В ходе исследований, проведенных в ООО «Бухарская нефтебаза», по итогам 2021 года были выявлены недостатки в его деятельности на общую сумму 22 млрд 58 млн сумов. В целях устранения данных случаев и их правовой оценки приняты меры совместно с правоохранительными органами.
Как сообщает пресс-служба АО «Узбекнефтегаз», помимо этого, в ходе изучения деятельности нефтебазы выявлен и ряд других противоречащих закону случаев.
Так, на предприятии выявлен конфликт интересов на сумму 5 млрд 506 млн сумов, родственные связи и другие ошибки и упущения, в том числе хищения на сумму 3 млрд 465 млн сумов. Следует отметить, что большая часть выявленных случаев была совершена при непосредственном участии бывшего главного бухгалтера предприятия Г.К. Кроме того, 330,3 млн сумов денежных средств, не поступившие на счет нефтебазы, были умышленно внесены бухгалтером на интерактивную карту относящегося к АО «Узбекнефтегаз» предприятия и нефтепродукты были выданы без оплаты. Согласно действующему законодательству, нефтепродукты должны быть реализованы через биржевые торги, однако они были вывезены через частное предприятие по поддельным тикетам на сумму 40 млн сумов.
Как говорится, все тайное рано или поздно становится явным... Это подтверждает и другой случай. Со стороны бывшего главного бухгалтера Г.К. в бухгалтерской электронной отчетности 1С с помощью предприятия, принадлежащего близкому другу, освоены нефтепродукты путем внесения ложных данных о поступлении средств в размере 917,6 млн сумов, с другого предприятия – в размере 252 млн сумов.
Так, 18 августа 2020 года в ООО «Д» было перечислено 250 млн сумов денежных средств «за оказанные услуги», в бухгалтерскую программу 1С были внесены недостоверные сведения о переводе средств на нефтепродукты Бухарской товарно-сырьевой бирже и освоены денежные средства в размере 250 млн сумов. А на деле между этим предприятием (ООО «Д») и ООО «Бухарская нефтебаза» не были заключены договоры на оказание услуг.
Мы все прекрасно знаем, что без денег нам ничего не продадут ни на рынке, ни в магазине. Было бы наивным предполагать, что на Бухарской нефтебазе об этом не знали. Выяснилось, что на предприятии было допущено хищение нефтепродуктов на общую сумму 641 млн сумов путем внесения в бухгалтерскую программу 1С недостоверных сведений о наличии платежей от 55 фермерских хозяйств.
Кроме того, бывший главный бухгалтер присвоил 430,8 млн сумов, предоставив ложную информацию руководителю филиала «Кукча» Ш. Ж. о том, что тремя потребителями были произведены платежи на эту сумму. Что самое печальное, в августе-декабре 2020 года в качестве финансовой помощи предприятию, которое учредил бывший главный бухгалтер, без каких-либо формальностей было перечислено 419 млн сумов и допущен случай прямого конфликта интересов. Кроме того, в бухгалтерскую электронную программу 1С были внесены фиктивные сведения о перечислении указанных средств за нефтепродукты на Бухарскую областную товарно-сырьевую биржу.
Другой случай. Обычно, если должник не осуществляет платеж, вопрос решается в законном порядке. Это аксиома, не требующая доказательств. Одно из предприятий задолжало Бухарской нефтебазе 2 миллиарда 40 миллионов сумов. Г.К. в целях недопущения исполнения соответствующего исполнительного листа экономического суда от 3 марта 2020 года и решения органов Бюро принудительного исполнения от 25 апреля 2020 года о возбуждении исполнительного производства по взысканию задолженности другого предприятия, 24 ноября 2020 года внес в соответствующее подразделение Бюро принудительного исполнения ложное сведение от имени руководителя ООО «Бухарская нефтебаза» с просьбой прекратить исполнительное производство по взысканию задолженности, что привело к прекращению исполнительного производства.
Назревает вопрос, почему он выбрал путь, противоречащий интересам его предприятия? Как оказалось, бывший главный бухгалтер имел личные интересы в отношении предприятия-должника. В ходе исследований, проведенных Департаментом финансового и комплаенс-контроля АО «Узбекнефтегаз», было установлено, что допущен конфликт интересов, то есть предприятию, принадлежащему З.Б., который долгие годы проработал на данной нефтебазе на должностях руководителя и главного инженера, было выдано 4 540 литров автомобильного бензина марки «АИ-80» без какой-либо оплаты. До дня изучения меры взыскания приняты не были.
Все документы исследования в установленном порядке были представлены в правоохранительные органы. Преступление, безусловно, не останется безнаказанным. Это также важно с точки зрения справедливости и примера для других. Следует отметить, что по поручению председателя Правления АО «Узбекнефтегаз» Мехриддина Абдуллаева на предприятиях системы в порядке финансового и комплаенс-контроля проводятся профилактические мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.
Эркин Ёдгоров, УзА