Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
В интересах фермерских хозяйств, производителей и потребителей зерна
16:00 / 2019-10-17

За прошедшее время в сельском хозяйстве страны поэтапно были реализованы реформы по внедрению рыночных отношений, развитию производства, формированию класса собственников и обеспечению их независимости.


За прошедшее время в сельском хозяйстве страны поэтапно были реализованы реформы по внедрению рыночных отношений, развитию производства, формированию класса собственников и обеспечению их независимости.

На начальном этапе реформ были созданы прочная правовая основа для организации деятельности фермерских и дехканских хозяйств и необходимые условия для превращения их в ведущую силу в производстве сельскохозяйственной продукции. Принятые законы "О фермерском хозяйстве", "О дехканском хозяйстве" конкретно определили правовой статус фермерских и дехканских хозяйств в качестве действительных владельцев земли.

Были осуществлены мероприятия по организации многоотраслевых фермерских хозяйств, созданию им необходимых условий, защите прав и законных интересов фермеров и дехкан.

Президиум Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель принял "Обращение по обеспечению финансовой стабильности фермерских хозяйств – производителей зерна". Имеется ряд факторов для его представления в Законодательную палату Олий Мажлиса и правительству.

Проводимые в нашей стране за последние три года экономические реформы направлены на формирование действительно рыночных отношений и либерализацию экономики. К реформам в аграрной сфере, мы считаем, также следует подходить с этой точки зрения.

Общеизвестно, что произведенное фермерскими хозяйствами зерно закупается значительно ниже рыночной стоимости. Это становится причиной снижения заинтересованности фермерских хозяйств в повышении урожайности и увеличении объемов производства зерна. И, самое главное, цена на зерно, система продажи продукции его переработки формировались не на основе рыночных механизмов, что не дает возможности фермерам – производителям зерна с полной уверенностью смотреть в завтрашний день.

На продукцию, произведенную фермерскими хозяйствами, установлены твердые цены. В то же время снабжающие и обслуживающие предприятия предлагают фермерам свои услуги на рыночных условиях. То есть, снабжающие и обслуживающие предприятия при установлении цен за предлагаемый товар и оказываемые услуги исходят из свободной рыночной цены на них. Фермерские хозяйства – производители зерна для производства продукции в связи с увеличением цен на услуги и расходов на используемые товары, необходимые для производства продукции, терпят первичный убыток, а с установлением твердых цен на произведенную ими продукцию терпят вторичный убыток. Если говорить просто, то не обеспечивается справедливость или правовое равенство.

В итоге фермерские хозяйства свои расходы осуществляют только в пределах выделенных со стороны государства льготных кредитов, и у них нет заинтересованности направлять свои средства для получения дополнительной прибыли.

По инициативе Президента страны в текущем году закупочная цена на одну тонну зерна была установлена в размере 1 миллиона 200 тысяч сумов, в результате выплаты надбавки до 25 процентов исходя из собранного урожая, 31 тысяче 59 фермерским хозяйствам по стране было выплачено 688 миллиардов 545 миллионов сумов надбавки. Из этого следует, что у фермерских хозяйств выросла материальная заинтересованность, выросла урожайность, которая в среднем составила 65 центнеров с гектара.

Из-за того, что закупочные цены на зерно были приближены к рыночным ценам, ряд предприятий по заготовке зерна не может довести до конца расчеты за принятое у фермерских хозяйств зерно. Они поясняют это тем, что зерно они закупили по рыночной цене, а переработанную из него муку должны реализовывать по цене 1 тысяча 400 сумов за килограмм – по установленным твердым со стороны государства ценам. Перерабатывающие зерно предприятия терпят убытки и по этой причине своевременно не рассчитываются с фермерами.

На сегодняшний день предприятия по переработке зерна задолжали фермерским хозяйствам – производителям зерна республики 702 миллиарда сумов. В результате образовавшегося долга фермерские хозяйства не имеют возможности провести намеченные агротехнические мероприятия и остаются в тяжелом экономическом положении. Юристы, работающие в системе Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, на сегодняшний день, предъявив свыше 4 тысяч требований, в добровольном порядке взыскали с предприятий по заготовке зерна около 15 миллиардов сумов в счет фермерских хозяйств. Также более 3 тысяч исковых заявлений внесено в суды. В результате этого поднят вопрос о взыскании более 100 миллиардов сумов.

Исходя из вышеизложенного реализация зерна, произведенного фермерскими хозяйствами – производителями зерна по рыночной цене, стала бы для них хорошим стимулом. Выросла бы урожайность, на внутреннем рынке вырастет предложение и будет обеспечена продажа зерна по стабильным ценам. Тогда будет положен конец убыточной деятельности фермерских хозяйств и предприятий – заготовителей зерна.

Здесь могут возникнуть вопросы обеспечения мукой и хлебом нуждающейся части населения. При создании действительно рыночной экономики было бы целесообразно использовать другие альтернативные варианты адресного обеспечения социальной защиты нуждающейся части населения. Поэтому мы предлагаем этот процесс осуществить не в ускоренном порядке, а поэтапно.

9 октября 2019 года в Законодательной палате Олий Мажлиса прошли очередные парламентские слушания. Обсуждалось Обращение президиума Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, направленное в Олий Мажлис Республики Узбекистан, по обеспечению финансовой стабильности фермерских хозяйств – производителей зерна.

На заседании, наряду с изучением Обращения, отдельное внимание было обращено на то, насколько имеющийся механизм установления цен на зерно по государственным закупкам, произведенное фермерами, обеспечивает экономическую заинтересованность фермеров и предприятий по заготовке зерна, уровень качества требований рыночной экономики в этой сфере, а также правовые отношения между производителями и потребителями.

В целях всестороннего изучения проблем и предложений, поднятых в Обращении, и доведения их сути и значения до широкой общественности были созданы рабочие группы, состоящие из депутатов Законодательной палаты. Поднятые в Обращении предложения договорились всесторонне изучить с выездом в регионы, проведя непосредственные встречи на предприятиях по заготовке зерна, в фермерских хозяйствах, с производителями зерновой продукции, а также потребителями.

Одним словом, в принятом по итогам слушаний постановлении поручено государственным предприятиям, уполномоченным министерствам и ведомствам пересмотреть действующие механизмы реализации, закупки, а также установления цен на зерно, произведенное сельскохозяйственным предприятиями, муку и формовой хлеб. Также в нем отражен ряд рекомендаций по внедрению в эту систему полных рыночных механизмов и практических мер по либерализации цен.

Жахонгир РАХМОНОВ,
заведующий отделом Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана.