Узбекистан и Ближний Восток объединяют географическая близость, общие исторические, культурные и духовные ценности.
В последние годы наблюдается процесс активизации и расширения сотрудничества нашей страны со многими арабскими государствами. Среди них особенно выделяются Объединенные Арабские Эмираты, которые рассматриваются в качестве одного из ключевых партнеров Узбекистана в регионе.
Традиционно высокий уровень политического доверия между странами и дружественный характер отношений заложили прочный фундамент для налаживания взаимовыгодного сотрудничества еще в момент обретения Узбекистаном независимости. В октябре 2022 года страны отметили 30-летие установления дипломатических отношений.
Сегодня связи между Ташкентом и Абу-Даби, базирующиеся на принципах доверия и взаимного учета интересов, развиваются по восходящей траектории. Наибольшую динамику развития они набрали с 2017 года. Начиная с этого времени, узбекско-эмиратовское партнёрство поднялось на качественно новый уровень. Во многом этому способствует интенсивность политических контактов на высшем и высоком уровнях.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев посетил Объединенные Арабские Эмираты дважды в марте 2019 года и мае 2022 года. Руководители двух государств проводят двусторонние встречи в рамках посещения многосторонних форумов, постоянно поддерживают двусторонний диалог по телефону. Налажено межпарламентское взаимодействие, проводятся заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству, политконсультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
В настоящее время ОАЭ благодаря реализации дальновидной внешней политики, широкомасштабным реформам в экономике и социальной сфере, стали ассоциироваться не только со страной с большими запасами энергоресурсов, но и с быстроразвивающимся современным туристическим, транспортно-логистическим и производственным хабом на Ближнем Востоке. Абу-Даби добился блестящих результатов в диверсификации своей экономики и снижении ее нефтезависимости.
Номинальный ВВП страны в 2021 году составил более 409 миллиардов долларов. По состоянию на 2022 год, ОАЭ занимает 1-е место в Глобальном индексе предпринимательства. Дубай и Абу-Даби признаны городами-лидерами для глобального бизнеса благодаря вложениям в развитие системы управления и экономическое благополучие.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности “Doing Business” страна занимает 1-ое месте в регионе и 11-ое среди 190 экономик мира.
В 2021 году власти ОАЭ анонсировали план долгосрочного развития страны, рассчитанный до 2071 года, который предусматривает переход к более гибкой форме государственного управления, стимулирование развития социальной сферы, запуск проектов, повышающих конкурентоспособность жизненно важных секторов экономики, укрепление позиций государства на международной арене.
В целях своевременного выполнения стратегии долгосрочного развития планируется создание более эффективных и интегрированных моделей работы правительства и министерств федерального уровня.
По оценкам экспертов, для достижения целей в рамках новой стратегии развития на следующий период, ОАЭ располагают экономическими, научно-образовательными и технологическими ресурсами. Это обусловлено следующими факторами.
Во-первых, ведение активной и системной работы правительства по диверсификации национальной экономики. Сегодня более 70% доходов федерального правительства ОАЭ приходится на ненефтяные отрасли, что является первым признаком успеха стратегии в этом направлении.
Согласно рейтингу МВФ, экономика ОАЭ является самой конкурентоспособной в арабском мире. Страна получила высокую оценку эффективности работы правительства, ведения бизнеса и по развитию инфраструктуры. При этом эмиратские власти планируют увеличить объем национальной экономики вдвое к 2030 году – с 1,5 до 3 трлн. дирхамов (с 409 до 822 млрд. долл.).
Во-вторых, вложение инвестиций в развитие человеческого потенциала и образования. ОАЭ занимают 1-е место в арабском мире и регионе Персидского залива в Индексе человеческого развития ПРООН, представляющий собой сводную меру для оценки долгосрочного прогресса по 3 основным параметрам человеческого развития: долгая и здоровая жизнь, доступ к знаниям, достойный уровень жизни.
Эмираты стремятся развивать научную среду. В стране работают десятки университетов, в том числе филиалы более 30 зарубежных центров образования. Создаются особые «деревни знаний» и академические городки, свободные зоны развития человеческих ресурсов, где сконцентрированы университеты и центры науки с возможностью 100% участия зарубежного капитала.
В-третьих, превращение стратегии цифровизации в один из перспективных направлений государственной политики.
В первую очередь правительство ОАЭ стремится к полноценному безбумажному правительству (paperless government).
Абу-Даби удаётся привлекать огромные инвестиции в развитие ИКТ, успешных стартапов. Почти все крупные ИТ компании имеют представительства в ОАЭ. Страна заняла самое высокое место среди арабских стран в рейтинге швейцарской исследовательской компании «StartupBlink».
Первостепенное значение для успеха стартапов сыграли такие факторы, как место их размещения и экосистема для развития предпринимательства, улучшение качества жизни и применение инноваций, а также привлечение талантливых специалистов.
Вместе с тем, эмиратские власти также утвердили стратегию развития цифровой экономики, предусматривающую удвоение её вклада в ВВП с 9,7% до 19,4% в течение следующих 10 лет. Это позволит им оставаться на передовых позициях среди стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Для Узбекистана тесное взаимодействие со страной с такими достижениями открывает широкие политические и экономические возможности во многих направлениях, создает благоприятные условия для последовательного расширения внешнеполитических и внешнеэкономических связей Ташкента, особенно, с арабо-мусульманским миром.
Принимая во внимание, что ОАЭ располагают широкими инвестиционными возможностями, опытом эффективного внедрения передовых технологий, реализации масштабных инвестиционных проектов, обеспечивших формирование диверсифицированной и устойчивой экономики, узбекско-эмиратовское сотрудничество уже развивается по многим ключевым направлениям.
Так, если рассматривать развитие торгово-экономической сферы, то за период с января по сентябрь текущего года объем взаимной торговли увеличился на 40% по сравнению с прошлым годом и составил 227,1 миллионов долларов. Из них за январь-сентябрь экспорт – 13,5 миллионов долларов, импорт – 213,6 миллионов долларов.
В стране с участием эмиратовского капитала действуют 185 предприятий (104 иностранных и 81 совместное предприятие), из которых 45 создано в текущем году.
Наблюдается высокая динамика наращивания объемов эмиратских инвестиций, привлекаемых в экономику Узбекистана. Компания “Masdar” в 2021 году ввела в эксплуатацию первую в нашей стране солнечную электростанцию, а в настоящее время является победителем тендеров по строительству трех новых солнечных фотоэлектрических электростанций: Шерабадской ФЭС мощностью 457 МВт, Самаркандской ФЭС мощностью -220 МВт, а также Джизакской ФЭС мощностью - 220 МВт. Общий портфель проектов “Masdar” в Узбекистане на текущий момент составляет более 2 миллиардов долларов, суммарная генерирующая мощность строящихся электростанций составляет - 2,5 ГВт.
В партнерстве с компанией “Mubadala” осуществляется проект расширения мощностей Талимарджанской теплоэлектростанции.
С ведущей компанией “DP World” прорабатываются вопросы развития деятельности мультимодального хаба и экономической зоны «Навои», а также модернизации системы таможенного администрирования.
Кроме того, осуществляется целый ряд крупных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, логистики, цифровизации и других направлениях.
Успешно действует Узбекско-Эмиратская инвестиционная компания, созданная при поддержке Абу-Дабийского фонда развития. С момента начала своей деятельности она привлекла порядка 100 млн. долларов для реализации совместных инвестиционных проектов в республике. Реализуются программы поддержки малого и среднего бизнеса, проекты в сфере образования.
В настоящее время компания ведет проработку портфеля из 17 перспективных инвестиционных проектов на общую сумму порядка 400 миллионов долларов в сферах здравоохранения, фармацевтики, логистики, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Налажено прямое взаимодействие между Министерством продовольственной и водной безопасности ОАЭ и Министерством сельского хозяйства Узбекистана для изучения возможностей реализации совместных программ и проектов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
С правительством ОАЭ реализуется соглашение о широкомасштабном сотрудничестве в сфере повышения эффективности государственного управления, разработки долгосрочных стратегий развития, внедрения инноваций в деятельность государственных органов, повышения качества образования и подготовки кадров, обладающих современными, востребованными специальностями, развития туристической и логистической инфраструктуры.
В сфере повышения эффективности госуправления и реализации соответствующих «дорожных карт» по 25 направлениям за последние 3 года было проведено 147 совместных мероприятий, в результате чего более 2 тысяч государственных служащих Узбекистана прошли обучение в рамках профильных тренингов общей продолжительностью 34 тысячи часов.
В этом году стороны договорились о продлении на три года вышеназванного рамочного соглашения. В качестве новых направлений партнерства определены взаимодействие в сфере инноваций и искусственного интеллекта, углубление диалога по реформированию ключевых отраслей и дальнейшему совершенствованию государственного управления, подготовке современных кадров.
Также запущенный в Узбекистане в 2019 году проект «Один миллион программистов» охватил уже более 70 тысяч человек, многие из которых получили соответствующие сертификаты о квалификации. Этот проект является одним из ключевых инициатив в рамках двустороннего сотрудничества по стимулированию развития в Узбекистане сферы информационно-коммуникационных технологий. Его реализация параллельно позволяет решить вопросы квалификации и трудоустройства молодежи.
Таким образом, за последние годы созданы весьма благоприятные предпосылки, дающие возможность Ташкенту и Абу-Даби вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства. Этому могут благоприятствовать такие моменты, как:
– проведение в странах широкомасштабных программ по преобразованию социально-экономического развития. Так, сегодня Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева перешёл к новому этапу реформ на основе принципа «от стратегии действий — к стратегии развития». В этом отношении принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, включающая направления работы по дальнейшей модернизации экономики, усиления её конкурентоспособности, привлечения зарубежных инвестиций и поступательного повышения уровня благосостояния населения.
В свою очередь, ОАЭ приступили к реализации долгосрочной программы развития, нацеленной на диверсификацию экономических связей, привлечения дополнительных иностранных инвестиций, освоения новых рынков сбыта, развития научно-технологического, производственного и экспортного потенциала страны.
– реализация в Центральной Азии крупных трансрегиональных транспортно-коммуникационных проектов, которые открывают большие перспективы в деле развития торгово-экономического взаимодействия. В этом отношении строительство Трансафганского транспортного коридора и железной дороги Китай – Кыргызстан - Узбекистан являются наиболее важными.
Подобная перспектива вкупе с планами узбекской стороны вступить во Всемирную торговую организацию в перспективе позволит значительно интенсифицировать динамику торгово-экономических обменов между двумя государствами.
– ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике. Новый Узбекистан стремительно двигается в сторону цифровизации экономики. Разработана и реализуется стратегия «Цифровой Узбекистан-2030», в рамках которой долю цифровой экономики в ВВП страны планируется увеличить в 2 раза к 2023 году.
Подобные планы нашей страны делают ОАЭ естественным партнёром
в этой области. Эмираты уже входят в число государств, опережающих большинство государств мира по внедрению принципов цифровой экономики.
– нацеленность государств в приоритетном порядке развивать туристическую отрасль. Обе страны обладают высочайшим потенциалом для взаимодействия в сфере туризма. Благодаря своей развитой инфраструктуре и высокому уровню сервиса, ОАЭ являются одним из самых популярных в мире туристических направлений. По объему выездных туристических поездок, количество которых ежегодно составляет около 3,5 млн. человек, страна занимает одно из ведущих мест в регионе.
Узбекистан, располагающий богатым культурно-историческим наследием, благоприятными климатическими условиями и внутренней стабильностью, выступает перспективным туристическим направлением для населения ОАЭ, в первую очередь за счет возможности совершить в страну «зиерат-туризм». Наращиванию турпотока из ОАЭ и других стран Залива будет способствовать решение об отмене въездных виз гражданам этих стран в Узбекистан.
В этой связи можно с уверенностью отметить, что Ташкент и Абу-Даби являются долгосрочными партнерами, интересы которых совпадают по большинству направлений взаимодействия. Стороны реализуют национальные стратегии развития взаимодополняющего характера. Наблюдается высокий уровень двусторонних отношений, включая регулярный диалог на высшем уровне.
Все это на фоне трансформации современной системы международных отношений, формирующейся новой модели глобальной экономики и торговли, несомненно, будет способствовать дальнейшему сближению Узбекистана и ОАЭ, выстраиванию еще более близких межгосударственных отношений во благо интересов народов наших стран.
Алишер Кадыров,
руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан