Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере народного образования» определена задача по организации повышения квалификации работников народного образования в зарубежных странах.
В целях развития школьного образования Министерство дошкольного и школьного образования, Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони изучают опыт зарубежных стран с высоким качеством образования, налаживают сотрудничество. В рамках реализации намеченных в постановлении задач, сотрудники института прибыли в Финляндию, где в течение двух недель будут повышать квалификацию. Они ознакомятся с финской системой государственного образования, получат новые знания в деле назначения на должности в сфере управления школой, повышения квалификации педагогов, выявления роли медиа в управлении школой. Также специалисты изучают процесс ведения маркетинга в школах, опыт финских школ в организации предметов STEM, системы оценивания учителей и учащихся.
В первый день они посетили высшую школу предпринимательства в Муураме, где обучаются 235 человек, преподают 20 учителей, есть психолог. Учащиеся, окончившие 9-й класс школы, в течение 3 лет (с 10 по 12 класс) получают образование в направлении предпринимательства на основе образовательной программы, разработанной школой.

В 2003 году при школе была создана предпринимательская фирма “Kisalli”, управляемая учащимися. Главной целью фирмы является развитие предпринимательских навыков учащихся на основе реального жизненного опыта, их обучение предпринимательской этике и профессиям путем вовлечения в общественную деятельность. Адаптивность, ответственность, креативность и смелость являются здесь главными ценностями. Важно отметить, что взаимодействие учащихся, преподавателей и руководства школы строится на принципе равноправия. Каждое занятие длится 90 минут, с пятиминутным перерывом через 45 минут, во время которого учащиеся в основном выполняют физические упражнения. В школе предоставляется бесплатный обед.
На занятиях широко используется методика Рroblem-based learning - проблемно-ориентированное обучение, учащиеся пытаются найти решения поставленных учителем задач в малых группах по семь человек и представляют свои решения в виде проекта. Лучшие из этих проектов показывают ведущим организациям через школьную фирму «Kisalli», а затем финансируют.

Еще одним важным аспектом финского метода обучения является то, что при решении задачи учителя задают учащимся вопросы, которые ведут к правильному ответу, а не показывают правильное решение проблемы. Благодаря этому школьников учат мыслить критически. В финских школах созданы необходимые условия для того, чтобы учащиеся вместе выполняли задания, получали новые знания путем видеоигр (edutainment, education, entertainment – развлекательные и познавательные занятия).
В Финляндии каждый учитель должен пройти 18 часов повышения квалификации в год (3 дня по 6 часов). При этом учителя участвуют в курсах, организованных университетами.
Назначения в системе образования, в частности на должность директора школы, осуществляются путем размещения объявления на специальных сайтах. Кандидаты на эту должность должны иметь пятилетний опыт педагогической работы, пройти годичный специальный курс «Лидерство и управление» и получить соответствующий сертификат. Лучших принимают на работу советом во главе с главой территориального управления на основе собеседования. Вакансии на должность учителя также размещают на сайтах, кандидаты отбираются на основе собеседования, проводимого советом во главе с директором. На собеседование приглашают и учащихся. Заработную плату учителей в Финляндии устанавливают в зависимости от стажа работы.
УзА