Узбекистан существенно улучшил показатели прозрачности бюджетно-налоговой политики
Сегодня в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялся брифинг, организованный Министерством финансов Республики Узбекистан при участии эксперта Международного валютного фонда Аманды Сайег.
Сегодня в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялся брифинг, организованный Министерством финансов Республики Узбекистан при участии эксперта Международного валютного фонда Аманды Сайег.
На открытии мероприятия заместитель министра финансов Республики Узбекистан Одилбек Исаков отметил, что в настоящее время в Узбекистане осуществляются широкомасштабные реформы по укреплению системы управления государственными финансами, внедряются новые механизмы повышения доступности бюджетных данных и открытости бюджетного процесса. Министерство финансов обратилось в Международный валютный фонд (МВФ) с просьбой оценить результат проводимых реформ. Экспертами МВФ в июне 2018 года была проведена оценка налогово-бюджетной прозрачности на основе Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ. Такая оценка была проведена впервые в странах Центральной Азии.
По результатам оценки было сделано заключение, что Узбекистан соответствует базовому стандарту или более высоким стандартам по 16 из 36 принципов, что выявило необходимость осуществления комплексной целенаправленной работы в данном направлении. В докладе, подготовленном по итогам проведенной оценки, эксперты МВФ отметили ряд важных направлений, в которых возможны улучшения, а также представили рекомендации по усилению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере в Узбекистане.
После оценки правительство Узбекистана предприняло конкретные шаги и действия по повышению фискальной прозрачности. Так, впервые был подготовлен и утвержден среднесрочный бюджет (на 2019 год и бюджетные ориентиры на 2020-2021 годы), в бюджетном послании были проанализированы и представлены макроэкономические фискальные риски, разрабатывается и публикуется на периодической основе информационное издание «Бюджет для граждан», в Министерстве финансов создан новый отдел по ведению государственной финансовой статистики и обеспечению открытости бюджета, а также запущен портал бюджетной информации «Openbudget.uz».
В марте текущего года миссия МВФ провела обновление оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере. Благодаря принятым мерам по повышению открытости бюджетных данных показатели практики налогово-бюджетной прозрачности улучшились по восьми принципам Кодекса МВФ по сравнению с оценкой, проведенной в июне 2018 года.
В рамках брифинга Аманда Сайег выступила с презентацией об основных направлениях сотрудничества Узбекистана с МВФ по вопросам повышения открытости бюджетных данных и совершенствования составления статистики государственных финансов. В ходе презентации были представлены результаты оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере, проведенной со стороны МВФ в июне 2018 года, а также итоги обновления данной оценки, проведенного в марте 2019 года.
Дальнейшие направления реформ будут включать расширение охвата и полноты налогово-бюджетной отчетности и полноты бюджета. Эксперты МВФ рекомендуют завершить расширение охвата бюджета и отчетности по статистике государственных финансов, чтобы включить в них все фискальные потоки бюджетных организаций и внебюджетных фондов. При использовании данных о Государственном бюджете инвесторы и рейтинговые агентства должны иметь четкое понятие об устойчивости Государственного бюджета и сопоставления их с другими странами. Еще одно направление - обеспечение полного охвата Единым казначейским счетом всех операций бюджетных единиц сектора государственного управления, в том числе операций в иностранной валюте. Согласно рекомендациям МВФ, необходимо обеспечить поступление всех видов обязательных налогов и сборов в Государственный бюджет с последующим распределением в рамках обычного бюджетного процесса. В среднесрочной перспективе следует провести оптимизацию внебюджетных фондов (за исключением, возможно, Пенсионного фонда, Фонда занятости и Накопительного пенсионного фонда), с включением их деятельность в государственный бюджет.