Многие страны пытаются внедрить передовой опыт построения подлинно демократического государства. У каждого из них есть своя модель. Воспитание общества, обеспечение гражданского участия, уважение обычаев и традиций людей, их ценностей и свободы вероисповедания, обеспечение прав человека и уважение к другим странам — это лишь некоторые из многих шагов, которые необходимо предпринять для построения подлинно демократического государства.
Узбекистан также внедряет передовой международный опыт надлежащего управления. Что очень важно, эти процессы происходят на основе многолетнего опыта государственности, многовековых общих ценностей и традиций народов, проживающих в Узбекистане.
Обеспечение гражданского участия, диалог с людьми является краеугольным камнем реформ и изменений, происходящих в стране. Таким образом, принятие важных решений, в том числе законов и стратегических документов, осуществляется только после консультаций с общественностью. В Узбекистане имеются различные каналы и механизмы для успешной координации общественных консультаций. Президент Узбекистана заявляет, что инициатором реформ должно быть общество, а чиновники должны служить народу, а не наоборот.
Для обеспечения демократии министерства и ведомства должны работать открыто и прозрачно. Теперь государственные чиновники всех уровней отчитываются перед обществом и парламентом. Они должны публиковать свои решения на электронных площадках, которые могут посещать все желающие. Это также обеспечивает подотчетность должностных лиц.
В стране проводится административная реформа, чтобы сблизить чиновников с народом и децентрализовать власть, чтобы люди могли решать свои проблемы в своих районах. Кроме того, сокращается госаппарат, чтобы уменьшить бюрократию.
Узбекистан также стал очень активным в международных отношениях и выступает с важными для человечества инициативами.
Соответственно, узбекское общество хочет, чтобы эти позитивные демократические изменения продолжались, считает, что юридические гарантии на самом высоком уровне необходимы. Поэтому народ инициировал конституционную реформу и высказал более 220 тысяч замечаний и предложений для внесения в новую Конституцию. По этому поводу несколько раз проводились общественные обсуждения.

Главным краеугольным камнем этой реформы является обеспечение прав и интересов человека, защита человеческого достоинства. В связи с этим число норм, касающихся прав человека, возрастает более чем в 3 раза. Например, конституционные поправки могут гарантировать презумпцию невиновности для всех подозреваемых и обвиняемых и дать им возможность осуществлять право хранить молчание. Кроме того, они также могут дать право не свидетельствовать против себя или членов семьи. Новые поправки также предусматривают возможность недопущения признания виновным или наказания лица, если его признание является единственным доказательством против него.

Защита свободы вероисповедания и свободы слова также является важным приоритетом политики в многонациональном Узбекистане. Новая Конституция предусматривает усиление гарантий свободы деятельности для всех религиозных организаций, действующих по законам нашей страны. Для повышения прозрачности и открытости новая Конституция предусматривает и большую свободу деятельности для СМИ, обеспечивая их права на поиск, получение, использование и распространение информации.
Кроме того, приоритетным также является укрепление конституционных основ формирования и развития институтов гражданского общества в стране. Новая Конституция впервые определяет институты гражданского общества. В ней подчеркивается их роль в поддержании открытости и прозрачности в обществе путем обеспечения диалога и установления надежного общественного контроля.

Новая Конституция также предусматривает усиление прав на доступ к надлежащему образованию и здравоохранению, права на жилье и окружающую среду, на работу и защиту персональных данных.
Важным примером демократии является то, что парламент мог изменить Конституцию в соответствии с действующим Основным Законом. Но Президент предложил, чтобы решение принял народ Узбекистана. В связи с этим 30 апреля в Узбекистане будет проведен референдум. Такие шаги также гарантируют демократические принципы, то есть участие граждан в управлении.
Таким образом, меняя принцип «государство – общество – человек» на «человек – общество – государство» и ставя во главу угла интересы личности, новая Конституция создает существенную правовую основу и фундамент благополучия населения. Кроме того, она способствует активизации демократических процессов в Узбекистане и превращению его в хорошо управляемое государство, страну с социально ориентированной рыночной экономикой.
Элдор ТУЛЯКОВ,
исполнительный директор,
Центра «Стратегия развития».
УзА