектора в экономике возрастает и потребность в квалифицированных кадрах. На этом конкурентном рынке должна быть привлекательной и государственная служба. «Сколько времени, труда и средств требуется для подготовки одного специалиста?! Кроме того, нельзя забывать и том, что государственный служащий – это ограниченный ресурс», – отмечал Президент. Поэтому рассматривается внедрение системы мотивации, основанной на опыте, квалификации и результатах работника.

Потенциальные кадры отбираются на основе открытой и прозрачной системы

 Следует отметить, что создание открытой системы отбора кадров и подбора персонала является одним из эффективных средств борьбы с коррупцией. Для этого на основе нового подхода была введена открытая и прозрачная система отбора, отказавшаяся от старых методов отбора кадров и оценки их интеллектуального потенциала и духовных качеств.

 Мы видим, что одной из основных задач на основе реформ по внедрению современной системы управления в сфере государственной гражданской службы на примере развитых стран является подбор кадров на основе открытого независимого конкурса. При этом на вакантные должности отбираются наиболее талантливые, высококомпетентные работники по принципу меритократии.

 В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года в августе 2020 года Агентством развития государственной службы был запущен единый открытый портал вакантных должностей государственных гражданских служащих – vacancy.argos.uz.

 Данный портал разработан в целях приема наиболее перспективных кадров на вакантные должности государственных органов и организаций на основе открытого независимого конкурса, в течение 2020-2022 годов к порталу подключено 78 государственных органов и организаций, а также 208 районных (городских) хокимиятов, на вакантные должности было объявлено более 105 тысяч конкурсов.

 В конкурсах приняли участие более 1,3 миллиона кандидатов, 45 тысяч из них заняли вакантные места.

 Портал работает по принципу «единого окна» для заполнения вакантных должностей в государственных органах и организациях подходящими кадрами. То есть, все интернет-площадки, связанные с трудовой и кадровой работой, интегрированы с этим порталом. Портал является интерактивным и предоставляет кандидатам ряд возможностей и удобств. Например, кандидаты, желающие участвовать в конкурсе, могут претендовать сразу на три вакантные должности государственного органа. Количество организаций, в которые направляются заявки, не ограничено. Квалификационные требования к вакантной должности определяются работодателем на основе принципа равенства.

 Важным аспектом этой системы является то, что информация об этапах отбора поступает онлайн в личный кабинет каждого кандидата на портале, то есть кандидатам выдается ответ по результатам каждого этапа. Отныне для поступления на государственную службу кандидатам не приходится скитаться по госорганам и организациям с «объективкой» и документами, состоящими из стопки бумаг и ряда справок. Вся информация о кандидате автоматически отражается в его заявке через Единую национальную систему труда. Они заходят на электронную площадку и подают заявку на подходящую вакансию в 3-4 шага.

 После получения заявки комиссия по открытому конкурсу, созданная в организации, в течение 3-х рабочих дней изучает заявки кандидатов по установленным квалификационным требованиям, о чем в личный кабинет каждого кандидата будет направлено соответствующее сообщение.

Следующий этап конкурса – кандидат, прошедший тестирование, в течение 3-х рабочих дней проходит тестирование в централизованном порядке в регионах. Таким образом, кандидаты с положительным результатом будут проходить собеседование с членами приемной комиссии в течение 3-х рабочих дней. Собеседование организовано для оценки кандидатов, претендентам ставятся равные условия и равнозначные вопросы. В этом процессе ответственный сотрудник Агентства участвует в качестве наблюдателя и следит за его ходом прозрачным и справедливым образом. Соответствующие документы для приема на работу кандидата, успешно прошедшего собеседование, будут оформлены и загружены на платформу, после чего вакансия будет автоматически закрыта в Единой национальной системе труда.

Здесь возникает естественный вопрос. Насколько кадровые службы организаций и ведомств готовы к внедрению этой системы, смогут ли они стать драйверами новой системы? Решение этого вопроса остается в центре внимания Агентства развития государственной службы. Совместно с Академией государственного управления были организованы систематические курсы повышения квалификации по вопросам развития и управления человеческими ресурсами для руководителей отделов кадров министерств и ведомств, хокимиятов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных и городских хокимиятов. В них с помощью наглядных и практических примеров до мельчайших подробностей описаны критерии, охватывающие применение в процессе образования современных методов отбора кадров и работы с ними, привлечение на государственную гражданскую службу, на которых следует обратить внимание в этом процессе.

 Не будет преувеличением утверждать, что за всеми процессами установлен общественный контроль на высоком уровне. Так, за прошедший период от общественности поступило более 40 конструктивных предложений, направленных на дальнейшее совершенствование процесса тестирования и собеседования, подготовку вопросов с учетом отраслевых тенденций, привлечение к процессу собеседования независимых экспертов. Практически все они были ориентированы на исполнение, то есть на дальнейшее улучшение работы портала, сведение до минимума человеческого фактора на этапах отбора кандидатов.

 

Сарвар Умаралиев,

главный инспектор  

Агентства развития государственной службы  

при Президенте Республики Узбекистан