Развитие экономической дипломатии Узбекистана постоянно находится под пристальным вниманием и заботой главы государства. Так, 8 февраля в Университете мировой экономики и дипломатии состоялась презентация Института перспективных международных исследований, в составе которого начал осуществлять свою функцию Центр экономической дипломатии (ЦЭД). О направлениях деятельности Центра мы попросили рассказать его руководителя – доктора экономических наук, профессора Ибрагима Мавланова.
– Во-первых, хочу подчеркнуть, что Институт перспективных международных исследований и Центр экономической дипломатии в его составе созданы благодаря огромному вниманию Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева к вопросам реформирования и совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, которые ярко отражены в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2022 года «О мерах по системному реформированию деятельности Университета мировой экономики и дипломатии».
– Во-вторых, создание этого института позволит превратить УМЭД в ведущее учреждение страны в области международных и региональных исследований. Здесь открыты ещё восемь различных исследовательских центров, где задействованы ведущие ученые, высококвалифицированные эксперты, ключевые специалисты республики, а также созидательный профессорско-преподавательский и научный потенциал УМЭД.
– Ибрагим Раджабович, чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость создания именно Центра экономической дипломатии и такого огромного внимания развитию направления экономической дипломатии?
– Импульс развитию экономической дипломатии придал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности», принятый в апреле 2018 года. В указе экономическая дипломатия обозначена, как мощный инструмент реализации приоритетных направлений данных отраслей. Документ стал основой трансформации экономической дипломатии и превращения ее в фундаментальный инструмент реализации внешней экономической политики Нового Узбекистана.
Надо особенно отметить и то, что еще в январе 2018 года на встрече с послами и дипломатами МИД глава нашего государства подчеркнул, что развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, расширение туристического потока в Узбекистан должны стать приоритетными направлениями в деятельности дипломатических учреждений.
Кроме того, в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы подчеркнута необходимость не только «усиления экономической дипломатии», но и важность «повышения эффективности и активизации её в продвижении и защите национальных интересов». Такая постановка задач связана с тем, что в Стратегии даны конкретные ориентиры на «дальнейшее повышение экспортного потенциала республики и доведение объемов экспорта в 2026 году до 30 миллиардов долларов», а также «принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов, в том числе 70 миллиардов иностранных инвестиций».
Как видим, глава государства последовательно, шаг за шагом ставит серьезнейшие задачи по формированию новых инструментов экономической дипломатии для эффективной реализации внешнеэкономической деятельности и ее кардинальной трансформации. Все это привело не только к созданию в структуре МИД отдельного управления, но и образованию нашего Центра. Это результат стратегии нашего Президента по экономической дипломатии.
– Не могли бы кратко рассказать о целях и перспективных направлениях деятельности ЦЭД, особенно в современных непростых условиях мировой экономики и международных отношениях?
– Вы правы, сегодня наблюдаем экономическую нестабильность во многих регионах мира. Как следствие этого, внешнеэкономический курс нашей страны также проходит через эти осложненные, непредсказуемые условия, где многофакторные вызовы, кризисы порой осложняют принятие решений.
Такая ситуация требует, естественно, системного научно-методологического и информационно-аналитического обеспечения внешнеэкономической деятельности страны на базе выполнения глубоких фундаментальных и прикладных научных исследований в области экономической дипломатии зарубежных стран, региональных образований, международных глобальных организаций. Принимая это в качестве главной цели Центра, его работа будет нацелена на научно-аналитическое содействие в продвижении внешнеэкономических интересов Узбекистана на мировом рынке. Направлениями нашей деятельности являются также изучение вопросов современных международных экономических отношений, мировой экономики, тенденций глобального развития, а также подготовка прогнозов и рекомендаций по актуальным проблемам, тенденциям развития современной мировой экономики и экономической дипломатии.
– Ибрагим Раджабович, а какие задачи стоят перед Центром для реализации указанных целей?
– Научная и информационно-аналитическая деятельность Центра позволит обеспечить и решать следующие основные задачи: открытие для Узбекистана новых международных рынков, показать пути и ключи к ним; открытие для мирового рынка новых торгово-экономических возможностей, инвестиционного потенциала республики; постоянное улучшение инвестиционной репутации страны в мировом сообществе и создание его положительного имиджа в мировом бизнесе; укрепление за рубежом репутации наших товаров и надежности их экспорта.
Кроме того, Центр будет предлагать министерствам, ведомствам, бизнес-структурам передовые научные исследования экономической дипломатии мировых рынков, независимый анализ и прогнозы; соответствующие знания для реализации эффективной политики продвижения бизнеса на мировом рынке; лучшие дипломатические, коммуникативные инструменты, тренинги для выхода на мировой рынок; разработку стратегий, тактик международных экономических и бизнес переговоров, что позволит усилить потенциал, компетенции предпринимателей в переговорном процессе.
– Есть ли, конкретные перспективные проектные идеи, которые Вы могли бы предложить национальным или зарубежным министерствам, ведомствам, а также партнерам из других стран для совместной разработки и исследований?
– Конечно, мы над этим постоянно работаем. Так, Центр мог бы предложить следующие перспективные проекты для совместных научных исследований и разработок: Формирование и развитие новых торгово-транспортных коридоров в Центральной Азии; Разработка новой архитектуры диверсифицированных торгово-транспортных потоков из Центральной Азии в Европу, а также в Южную Азию; Трансформация инвестиционных и инновационных стратегий развитых стран в условиях новой технологической конкуренции; Формирование новой стратегии экспорта услуг, инноваций и интеллектуальной собственности в условиях диверсификации торговых потоков; Разработка стратегии и механизмов усиления интеграции Центральной Азии в международную торговую систему; Переориентация инвестиционных потоков в Центральную Азию на инновационные проекты зеленого роста и устойчивого развития в Центральной Азии; Оценка и прогноз влияния современных угроз и вызовов на развитие экономической дипломатии стран ЕС, СНГ и другие проекты.
- Ибрагим Раджабович, реализация поставленных целей и задач в стране и перед Центром потребует повышенную востребованность в высококвалифицированных кадров и специалистов. Готов ли Центр проводить тренинги по подготовке кадров, проводить консультации по соответствующим направлениям?
– Для решения таких сложных задач в области экономической дипломатии необходимо не только глубокое научно-теоретическое понимание сложных процессов мирового экономического развития, но и выработки современных действенных механизмов по их реализации.
Повышенная востребованность в высококвалифицированных кадрах сегодня обуславливается и тем, что они должны быть способными и компетентными разбираться во многих сложных международных политических и экономических процессах, а также инструментах и методах экономической дипломатии. Кадры с такими высококомпетентными знаниями и навыками нужны сегодня не только в соответствующих министерствах, ведомствах, но и на предприятиях, в бизнес-структурах, связанных с международным бизнесом.
Для подготовки кадров в области экономической дипломатии, Центр предлагает различные краткосрочные и долгосрочные тренинг-курсы по следующим специализированным направлениям: экономическая и коммерческая дипломатия, включая торговую политику и переговоры; международная торговая система и международная инвестиционная политика и соглашения; разрешение международных торгово-экономических и инвестиционных споров; международные экономические переговоры, посредничество, урегулирование споров и разрешение конфликтов; достижение консенсуса и коалиционная внешнеэкономическая политика; информационно-аналитическая работа торговых и экономических советников на мировом рынке.
– Что бы вы могли сказать в заключении?
– Мы видим, что экономическая дипломатия является одним из главных инструментов в реализации внешнеполитических, внешнеэкономических приоритетов Узбекистана. Место страны в международной экономике будет сегодня определяться развитием и мощью ее экономической дипломатии. Поэтому реализация указов, установок Президента Узбекистана должна стать ведущей стратегией, ориентиром в реализации национальных интересов на международной арене. Экономическая дипломатия должна стать фундаментальным инструментом в реализации внешней экономической политики, национальных внешнеэкономических интересов Нового Узбекистана на долгосрочную перспективу.
– Ибрагим Раджабович, благодарю вас за содержательную беседу. Хочу пожелать вам и коллективу Института перспективных международных исследований плодотворной деятельности.
Беседовал обозреватель УзА Аброр Гулямов.