Вопросы гендерного равноправия остаются одной из главных целей и неотъемлемой частью международной повестки дня в области развития.
Их значимость и важность подчеркиваются как в международных документах, носящих универсальный характер, так и региональных государственных программах. Продолжающиеся изменения и совершенствование общественных отношений в области гендерного равноправия в современном мире приводят к необходимости реформирования законодательства, повышения уровня и качества принимаемых нормативных правовых актов, а также практики их применения на предмет их соответствия принципам гендерного равноправия, ибо его идеи и принципы должны пронизывать не только законодательство, но должны быть реализованы во всех сферах жизнедеятельности человека.
Законодательство в области гендерного равенства предполагающее учет прав, интересов, потребностей и приоритетов как женщин, так и мужчин, прежде всего основывается на конституционных нормах, вобравших в себя достижения мировой практики в области прав человека, провозглашающих фундаментальными ценностями человеческое достоинство, свободу, равенство, справедливость. Это объясняется тем, что Конституция, как Основной Закон государства, является важным политическим актом, отражающим фундаментальные идеи и принципы общественного и государственного строительства. Именно по этой причине ее по праву признают эффективным политико-правовым инструментом претворения в жизнь принципа гендерного равенства, ввиду чего, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин устанавливает обязательство для стран-участниц по закреплению данного принципа на конституционном уровне.
Конституция Республики Узбекистан также не является исключением. Причем в Основном Законе нашей страны, гендерное равенство предусмотрено не только в контексте общего принципа равноправия (статья 18), а выделяется как отдельный конституционный принцип: «Женщины и мужчины имеют равные права» (статья 46). Стоит обратить внимание, что настоящая норма размещена в главе о гарантиях прав и свобод человека. Это означает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению соблюдения равенства женщин и мужчин при осуществлении личных, политических, социально-экономических прав и свобод. При этом стоит особо отметить, что все положения Конституции касательно прав человека гендерно нейтральные, так как использованы с применением термина «каждый».
Гарантирование государством не только равных прав мужчин и женщин, но и равных возможностей их реализации, возлагает на государство обязанность обеспечивать исполнение указанного принципа во всех сферах жизнедеятельности, путем создания действенных механизмов. Т.е. осуществление конституционных, основных норм предполагает принятия законодательных мер, институциональных гарантий и обеспечения вовлеченности в этот процесс широкой общественности. Механизм обеспечения конституционных прав предполагает наличие системы гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве и представляющих собой комплекс мер социально-экономического, политического, идеологического характера, т.е. обеспечение соответствия норм Конституции реальности требует создания необходимых условий для их воплощения в жизнь, чтобы они реально наполнялись практическим смыслом и стали достоянием людей.
За годы независимости был разработан целостный механизм реализации данного принципа, который нашел свое правовое отражение в национальной законодательной базе. Так, положения Основного Закона о равенстве обоих полов в сфере трудовых отношениях были развиты в Трудовом кодексе Республики Узбекистан. С учетом того, что семья, как особо охраняемый государством объект, требующий специальных гарантий соблюдения принципа гендерного равенства, а семейно-брачные отношения наиболее подвержены воздействию гендерных стереотипов, Семейным кодексом Республики Узбекистан были установлены равные права супругов при вступлении в брак, разделении семейно-бытовых обязанностей, регулировании имущественных вопросов и т.д. В целях предоставления равных возможностей при осуществления политических прав, в законодательстве были четко регламентированы положения, согласно которым все граждане обладают одинаковым правом избирать и быть избранным вне зависимости от половой принадлежности.
Государственная политика Узбекистана в области образования женщин также определена правовыми нормами о равноправии и всеобщности права граждан на образование, вне зависимости от пола, которые наряду с конституционной регламентацией, гарантированы нормами Закона Республики Узбекистан «Об образовании», где детализация конституционной нормы касательно права на образование устанавливает правовые, организационные, экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников в сфере образования в Республике Узбекистан.
Вышеуказанные нормы, а также целый ряд других нормативных актов, государственных программ, принятых в первые годы независимости, послужили фундаментом, на котором базировались и развивались конституционные положения принципа гендерного равенства. Однако наиболее существенные действия по достижению реального равенства женщин и мужчин были предприняты в последние годы, когда государственная политика в отношении равноправия полов трансформировалась из гендерно-нейтральной в гендерно-чувствительную. Краеугольным камнем в достижении такого прогресса стало принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы, Закона Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», которое ознаменовало переход государственной политики по гендерному равенству на качественно новый уровень – гендерно-трансформационный, предполагающий активное продвижение идей и принципов равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества.
В акте были определены основные понятия, принципы и задачи регулирования отношений в области обеспечения равноправия мужчин и женщин. Кроме того, Законом были закреплены государственные органы, ответственные за реализацию гендерной политики в стране, а также предусмотрены полномочия данных органов и институтов гражданского общества в этой области. Ядро нормативного акта составляют непосредственно сами гарантии в разрезе отдельных сфер жизнедеятельности человека: государственная служба, политика, труд, социальное обеспечение, семья, образование, культура, наука, здравоохранение. В соответствие с этим Законом изменению был подвергнут также нормотворческий процесс: установлено проведение в обязательном порядке гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Необходимо отметить, что вопросы гендерного равенства актуализировались также и в теоретических исследованиях, а его понятийный аппарат стал более доступным и начал широко использоваться не только правоведами, но и представителями других сфер и специальностей, что в свою очередь, способствует информированности общественности как о принципах гендерного равенства, так и механизмах их реализации.
Караходжаева Окилахон Руфатовна,
старший преподователь Ташкентского
государственного юридического университета,
кандидат юридических наук