Указ и его исполнение
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28 января 2022 года определены задачи по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию.
В цели 97 предусмотрена реализация ряда мероприятий, таких как проведение переговоров с государствами-членами Всемирной торговой организации, повышение потенциала узбекских специалистов в области многосторонней торговой системы.
Какое влияние на экономику Узбекистана окажет вступление во Всемирную торговую организацию?
Руководитель проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований Хаётбек Сайдалиев ответил на наши вопросы.
- Цель 97 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы посвящена именно данному вопросу, - сказал Х.Сайдалиев. - В этой связи эксперты нашего института провели оценку влияния вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО) на основной макроэкономический баланс.
Вступление Узбекистана в ВТО может создать фундамент для дальнейшего улучшения экономических связей с другими государствами, увеличения объемов товарооборота, усиления конкурентоспособности, ускорения процессов перехода на рыночные отношения. Однако не исключено, что по причине снижения тарифов вступление в ВТО может негативно сказаться на слабых секторах отечественного производства.
В исследовании, в качестве основного условия вступления в ВТО, предусмотрено снижение уровня тарифов до уровня показателей Казахстана, являющегося членом ВТО.
Исследования показывают, что, во-первых, объем экспорта может повыситься на 0,06 процента за счет повышения экспортной привлекательности по причине снижения тарифов и внутренних цен, и предложение внутренних товаров может снизиться на 0,03 процента. Во-вторых, объем импорта увеличится на 0,06 процента и спрос на внутренние товары снизится на 0,03 процента. В-третьих, за счет сокращения государственных бюджетных доходов накопления снизятся на 0,35 процента. В-четвертых, за счет снижения объема накоплений уровень инвестиций снизится на 0,16 процента. В-пятых, в результате снижения внутренних цен объем потребления увеличится на 0,11 процента.
По предварительным результатам модели можно сказать, что на первом этапе членство Узбекистана в ВТО и, как следствие, – снижение тарифов, приведут к некоторому сокращению спроса на местную продукцию. Это, в свою очередь, создаст необходимость повышения эффективности работы местных компаний. В противном случае с рынка уйдут неэффективные предприятия, не выдерживающие ценовой конкуренции с иностранными компаниями.
Рекомендуется создать новую среду для обеспечения плавного перехода к новым условиям и постепенную подготовку национальных предприятий Узбекистана к условиям внешней конкуренции.
С выходом иностранных компаний на рынок Узбекистана постепенное снижение тарифов станет конкретным сигналом для местных производителей к оптимизации производственных процессов, повышению качества за счет совершенствования технологической и кадровой базы, пересмотру своей ценовой политики, систематическому изучению вкусов и предпочтений потребителей.
В этом случае действенным механизмом может стать внедрение практики ежегодной оценки индекса готовности крупных компаний к условиям вступления в ВТО.
В целом вступление Узбекистана в ВТО является долгосрочным процессом. При этом необходимо обеспечить выполнение таких важных задач, как развитие системы защиты внутреннего рынка посредством бестарифных мер в соответствии с правилами Всемирной торговой организации, развитие мер экспортной поддержки и субсидирования.
Записала
Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА, корр.УзА