Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
В Новый Узбекистан с Новой Конституцией
18:44 / 2023-04-20

Мнение директора Национального института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики, члена-корреспондента Национальной академии наук, профессора Канатбека Азиза:

– Научное и экспертное сообщество Кыргызстана внимательно следит за ходом конституционной реформы в Республике Узбекистан, поскольку для нас эта страна является не только соседним государством, но и стратегическим партнёром. А кыргызский и узбекский народы связывают общие исторические корни, традиции и культуры.

Поэтому от того, насколько успешно будет развиваться Узбекистан, насколько прочными будут политическая стабильность, мир и согласие в обществе, зависит и успех нашего всеобъемлющего стратегического партнерства.

Объявленная конституционная реформа, финишной прямой которой станет всенародный референдум, вызвана, безусловно, необходимостью адаптации Основного Закона государства к требованиям современности и его способностью отвечать на возникающие вызовы.

При этом конституционные реформы не только должны идти в русле общих демократических преобразований, а в некотором смысле задать векторы, направления для дальнейшего их углубления демократизации общества. В этом смысле, осуществляемые сегодня в Узбекистане конституционные реформы – это веление избирателей и требование времени, а новая редакция Конституции Республики Узбекистан разработана самым народом и с учётом пожеланий широких слоёв населения страны.

По этому поводу Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на встрече с членами Конституционной комиссии Олий Мажлиса 20 июня 2022 года ставил вопрос, как говорится, ребром: «Почему именно сегодня возникла необходимость конституционной реформы? … Каково место человека, его чести и достоинства в жизни государства и общества в нынешний решающий период и в будущем? Какие политико-правовые, социально-экономические и духовно-нравственные принципы, ценности и интересы будут для нас приоритетными? 
Самое важное, как повлияет конституционная реформа на жизнь простых людей, обеспечение благосостояния населения, развитие общества и государства?»

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что поворотный этап развития страны был обозначен главой государства в ходе торжественной инаугурации 6 ноября 2021 года, где он заявил, что «все свои силы и потенциал мы направим на достижение нашей общей великой цели – построение Нового Узбекистана».

«Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы», – говорил тогда лидер.

Таким образом, очень важно, что конституционные изменения проходят в рамках концепции Нового Узбекистана, которую Шавкат Мирзиёев начал продвигать вскоре после прихода к власти в 2016 году.

Первым шагом стала одобренная в 2017 году «Стратегия действий» сроком на пять лет, в которой обозначены пять приоритетов развития: совершенствование системы государственного и общественного строительства, в частности, усиление роли парламента и политических партий, развитие институтов гражданского общества, верховенство закона и реформирование судебно-правовой системы, либерализация экономики, развитие социальной сферы, в частности, повышение реальных доходов и занятости населения, безопасность, межнациональное согласие и религиозная толерантность, а также взвешенная, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика.

В 2022 году от «Стратегии действий» был сделан логический переход к «Стратегии развития» до 2026 года.

Поздравляя сограждан 21 марта текущего года с праздником Навруз, Президент выразил уверенность в том, что они «примут самое активное участие» в грядущем референдуме и «внесут свой вклад в создание прочной правовой основы для укрепления достигнутых нами результатов и решительного продолжения реформ».

Очевидно, что началом реализации этих инициатив стала выработка Стратегии развития Нового Узбекистана, а проведение конституционной реформы – историческим фактором. Исторический фактор заключается и в том, что в обновляемой редакции Конституции Президентом было предложено закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство».

Именно социальная направленность, я считаю, возложит на государство огромные исторические задачи. В проекте Конституции предусмотрено, что государство возьмёт на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы.

В целом, как отмечается, нормы, содержащие социальные обязательства государства, увеличиваются втрое.

Впервые на государство возлагается обязательство принимать меры 
по повышению качества жизни социально нуждающихся категорий населения, созданию условий для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества и государства, оказанию им помощи в трудоустройстве и получении образования, что является ярким выражением принципа социального государства. Закрепление в Конституции права каждого гражданина на жилье и поощрение государством жилищного строительства обеспечивает прочную основу для достижения этих целей.

Что касается самих изменений, то в проекте число статей увеличивается
с нынешних 128 до 155, норм – с 275 до 434. Причём её текст обновляется на 65% на основе свыше 220 тысяч предложений народа, что даёт возможность заявить о совершенно новом документе. Определяются конституционные нормы и правила, которые, как полагаем, будут соответствовать Новому Узбекистану.

Новая редакция Конституции основана на идеях приверженности узбекского народа правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, построения суверенного, демократического, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.

Притом достоинство человека – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита 
и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.

При выработке нового текста учитывались более чем трехтысячелетний исторический опыт развития узбекской государственности, а также научное, культурное и духовное наследие великих предков, внёсших бесценный вклад в мировую цивилизацию.

Исходили из необходимости приумножать и оберегать бесценные природные богатства страны и сохранять здоровую окружающую среду, реализации важнейшего внешнеполитического приоритета Нового Узбекистана – укрепление и развитие дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего, с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.

Основным ориентиром для нас была конечная цель конституционных реформ – обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания многонационального Узбекистана.

В ходе реформы, вдобавок к суверенному и демократическому, как в нынешней Конституции, Узбекистан будет провозглашён правовым, социальным и светским государством, а нормы социальных обязательств государства увеличатся в три раза.

Если в нынешней Конституции пенсии и пособия привязаны к прожиточному минимуму, то в новой речь идёт о том, что они будут не ниже минимального потребительского бюджета. Государство возьмёт обязательство обеспечить инклюзивное образование для детей с особыми потребностями.

Безусловно, в процессе реформ огромную роль сыграли Конституционная комиссия парламента, учёные, гражданские активисты и, конечно же, сам узбекский народ, которые принимали самое активное участие в обсуждении предлагаемых принципов и норм, в формировании предложений и рекомендаций по их совершенствованию.

Вместе с тем, неоценима и роль экспертного сообщества Узбекистана, в особенности, научных сотрудников и экспертов Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Международного института Центральной Азии.

Данные институты в целях политико-правового обеспечения процесса, организации широкого обсуждения постоянно проводили встречи, круглые столы, международные научно-практические конференции, в которых, кстати, принимал активное участие и научно-экспертный коллектив Национального института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики.

Следует отметить, что за последние несколько лет заметно активизировалось взаимное сотрудничество между нашими странами, охватившее широкий спектр направлений, ведётся открытый и динамичный диалог на всех уровнях. Нас связывают не только географическая и историческая близость, но и традиционные узы дружбы, общность культурных ценностей.

Свидетельством того являются наращивание торгово-экономических связей, уровень товарооборота, которая имеет тенденцию к росту. За последние пять лет данный показатель вырос в 5 раз – с 253,7 млн. долларов до 1,26 млрд. долларов.

Наше взаимное сотрудничество созрело для выхода на качественно новый уровень для реализации всего потенциала кыргызско-узбекского сотрудничества в духе дружбы и добрососедства на благо наших народов.

Пользуясь случаем, желаю братскому народу Узбекистана успешного проведения референдума по Конституции, который, по нашему мнению, призван создать прочную основу для реализации жизненно важной для страны инициатив.

Подготовил Г.Хоннназаров.

УзА