Китайская Народная Республика в качестве развитой страны занимает одно из ведущих мест в мире по темпам экономического роста и валовому общественному продукту и играет важную роль в международной политике. Всестороннее развитие отношений с Китаем полностью соответствует интересам Узбекистана.
Дружественные связи между нашими странами уходят корнями вглубь истории. Согласно историческим источникам, в 138 году до нашей эры китайский император У-Ди отправил Чжан Цяня в Среднюю Азию. Посол Чжан Цянь приехал в поисках союзника для борьбы с гуннами. Позже на дорогах, по которым проезжал Чжан Цянь, появятся караванные пути, соединяющие Китай с Центральной и Западной Азией. Эта дорога получила название Великого шелкового пути и была протяженностью 12 тысяч километров. Первая ветвь этой дороги, имевшей огромное значение в свое время, начиналась от города Сиань в Китае и простиралась через Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Иран, Месопотамию до Средиземного моря.
32 года назад, после того как пять стран Центральной Азии обрели независимость, они первым делом начали искать сильных партнеров. Китай установил всестороннее стратегическое партнерство со всеми странами Центральной Азии. Инициатива «Один пояс, один путь» также обеспечивает позитивные изменения в регионе. Хотя уже существуют инициативы с участием КНР, такие как ШОС, «Один пояс, один путь», официальный Пекин уделяет особое внимание новому формату партнерства со странами Центральной Азии, в частности с Узбекистаном. Будучи развивающимися, государства Центральной Азии и Китай стремятся улучшить жизнь своих народов. Наши страны едины во мнении, что устойчивое решение проблемы безопасности можно найти только через развитие.
В сентябре 2013 года Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин посетил Казахстан и впервые заявил, что было бы хорошей идеей совместно построить экономический пояс вдоль древнего Великого шелкового пути. Через месяц после восстановления Морского шелкового пути инициатива получила название «Один пояс, один путь». «Один пояс, один путь» будет активно функционировать, поскольку этот процесс открыт и прозрачен. Партнеры на каждом этапе будут обсуждать детали, двигаясь на основе согласованной «дорожной карты». При этом преобладает дух равенства и взаимных интересов.
В рамках этой инициативы будет обеспечена беспрецедентная поддержка в вопросах координации логистики. В частности, ныне реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как проведение газопровода «Китай – Центральная Азия», строительство автомобильной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», прокладка туннеля на территории перевала Камчик. В результате общий объем продаж в 2022 году достиг рекордного уровня – 700 миллионов долларов. Для сравнения, аналогичный показатель в 1992 году составлял всего 460 миллионов долларов.
Более глубокий анализ показывает, что корни процветающего партнерства уходит вглубь веков. Центральная Азия имеет многоплановые отношения с Западным Китаем. Обмены между людьми вдоль Тянь-Шаньских гор, также известных как Тенгри Таг, начались 2000 лет назад и в настоящее время имеют прочную основу.
– Известно, что под руководством Президента Шавката Мирзиёева вопросы экологии и охраны окружающей среды занимают важное место в повестке дня строительства Нового Узбекистана, большое внимание уделяется активному развитию зеленой энергетики, – говорит Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Республике Узбекистан Юй Цзюнь. – Президент Шавкат Мирзиёев принял участие в третьем международном форуме «Один пояс, один путь» и первым выступил на форуме высокого уровня по зеленому развитию. Лидер Узбекистана обратил внимание международной общественности на серьезные проблемы, связанные с изменением климата в Центральной Азии, поддержал инициативу «Зеленый шелковый путь», предложил расширить этот проект в рамках международного сотрудничества, а также реализовать ряд конкретных мероприятий в этом направлении.
В выступлении главы Узбекистана отражена важность стремления к зеленому развитию, ответственность за будущее всего человечества, что высоко оценивается китайской стороной. Инициативы, выдвинутые в речи, созвучны с подходом Пекина к достижению зеленого развития в рамках программы «Один пояс, один путь».
Следует признать, что в 2023 году Президент Шавкат Мирзиёев дважды встречался с лидером Китая Си Цзиньпином. На встречах между главами государств были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве, разработаны планы двусторонних отношений. Сегодня торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество развивается положительными темпами. Активируется связь между регионами. Узбекистан посетили делегации Синьцзян-Уйгурского автономного района, провинций Шаньдун, Шэньси, Цзянсу и Цзянси. Особое внимание уделяется вопросам активизации обменов в культурно-гуманитарной и образовательной сферах.
Как отметил Председатель КНР Си Цзиньпин, без взаимовыгодного сотрудничества невозможно преодолеть масштабные задачи и достичь благой цели. Ведь помогая другим, вы помогаете себе. Восприятие успехов развития и экономической взаимозависимости от других как угрозы и риска не приводит к какому-либо росту. Китай продолжит облегчать доступ к рынкам, углублять реформы, подписывать соглашения о свободной торговле и защите инвестиций с большим количеством стран, реализовывать совместные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а также способствовать занятости и экономическому росту на местном уровне. Эти шаги расширят возможности модернизации стран мира. Следует особо отметить, что данная инициатива направлена на устранение основных причин и препятствий, повышение потенциала независимого пути стран-участниц и содействие достижению устойчивого развития. Инициатива «Один пояс, один путь» зародилась в Китае, но имеет преимущества и возможности по всему миру. Это инициатива развития, сотрудничества и открытости. Она ориентирована на развитие и способствует взаимной выгоде.
Известно, что выдвинутые лидером нашей страны вопросы экологии и защиты окружающей среды занимают важное место в повестке дня строительства Нового Узбекистана. Большое внимание уделяется активному развитию новой энергетики и поддержке зеленой трансформации экономического развития. Китайская сторона поддерживает расширение сотрудничества в сфере новых источников энергии, инноваций, межрегионального обмена и заинтересована в увеличении импорта высококачественной узбекской продукции.
Кроме того, Китай делает акцент на приеме большего количества узбекских студентов и увеличении размера стипендиальных квот. Ведется работа по ускорению создания культурных центров двух стран и открытию Любанской мастерской, активизации обменов и сотрудничества в сфере сокращения бедности.
Узбекистан заинтересован в изучении и внедрении опыта Китая в борьбе с бедностью и стремится к углублению диалога и сотрудничества в сферах экономики и торговли, инвестиций, транспорта и других сферах в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
За последние 10 лет сотрудничество двух стран в свете данной инициативы достигло положительных результатов. В частности, укрепился политический диалог. Углубляется торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Китай является крупнейшим торговым партнером Узбекистана и основным источником инвестиций.
По статистическим данным, объем торговли между Китаем и Узбекистаном в прошлом году составил 9 миллиардов 400 миллионов долларов США. С 2017 года общий объем инвестиций Китая в Узбекистан увеличился в 4 раза и достиг 11 миллиардов долларов США.
За последние 5 лет число китайских компаний выросло и в настоящее время превышает 1 900. Реализовано множество совместных проектов в различных сферах, таких как инфраструктура, химическая промышленность, энергетика, водное хозяйство, транспорт, коммуникации.
Повышается уровень транспортного сообщения. В настоящее время стабильно функционирует газопровод «Китай – Средняя Азия», проходящий по территории Узбекистана, обеспечивается эффективность трансграничных перевозок по автомобильной дороге «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и железной дороге «Китай – Казахстан – Узбекистан».
Благодаря инициативе Китая страны Центральной Азии получили удобный и эффективный доступ к морю на востоке. Доставка товаров из Узбекистана в другие страны, такие как Япония, Южная Корея и Юго-Восточная Азия через порт Ляньюньган в провинции Цзянсу стала обычной практикой.
Что касается железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», то этот проект важен для совершенствования экономического коридора «Китай – Центральная Азия – Западная Азия». Он будет способствовать оптимизации международных перевозок и обеспечению безопасности международной цепочки поставок. В настоящее время завершено технико-экономическое обоснование проекта. Три стороны активизируют координацию конкретной работы, стремясь создать условия для скорейшего запуска строительства.
Словом, на сегодняшний день Центральная Азия, в частности Узбекистан и Китай, имеют множество ценностей, которые объединяют их как близких друзей и партнеров. Встречи лидеров двух стран еще больше укрепляют эти ценности. Достигнутые результаты откроют новую страницу в узбекско-китайских отношениях.
Гузал Сатторова, УзА.