Истребование разных справок ведомствами и организациями – одна из угнетающих практик. Из-за сложности оформления жилья, сбора документов люди передавали эту работу посредникам за деньги.
Для устранения данных проблем осуществлен ряд работ. Истребование справок с места жительства и работы давно отменено.
23 марта 2021 года был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении».
Согласно данному указу, начиная с 1 июня 2021 года, отменяется истребование государственными органами, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, государственными организациями и учреждениями от населения и субъектов предпринимательства следующих 17 видов справок:
– о нахождении или отсутствии на учете в психоневрологическом диспансере;
– о нахождении или отсутствии на учете в наркологическом диспансере;
– о наличии или отсутствии судимости;
– адресно-справочной информации;
– о наличии либо отсутствии личного жилья на имени гражданина;
– о площади жилого помещения;
– о наличии или отсутствии налоговой задолженности;
– о постановке физического лица – налогоплательщика на учет в органах государственной налоговой службы;
– о размере пенсии и пособия;
– о нахождении или отсутствии в списке получателей пенсий и пособий;
– о регистрации брака, отсутствии регистрации брака или расторжении брака;
– копии документа, удостоверяющего личность;
– фотографии лица установленной формы;
– справки медико-социальных экспертных комиссий;
– трудовых книжек и их копий (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
– архивных справок, подтверждающих заработную плату и стаж работы, обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
– кадастровых документов и их копий.
По сообщению информационной службы Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, анализ показал, что в 2020 году в разные ведомства поступило более 1,5 миллиона обращений от населения для получения вышеуказанных справок-документов. На уплату платежей по получению данных документов заявителями израсходовано около 20 миллиардов сумов.
В процессе оказания государственных услуг физическим лицам при приеме на работу и выполнении иных административных процедур государственные органы и организации самостоятельно запрашивают в соответствующих ведомствах документы и справки, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».
Истребование государственными органами и организациями у населения данных документов или справок признается нарушением требований актов законодательства в сфере оказания государственных услуг. А нарушение закона может повлечь за собой ответственность.
Запоминайте наименования справок, указанных в указе. Это вам может пригодиться в случае необходимости защиты своих прав.
Норгул Абдураимова, УзА