Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Специалисты повышают квалификацию в Финляндии
16:13 / 2023-01-19

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере народного образования» определена задача по организации повышения квалификации работников народного образования в зарубежных странах.

В целях развития школьного образования Министерство дошкольного и школьного образования, Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони изучают опыт зарубежных стран с высоким качеством образования, налаживают сотрудничество. В рамках реализации намеченных в  постановлении задач, сотрудники института прибыли в Финляндию, где в течение двух недель будут повышать квалификацию. Они ознакомятся с финской системой государственного образования, получат новые знания в деле  назначения на должности  в сфере управления школой, повышения  квалификации педагогов, выявления роли медиа в  управлении школой. Также специалисты изучают  процесс ведения маркетинга в школах,  опыт финских школ в организации предметов STEM, системы оценивания  учителей и учащихся.

В первый день они посетили высшую школу предпринимательства в Муураме, где обучаются  235 человек, преподают 20 учителей, есть  психолог. Учащиеся, окончившие 9-й класс школы, в течение 3 лет (с 10 по 12 класс) получают образование в направлении предпринимательства на основе образовательной программы, разработанной школой.

В 2003 году при школе была создана предпринимательская фирма “Kisalli”, управляемая учащимися. Главной целью фирмы является  развитие предпринимательских навыков учащихся на основе реального жизненного опыта, их обучение  предпринимательской этике и профессиям путем вовлечения в общественную деятельность. Адаптивность, ответственность, креативность и  смелость  являются здесь  главными ценностями. Важно отметить, что взаимодействие учащихся, преподавателей и руководства школы  строится на принципе равноправия. Каждое занятие длится 90 минут, с пятиминутным перерывом через 45 минут, во время которого учащиеся в основном выполняют  физические упражнения. В школе предоставляется бесплатный обед.

На занятиях широко используется методика Рroblem-based learning - проблемно-ориентированное обучение, учащиеся пытаются найти решения поставленных учителем задач в малых группах по семь человек и представляют свои решения в виде проекта. Лучшие из этих проектов показывают ведущим организациям через школьную фирму «Kisalli», а затем финансируют.

Еще одним важным аспектом финского метода обучения является то, что при решении задачи учителя задают учащимся  вопросы, которые ведут к правильному ответу, а не показывают правильное решение проблемы. Благодаря этому школьников учат мыслить критически. В   финских школах созданы необходимые условия  для того, чтобы учащиеся вместе выполняли задания, получали новые знания путем видеоигр (edutainment, education,  entertainment – развлекательные  и познавательные занятия). 

В Финляндии каждый учитель должен пройти 18 часов повышения квалификации в год  (3 дня по 6 часов). При этом учителя  участвуют в курсах, организованных университетами.

Назначения в системе образования, в частности на должность директора школы, осуществляются путем  размещения объявления  на специальных сайтах. Кандидаты на эту должность должны иметь пятилетний опыт педагогической работы, пройти годичный специальный курс «Лидерство и управление» и получить соответствующий сертификат. Лучших  принимают на работу советом во главе с главой территориального управления  на основе собеседования. Вакансии на должность учителя также размещают на сайтах, кандидаты отбираются на основе собеседования, проводимого советом во главе с директором. На собеседование приглашают и учащихся. Заработную плату учителей в Финляндии устанавливают  в зависимости от стажа работы.

УзА