Ўзбек
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Таможенный кодекс в новой редакции: современные требования и нормы, усовершенствованная система
19:22 / 2016-03-17

Законом "Об утверждении Таможенного кодекса Республики Узбекистан" от 21 января 2016 года утвержден Таможенный кодекс в новой редакции, нормы которого вступят в силу с 21 апреля нынешнего года.

Законом "Об утверждении Таможенного кодекса Республики Узбекистан" от 21 января 2016 года утвержден Таможенный кодекс в новой редакции, нормы которого вступят в силу с 21 апреля нынешнего года.

Кодекс разработан на основе задач, определенных в указах и постановлениях главы нашего государства и направленных на дальнейшее развитие экономики, укрепление и либерализацию правовых основ внешней экономической деятельности. При подготовке Кодекса были приняты во внимание эффективные нормы таможенных кодексов развитых стран, требования международных конвенций к правилам таможни.

– Действующий Таможенный кодекс был принят в 1997 году, – говорит начальник управления правовой информации Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан Абдугофир Курбонов. – За прошедший период произошло много изменений и обновлений в экономической жизни, таможенной сфере нашей страны. В Таможенном кодексе в новой редакции полностью охвачены все нормы, касающиеся сферы и упорядочивающие ее на основе действенных норм. Это повысит качество и эффективность таможенной деятельности, обеспечит единообразное применение норм и организационно-правовых механизмов на всех этапах таможенного администрирования.

Таможенный кодекс в новой редакции состоит из 12 разделов, 59 глав и 412 статей. В нем точно и доступно изложены понятия о таможенной деятельности: даны полные разъяснения о таможенной территории и таможенных границах Республики Узбекистан, целях таможни, юридических и физических лицах, сопроводительных документах на товар.

Таможенную территорию Республики Узбекистан составляют сухопутная территория страны, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Границы таможенной территории, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Республики Узбекистан.

В Кодексе определены правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы. Указаны условия их перемещения через таможенную границу и список документов, требуемых для этого. Следовательно, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную границу в ходе международной перевозки на автотранспортном средстве требуются документы на автотранспортное средство и товары. Это касается и международных перевозок на водном, воздушном, железнодорожном транспорте.

Большое место в Кодексе отведено таможенным режимам. Виды таможенных режимов – это экспорт, реэкспорт, временный вывоз, переработка вне таможенной территории, выпуск для свободного обращения (импорт), реимпорт, временный ввоз, переработка на таможенной территории, временное хранение, таможенный склад, свободный склад, свободная таможенная зона, беспошлинная торговля, таможенный транзит, уничтожение, отказ в пользу государства.

Перемещение товаров через таможенную границу предусматривает обязательства полномочных лиц по размещению товаров в одном из таможенных режимов и соблюдению требований и условий этого таможенного режима. Полномочное лицо вправе выбрать любой режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств. Для таможенного оформления выбранный таможенный режим указывается декларантом в таможенной декларации, представляемой в таможенный орган.

В случае нарушения законодательных документов товары, находящиеся в таможенном режиме, могут быть конфискованы в установленном порядке. Ответственность за соблюдение требований и условий таможенного режима возлагается на лицо, разместившее товар в соответствующем торговом режиме.

Стоит отметить, что временный ввоз (вывоз), до настоящего времени рассматриваемый как один таможенный режим, теперь разделен на отдельные таможенные режимы. Это позволяет отдельно определять условия таможенных режимов, требования и документы, представляемые на размещение товаров в данном таможенном режиме.

В Кодексе при применении информационных технологий предусмотрен порядок выдачи разрешений на основе принципа "одно окно". Это служит улучшению условий для внешней экономической деятельности, устранению административных и технических преград в осуществлении внешней торговли.
Кодексом упорядочены вопросы проведения таможенной экспертизы, что играет важную роль в изучении сферы при применении специальных и научных навыков, решении вопросов в области таможенной работы.

Определены полномочия таможенных органов по валютному контролю в проведении мониторинга валютного контроля и внешнеторговых операций. Нормы приняты в соответствии с Законом Республики Узбекистан “О валютном регулировании”. В соответствии с нормами таможенные органы в установленном законом порядке сотрудничают с органами валютного контроля и другими организациями в проведении валютного контроля, совместных проверок, обмене информацией, применении форм и отчетов унифицированного учета.

В Кодексе упрощен порядок выдачи различных видов документов на разрешение, декларирование и регистрацию товаров, в том числе товаров до их ввоза на таможенную территорию. Сокращены сроки, определенные для принятия должностными лицами таможенных органов решений по этим вопросам.

Введены новые формы таможенного контроля. Так, таможенный контроль дополнен такими новыми формами, как получение информации, таможенный досмотр, проверка маркировки товаров специальными знаками, таможенное наблюдение, таможенный контроль после вывоза товаров.

Введение новых методов таможенного контроля не ограничивает права участников внешней экономической деятельности и вместе с тем позволяет проводить эффективный таможенный контроль товаров, перевозимых через таможенную границу Республики Узбекистан и сокращать сроки их таможенной регистрации.

Определен новый порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Теперь лицо, обладающее этим правом, при наличии достаточного основания о контрафакте товаров, может обратиться с заявлением в таможенный орган о применении мер по недопуску таких товаров в обращение.

Особо значимо внедрение современных форм сотрудничества участников внешней экономической деятельности с таможенными органами, основанного на применении информационно-коммуникационных технологий. В нормативном порядке закреплен порядок работы единой автоматизированной информационной системы. Он значительно сократил количество документов, предоставляемых в таможенные органы, что намного облегчило процесс таможенной регистрации товаров участниками внешней экономической деятельности.

Вступление в силу Таможенного кодекса в новой редакции будет служить повышению эффективности внешней экономической деятельности Республики Узбекистан, обеспечит привлекательные организационно-правовые условия для защиты внутреннего рынка от некачественной и контрабандной продукции и выхода хозяйствующих субъектов, производителей страны, в том числе представителей малого бизнеса и частного предпринимательства, на мировой рынок.