Отклик
В последние годы в нашей стране проводится последовательная работа по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, укреплению их социального партнерства с государственными органами, осуществлению действенного общественного контроля, а также совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.
Действительно, основу правового, демократического и социального государства составляют институты гражданского общества.
В частности, в целях определения перспектив на ближайший и среднесрочный период впервые в нашей стране утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, определены задачи дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовые гарантии негосударственных некоммерческих организаций и отвечающей современным демократическим требованиям и международным стандартам. В документе поставлена задача увеличить объем государственной поддержки институтов гражданского общества в виде субсидий, грантов и социальных заказов в 1,8 раза к 2025 году и довести объем выделяемых средств до 70 миллиардов сумов.
Стоит отметить, что в нашей стране принят ряд законодательных актов, направленных на усиление роли институтов гражданского общества и решение важнейших социально-экономических проблем граждан. Однако в действующей Конституции не обозначен статус данного института.
Если обратить внимание на цифры, то по состоянию на 1 января 1991 года в республике действовало 95 негосударственных некоммерческих организаций. К 1 января 2000 года их количество достигло 2585, к 1 января 2016 года – 8417, а сейчас их уже 9104.
Следует особо отметить, что институты гражданского общества, негосударственные некоммерческие организации, эксперты «мозговых центров» активно участвовали в процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию, выступили с рядом важных предложений.
В проекте Конституции в новой редакции усилены гарантии обеспечения прав и законных интересов институтов гражданского общества в Республике Узбекистан. Так, проект Конституционного закона дополнен отдельной главой под названием «Институты гражданского общества».
Также в статье 69 проекта Конституционного закона вводится норма о том, что институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, составляют основу гражданского общества, деятельность институтов гражданского общества будет осуществляться в соответствии с законом.
Итак, какие изменения и дополнения вносятся в проект Конституции в новой редакции касательно институтов гражданского общества?
Во-первых, в проект Конституционного закона впервые включены термин «институты гражданского общества» и соответствующая глава.
Во-вторых, негосударственные некоммерческие организации, махалли и средства массовой информации отнесены к категории институтов гражданского общества.
В-третьих, на Кабинет Министров возлагаются задачи по реализации мер поддержки институтов гражданского общества, разработке и осуществлению программ социально-экономического развития и социального партнерства.
В-четвертых, определено, что в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду государство создает условия для осуществления общественного контроля в сфере градостроительной деятельности.
В-пятых, институтам гражданского общества передаются полномочия по осуществлению общественного контроля за формированием и исполнением бюджета Республики Узбекистан.
Эти гарантии также закреплены в международных правовых документах и конституциях развитых стран. В частности, в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека от 11 апреля 2016 года «Практические рекомендации для создания и поддержания безопасных и благоприятных условий для деятельности гражданского общества, основанные на передовой практике и извлеченных уроках» рекомендуется укреплять гражданское общество и его институты на законодательном уровне. Термин «гражданское общество» также закреплен в конституциях Азербайджана, Словении и ряда других стран.
Введение данной нормы будет способствовать обеспечению на конституционном уровне прав и законных интересов важных институциональных структур, составляющих основу гражданского общества, их эффективному функционированию и развитию, повышению роли в жизни общества.
В целом вносимые изменения и дополнения имеют важное значение для повышения роли и значения институтов гражданского общества в жизни нашего общества, дальнейшего укрепления конституционно-правовой основы их деятельности.
Анваржон МИРКОМИЛОВ,
начальник отдела
Центра «Стратегия развития».
УзА