Взгляд из России: Сам факт подготовки нескольких десятков базовых документов говорит о том, что к своему председательству в ШОС в Узбекистане подошли с крайней ответственностью
ЕКАТЕРИНБУРГ. Директор Центра евроазиатских исследований Андрей Русаков (Россия) прокомментировал суть и значение статьи Президента Узбекистана «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире»:
- Надо сказать, что никогда еще Саммит глав государств ШОС не проходил в столь неспокойной международной обстановке. В привычный обиход вошли санкции, эмбарго, беженцы и другие, казалось бы, ушедшие с повестки дня понятия. И это при том, что предыдущие два года основной темой были ковидные ограничения и их социально-экономические последствия. Поэтому и у населения, и у лидеров стран евразийского континента давно появился запрос на спокойный и обстоятельный диалог на всем проблемам современности. Ситуацию осложняет и то, что даже такие, ранее авторитетные, организации как ОБСЕ и ООН, судя по всему, уже не могут стать площадкой для конструктивного разговора.
Узбекистан крайне ответственно подошел к своему председательству, проведя за год почти 80 различных мероприятий и подготовив три десятка основополагающих документов к рассмотрению и подписанию всеми участниками. Созданная два десятилетия назад организация, нацеленная на вопросы безопасности и борьбы с терроризмом, сейчас явно подошла к наполнению себя новым содержанием, в том числе и вопросами экономического сотрудничества и взаимодействия. И судя по количеству желающих получить статус члена организации, наблюдателя и партнера по диалогу, итоги Самаркандского саммита скорее всего станут одними из главных трендов в международной политике.

Ожидания повестки обсуждения и решений Саммита глав государств ШОС в Самарканде уже заранее стали темами на различных международных площадках, в том числе и на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке - в его рамках даже прошла специализированная секция «Роль ШОС в изменяющемся мире» с участием представителей России, Индии и Китая. Понятно, что прежний круг вопросов – вопросы безопасности и борьба с терроризмом – уже стали слишком «тесными» для набирающего силу одного из крупнейших интеграционных объединений на евразийском континенте. Распад цепочек создания добавленной стоимости и логистики, вопросы, связанные с различными рестрикциями и ограничениями, ставят под вопрос тему социально-экономического развития стран-участниц. Именно в этом сейчас кроется та самая безопасность, которая является основой благополучия граждан. Сам факт подготовки нескольких десятков базовых документов говорит о том, что к своему председательству в ШОС Узбекистан и лично Шавкат Мирзиеев подошли с крайней ответственностью, сознавая все вызовы сегодняшнего времени.
При этом надо отметить и то, что именно в Ташкенте работает постоянно действующая Антитеррористическая структура ШОС. Но отрадно, что ШОС не стала военно-политическим объединением за все время своей деятельности. Эксперты и политики все чаще обсуждают дальнейшие векторы развития ШОС и все более склоняются к тому, что настало время экономической интеграции и общего рынка. Показательно, что встреча глав государств ШОС будет проходить в одном из главных очагов современной цивилизации, городе - легенде Самарканде. Он поистине получил свое «второе рождение», претендуя на звание одной из неформальных столиц евразийского континента и в будущем станет площадкой для проведения самых титульных международных мероприятий, как и точкой притяжения туристов со всех уголков планеты. Кстати, в этом отношении показательны и такие инициативы Узбекистана как создание Центра народной дипломатии ШОС и Международного университета туризма «Шелковый путь» в Самарканде.
Для России важнейшими факторами будут не только мероприятия саммита, а также личные двусторонние встречи Президента России Владимира Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином и Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Возможно, что после Саммита в Самарканде м