Во всем мире спрос на смартфоны остается стабильно низким, что заставляет производителей менять свои приоритеты и бизнес-стратегии. Одни ждут, что ситуацию изменит появление новых высокотехнологичных моделей, другие приступили к освоению молодых и растущих рынков.
Свои приоритеты изменила и компания Xiaomi. Инновационная стратегия китайского производителя быстро вывела его в одного из лидеров рынка мобильных гаджетов. В то время, когда большинство конкурентов оптимизировали свои штаты и ресурсы, Xiaomi стремительно расширялась и нанимала лучших из доступных на рынке труда специалистов. Чтобы максимально диверсифицировать производство, компания пытается выйти на растущий рынок электромобилей.
Рождение китайских титанов
9 января 2007 года на конференции MacworldExpo Стив Джобс анонсировал первый мобильный телефон iPhone. Название iPhone образовано от английского слова phone (телефон) с добавлением буквы i. На презентации Джобс заявил, что это сокращение слова Internet (интернет), а также сказал, что «эта буква означает для нас и другие вещи» и показал слайд со словами individual, instruct, inform, inspire («личный; обучать; сообщать; вдохновлять»). Новинка захватила мир и положила начало революции на китайском IT-рынке. Первое десятилетие 2000-х годов в этой стране доминировали иностранные бренды, такие как Nokia, Samsung и Motorola. Большинство всемирно известных производителей телефонов, за исключением Nokia, присоединились к лагерю Android. Операционная система предоставила усовершенствованный сенсорный экран и новый опыт взаимодействия человека и машины, что привело к росту продаж смартфонов. Высокий спрос позволял устанавливать практически любые цены. В тот период индустрия смартфонов в Китае в основном базировалась на OEM-бизнесе (оригинальном производстве оборудования). Местных брендов с собственным дизайном смартфонов почти не было. Китайский предприниматель Лэй Цзюнь и его команда обнаружили, что в операционных системах смартфонов международных брендов отсутствуют многие службы локализации. Они основали компанию Xiaomi и занялись разработкой операционной системы MIUI для китайских пользователей. Она должна была соответствовать привычкам китайских потребителей. По мере роста числа пользователей MIUI Xiaomi осознала, что ей нужны собственные терминальные продукты, чтобы поддерживать лояльных потребителей. И самое главное – международные бренды смартфонов приносят значительную прибыль. У компании было преимущество перед западными конкурентами – почти вся сборка и производство смартфонов осуществлялись на китайских заводах. Так почему бы не приобрести оборудование и не разработать собственный смартфон специально под MIUI?

На экспериментальной основе компания запустила первое поколение телефонов Xiaomi. Никто этого не ожидал, но миллионы потребителей заказали их еще до официального запуска. Секрет такого успеха прост – они были оснащены первоклассными комплектующими, а стоили практически вдвое дешевле аналогов. Из-за низкой стоимости многие потребители приняли компанию за кустарное предприятие. Xiaomi потребовалось много лет, чтобы постепенно убедить китайскую общественность в качестве своей продукции.
Стратегия отказа от погони за высокой маржой аппаратного обеспечения сделала Xiaomi самым быстрорастущим брендом смартфонов, что также вдохновило другие китайские компании выйти на этот рынок. Начиная с 2012 года местные производители смартфонов начали постепенно вытеснять иностранных. Всего через несколько лет такие бренды, как OnePlus, начали конкурировать с Samsung и HTC на рынках США и Европы. Ценовая война для Xiaomi – это проверенная стратегия. Многим последователям сложно конкурировать с ней на этом уровне. MIUI, как первая локализованная система для смартфонов в Китае, также привлекла сотни миллионов пользователей.
Xiaomi запускает производство автомобилей Основатель Xiaomi Лэй Цзюнь объявил о выходе компании на рынок умных электромобилей в 2021 году. Он пообещал инвестировать 10 миллиардов долларов в течение следующих десяти лет и начать массовое производство первых автомобилей к первой половине 2024 года. В конце августа этого года Xiaomi получила одобрение Государственного комитета по развитию и реформам Китайской Народной Республики (NDRC) на выпуск 100 000 электромобилей в год. Одобрение NDRC –значительный шаг в этом направлении, но компании необходимо также получить разрешение Министерства промышленности и информатизации Китайской Народной Республики, которое отвечает за оценку технических аспектов и безопасности новых транспортных средств.
У Xiaomi есть большой опыт инноваций, поэтому она уверена, что сможет создать конкурентоспособный электромобиль. На данный момент компания уже построила завод в Пекине, способный производить 200 000 электромобилей в год. Над проектом первого электромобиля в настоящее время трудятся более 1000 инженеров. Технологический гигант установил партнерские отношения с несколькими поставщиками первого уровня, включая Bosch и Magna. При этом опыт и стратегия Xiaomi на рынке смартфонов не могут быть в полной мере применимы к автомобильной отрасли.
С развитием индустрии электроавтомобилестроения в Китае появилось множество компаний, играющих ключевую роль в разработке и производстве электромобилей, например, такие гиганты, как BYD и CATL. Ограниченная проектированием и производством двигателей и аккумуляторов, Xiaomi не может вести ценовую войну на автомобильном рынке Китая.
По сравнению с традиционными автомобильными брендами новые технологические компании имеют большой опыт в области искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Сотрудничая с автопроизводителями, они могут выпускать более технологичные электромобили. Хороший пример этому – компания Huawei. Хотя на дорогах до сих пор нет автомобилей с логотипом Huawei, компания уже давно установила хорошие отношения с некоторыми производителями электромобилей и участвовала в выпуске таких серий, как Aito и Arcfox.
Xiaomi только начинает заниматься искусственным интеллектом и разработкой автопилота, поэтому ей будет сложно превзойти имеющихся на китайском рынке конкурентов, которые уже представили технологичные электромобили стоимостью от 5000 до 200 000 долларов США. При этом каждый бренд имеет свои уникальные преимущества.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК,
УзА.