Высокий уровень доверия и взаимопонимания, а также оперативные меры не дали перерасти стычке в масштабный конфликт
Именно высокий уровень доверия и взаимопонимания, которые установились между политическим руководством Узбекистана и Кыргызстана, и незамедлительные меры не дали перерасти стычке в масштабный конфликт, который мог бы негативно отразиться на стабильности и безопасности всего региона.
Произошедший 31 мая текущего года на участке «Чашма» узбекско-кыргызской государственной границы в ходе совместной очистки арыков одноименного родника конфликт между некоторыми гражданами Узбекистана и Кыргызстана и последующие события стали наглядным свидетельством безальтернативности политики добрососедства и дружбы, которую проводит Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев с соседними странами с первых дней на посту главы государства.
Именно высокий уровень доверия и взаимопонимания, которые установились между политическим руководством Узбекистана и Кыргызстана, и незамедлительные меры не дали перерасти стычке в масштабный конфликт, который мог бы негативно отразиться на стабильности и безопасности всего региона.
Напротив, оперативное и согласованное взаимодействие сторон при мирном разрешении конфликта, переговоры глав правительств на границе, их встречи с местным населением, телефонный разговор лидеров государств позволили в кратчайшие сроки снять напряженность между жителями приграничных районов, еще раз подтвердили твердую политическую волю руководства Узбекистана и Кыргызстана далее укреплять взаимовыгодное сотрудничество между странами на основе принципов дружбы, добрососедства и взаимного уважения, показали готовность сторон самостоятельно и в конструктивном русле решать даже самые острые проблемы.
Конечно, к большому сожалению, не обошлось без жертв. Граждане обоих государств получили увечья, нанесен ущерб имуществу местного населения. Однако отсутствие диалога на высшем уровне, любое промедление при реагировании на ситуацию в приграничье могло бы привести к непредсказуемым событиям, о которых мы хорошо знаем из новейшей истории.
Истоки проблемы всем известны. Это возникающие вот уже несколько десятилетий споры вокруг вопросов водо- и землепользования, беспрепятственного передвижения жителей между приграничными районами, причиной которых является неудачное административное деление государственных границ в советское время без учета рельефа местности и мнений населения приграничья. Существующие проблемы долгое время усугублялись сложной социально-экономической ситуацией на местах, а низкий уровень сотрудничества на высшем уровне подогревал и без того напряженную межэтническую обстановку. Очевидно, в один день решить все проблемы, копившиеся десятилетиями на границе, тяжело. Это, в первую очередь, требует установления устойчивого диалога между государствами, основанного на взаимном доверии и уважении.
Сегодня, как показали недавние события, такой диалог установлен, стороны твердо заинтересованы в конструктивном решении имеющихся двусторонних проблем с учетом интересов друг друга, всестороннем углублении взаимовыгодного сотрудничества как важного условия совместного устойчивого развития и процветания. В предстоящий период сторонам, опираясь на узы многовековой дружбы и добрососедства двух братских народов, естественном стремлении граждан обеих стран к мирному сосуществованию, очень важно продолжить укреплять доверие на политическом уровне, содействовать расширению многопланового и долгосрочного сотрудничества между странами.
Для этого сегодня созданы все необходимые условия. В частности, за короткий период с момента избрания Шавката Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан значительно укреплена договорно-правовая база для конструктивного решения двусторонних вопросов. Подписаны такие важные документы, как «Декларация о стратегическом партнерстве, укреплении дружбы, добрососедства и доверия», «Договор об узбекско-кыргызской Государственной границе», «Соглашение по мерам доверия в районе границы».
Налажено и расширяется взаимодействие между министерствами и ведомствами. Особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству. Так, по инициативе главы Узбекистана Шавката Мирзиёева учрежден Совет руководителей администраций приграничных областей Узбекистана и Кыргызстана во главе с премьер-министрами двух стран. Благодаря совместным усилиям сторон в последние годы значительно активизировалась приграничная торговля, расширяется межрегиональное сотрудничество, увеличились культурные обмены, растут взаимные поездки граждан. Выигрывают от этого только народы двух дружественных стран.
В целом важно продолжать принимать все необходимые меры, чтобы стремление сторон к совместному и взаимовыгодному решению всех проблемных вопросов приобрело необратимый характер. Только в атмосфере доверия и взаимоуважения, конструктивного диалога страны региона способны самостоятельно преодолеть отдельные разногласия и вместе с тем обеспечить условия для стабильного развития в общем Центральноазиатском доме.
Акрамжон НЕЪМАТОВ,
первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.