French
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Служба общественного транспорта на пороге современного развития
17:15 / 2023-03-01

В нашей стране ежедневно услугами общественного транспорта пользуется более десяти миллионов пассажиров. Общественный транспорт сокращает расстояния, способствует экономии времени и средств населения. К сожалению, служба общественного транспорта в настоящее время не соответствует современному развитию.

Президент Шавкат Мирзиёев 31 января провел совещание по внедрению новой системы общественного транспорта в Ташкенте, Нукусе и областных центрах.

В Послании главы государства отмечено, что в целях улучшения перевозки пассажиров в 2023 году будут закуплены 2 тысячи автобусов. Вместе с тем на совещании Президент отдельно отметил, что невозможно предоставлять населению качественные услуги только за счет приобретения автобусов, необходимо изменить систему работы в транспортных управлениях и автобусных парках на местах. Глава государства наметил конкретные задачи в этом направлении.

Какие новые виды услуг будут налажены в сфере? В чем преимущества системы, которая будет внедряться?

Об этом состоялась беседа с начальником департамента Министерства транспорта Республики Узбекистан Русланом РУЗМЕТОВЫМ.

- До настоящего время водители работали на основе ежедневного плана. Скажите, какие аспекты системы, связанной с планом, не оправдали себя?

- Ежедневный рабочий режим зависел от суммы ежедневного плана водителей или предприятия. То есть, в основном транспорт работал в полезное время дня, и его движение замирало во время относительно малого потока пассажиров. Это приводило к удлинению интервалов движения, длительному ожиданию пассажирами общественного транспорта. В результате пассажиры теряли надежду на общественный транспорт из-за удлиненных интервалов движения, уменьшался поток пассажиров, пользующихся общественным транспортом.

- Расскажите, пожалуйста, о внедряемой новой системе.

- В настоящее время разрабатывается новая система с внедрением конкретного механизма. Устранена практика определения плана ежедневных поступлений. Оплата перевозчику будет осуществляться в зависимости от пройденной автобусами дистанции и удовлетворенности людей предоставленными услугами. Это будет система оценки качества услуг, удобств и санитарного состояния транспорта, его своевременного прибытия на остановку.

Например, один маршрут в среднем составляет 12 километров. В настоящее время в областных центрах и городе Ташкенте на маршруте в 12 километров курсируют 10 автобусов, ежедневно совершая 12 рейсов. Путем умножения 120 рейсов на 12 можно определить конкретные ежедневные затраты перевозчика. Это первый и основной показатель. Второй показатель – это качество.

Показатели качества будут определяться своевременностью прибытия, содержанием транспорта в чистоте и уровнем вежливости водителей. При этом, если оценивать предоставляемые услуги по 100-бальной шкале, то 80 баллов будут даваться за пройденный маршрут, 20 – за показатели качества.

- Внедрена система, позволяющая поэтапно выплачивать НДС за новые автобусы, ввезенные предпринимателями. Для закупки автобусов выделяются льготные кредиты на срок до 10 лет. Как эти возможности будут способствовать расширению автобусных парков?

- Даже при верном определении маршрутов без наличия автобусов система не будет работать. Поэтому в этой системе будет оказываться поддержка деятельности частного сектора, будут приняты меры для усиления привлекательности сферы и выведения работы на общественном транспорте на уровень гарантированного бизнеса.

Внедрен механизм, при котором обновление автобусного парка осуществляется со стороны частного сектора, частного предприятия или перевозчика. Теперь перевозчик со своим автобусом будет принимать участие в тендере и работать на маршруте. Для обновления автобусного парка со стороны частного сектора будет налажена система поэтапной выплаты НДС на импортируемые автобусы и предоставления кредита сроком на 10 лет.

- Почему намечен срок в 10 лет?

- Дело в том, что средний срок эксплуатации одного автобуса составляет 10 лет. Краткосрочные кредиты не предоставят возможности создать автобусный парк. Стоимость автобуса может быть оправдана после его задействования. Предоставляемые на 10 лет кредиты будут играть важную роль в обновлении автобусного парка частными предпринимателями и позволят увеличить число автобусов в ближайшие годы.

Беседовала Нигора РАХМОНОВА, корр. УзА