Укрепление долгосрочного стратегического партнерства с Индией является одним из приоритетов внешней политики Узбекистана. За последние четыре года узбекско-индийские отношения вышли на новый, более высокий уровень сотрудничества, основываясь на многовековой истории дружеских связей между нашими народами. Двустороннее партнерство динамично развивается практически по всем направлениям.
Прежде всего, на регулярной основе осуществляются официальные контакты, интенсивно развивается политический диалог.
Стороны установили отношения стратегического партнерства в 2011 году. Официальный визит Премьер-министра Индии Нарендры Моди в Узбекистан в июле 2015 года подчеркнул приверженность Дели развитию узбекско-индийских отношений. Воктябре 2018 годасостоялся государственный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Индию, по итогам которого было подписано 20 документов о сотрудничестве. Данный визит открыл новую страницу в двусторонних отношениях. Визит главы нашего государства в январе 2019 года в Индию для участия в инвестиционном саммите «Динамичный Гуджарат» еще раз подтвердил стремление Ташкента к активизации сотрудничества. В декабре 2020 годасостоялся виртуальный саммит, принято «Совместное заявление о близкой дружбе и крепком партнерстве», подписано девять документов, направленных на развитие сотрудничества.
Регулярный диалог руководителей двух стран дополняется активными контактами на уровне правительств, парламентов и ведомств. В 2020 году успешно проведены 12-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и14-й раунд межмидовских политических консультаций. В Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана образованы межпарламентские группы по сотрудничеству с палатами парламента Индии.
За последние четыре года наблюдается существенная активизация двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Сегодня в Узбекистане действует более 280 предприятий с индийским капиталом, реализуются совместные проекты на более 650 миллионов долларов.Открытие в Дели в 2017 году Узбекско-индийского торгового дома, создание в 2018 году в Ташкенте Узбекско-индийского центра развития предпринимательства, учреждение совместно с Конфедерацией индийской промышленности Узбекско-индийского Делового совета –все эти шаги были направлены на обеспечение интенсивного торгового и инвестиционного обмена между бизнес-кругами двух стран. Усиление государственной поддержки сотрудничества призван обеспечить и сформированный в 2019 году Узбекско-индийский комитет по координации и продвижению практической реализации двусторонних проектов.
В прошлом году между Индией и Узбекистаном были достигнуты договоренности по реализации 50 инвестиционных проектов на 3 миллиарда долларов. Правительство Индии открыло кредитную линию в размере 448 миллионов долларов, которая будет предоставлена для четырех проектов развития в Узбекистане в таких сферах, как строительство дорог, очистка сточных вод и информационные технологии.
Вместе с тем всвязи с невысоким уровнем товарооборота, который в 2020 году составил442,6 миллионадолларов, продолжаются усилия по увеличению торговли и наращиванию экспорта узбекской продукции, привлечению прямых индийских инвестиций. Правительство Узбекистана создает благоприятные условия и приветствует инвестиции индийских компаний в такиеотрасли, какпроизводство химических товаров, лекарственных препаратов, текстильной, кожевенной продукции, а также в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. Особое внимание уделяется осуществлению совместных проектов с индийскими компаниями в свободных экономических зонах Узбекистана, включая семь фармакологических СЭЗ нашей страны.
Важное значение в продвижении сотрудничества с Индией приобретает развитие взаимодействия в транспортно-логистической сфере.
Кардинальное улучшение транспортной и другой инфраструктурной взаимосвязанности двух стран, а также регионов Центральной и Южной Азиинеобходимо для обеспечения существенного увеличения взаимной торговли и инвестиций.
В этой связи правительство Узбекистана поддержало присоединение Индии к Ашхабадскому соглашению (о создании транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман). Наша страна и другие страны Центральной Азии также поддерживают усилия Дели по развитию иранского порта Чабахар, который призван стать ключевым транзитным узлом в торговле Индии с Афганистаном и государствами Центральной Азии. В декабре 2020 года Узбекистан, Индия и Иран провели первое заседание трехсторонней рабочей группы по совместному использованию порта Чабахар.
Значительный потенциал взаимодействия имеется в сфере гражданской авиации и воздушных грузоперевозок. Индийская сторона предлагает открыть воздушные коридоры в страны Центральной Азии для перевозки плодоовощной, продовольственной и другой аграрной продукции. По мнению узбекских экспертов, из Ташкента, Навои и других авиационных хабов Узбекистана возможны чартерные грузовые рейсы в Индию.
Следует также подчеркнуть, что интересам двух стран и решению проблем транспортного обеспечения сотрудничества регионов Центральной и Южной Азии может способствовать выдвинутая Президентом Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициатива по созданию Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Значительные перспективы сотрудничества связаны со сферами информационных технологий, цифровой экономики, образования и культуры, в которых индийская сторона располагает большим потенциалом и преимуществами.
В 2019 году в Ташкенте былзапущен Технопарк программных продуктов и информационных технологий. В 2018 году открылись филиалы индийских университетов Amity в Ташкенте и Sharda в Андижане. Институты Академии наук Узбекистана проводят совместные исследования с научными центрами в Дели, Мумбае и Пуне. Взаимодействие с индийскими партнерами может способствовать реализации стратегии «Цифровой Узбекистан-2030», внедрению авиакосмических технологий, развитию атомной энергетики и совершенствованию банковской системы, а также модернизации здравоохранения и повышению качества медицинского обслуживания населения.
Расширение прямых связей между городами и регионами двух стран, культурногои туристического обмена может способствовать не только социально-экономическому развитию территорий Узбекистана, но и укреплению гуманитарной основы взаимоотношений.
Весомой частью политического диалога и практического сотрудничества становится активноерегиональное и международное взаимодействие Ташкента и Дели.
Крупным событием стал диалог «Индия – Центральная Азия» с участием Афганистана, инициированный лидерами двух стран и запущенныйв январе 2019 года в Самарканде на уровне министров иностранных дел. В феврале 2020 года в Дели в рамках этого диалога был создан Деловой совет «Индия – Центральная Азия», что подчеркнуло практическую направленность взаимодействия. В октябре 2020 годав формате видеоконференции состоялись ужевтораявстреча в рамках диалога «Индия – Центральная Азия» и второезаседание Делового совета.
Узбекская сторона активно поддержала вступление Индии и Пакистана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, взаимодействие в рамках которой становится важной частью двустороннего политического диалога. Предстоящее в 2021-2022 годах председательство Узбекистана в ШОС может способствовать дальнейшему углублению официального обмена и взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Важной составляющей регионального взаимодействия Узбекистана и Индии, а также ключом к активизации двусторонней и межрегиональной торгово-экономической кооперации может стать участие сторон в продвижении взаимосвязанности регионов Центральной и Южной Азии. Ожидается, что хорошие возможности для углубления политического диалога и сотрудничества двух стран предоставит ипроведение в июле 2021 года в Ташкенте международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
В целом, экономически быстрорастущая Индия призвана стать важным и стабильным партнером Узбекистана в сферах торговли, инвестиций, высоких технологий и туризма. Последовательное углубление политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества Узбекистана и Индии отвечает долгосрочным интересам обеих стран и может внести солидный вклад в восстановление исторической взаимосвязанности регионов Центральной и Южной Азии.
Н. Магдиева,
главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.