Конституция – документ, определяющий структуру государственного устройства, систему органов власти и управления, взаимоотношений личности, государства и общества, а также права и обязанности граждан, судебную и избирательную систему.
Основной закон, формирующий настоящее и будущее страны, должен соответствовать существующим реалиям, служить во благо человеческого развития, только тогда он сможет стать прочной правовой основой для благополучной жизни.
С 1992 по 2023 год в Конституцию Республики Узбекистан 15 раз вносились поправки, а в этом году, с учетом масштаба изменений, была принята новая редакция документа. В результате количество статей в Основном законе увеличилось со 128 до 155, а норм – с 275 до 434.
Конституция Республики Узбекистан в новой редакции вступила в силу 1 мая 2023 года. Основанием для этого послужило принятие соответствующего закона по итогам референдума, состоявшегося 30 апреля.

Предложение «Узбекистан – суверенная демократическая республика» в статье 1 Конституции изменено следующим образом: «Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления».
Республиканская форма правления означает, что высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок, суверенное государство – полное независимое правление и абсолютную юрисдикцию над своей территорией.
Демократия представляет собой систему государственного управления, при которой деятельность правительства находится под контролем народа.
Объявляя себя социальным государством, Узбекистан обязуется создать условия для достойной жизни каждого гражданина. Это распределение имеющихся ресурсов на основе принципов социальной справедливости, недопущение сильного расслоения в обществе, гарантия качественного образования и медицины для наиболее уязвимых групп, эффективные программы социальной защиты, защита граждан с ограниченными возможностями и нуждающихся в поддержке. Проще говоря, даже у детей из самых бедных семей должна быть возможность вырасти здоровыми, получить хорошее образование, стать обеспеченными.
Светский характер государства предполагает, что государство и религия отделены друг от друга. Государство одинаково относится ко всем независимо от религиозных убеждений и занимает в этом вопросе нейтральную позицию.
Статья 154 Конституции в новой редакции предусматривает, что положения статьи 1 не могут быть пересмотрены. Точно так же не подлежит изменению и сам пункт статьи 154, содержащий это положение. Иными словами, эта норма означает, что Узбекистан никогда не откажется от демократии, будет придерживаться верховенства закона, никогда не превратится в монархию или исламскую республику.
Определено, что обеспечение прав и свобод человека – высшая цель государства. Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях гражданина с государственными органами, толкуются в пользу первого. Меры правового воздействия на человека, применяемые государственными органами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами. Эти правила обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей по соблюдению прав человека, предотвращают применение неоправданно строгих правовых мер в отношении людей.
В Конституции также закреплено, что частная собственность неприкосновенна. Собственник может быть лишен своего имущества не иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда. Кроме того, включение в Конституцию отдельной главы, посвященной адвокатуре, послужило определению правового статуса адвокатуры как важной составляющей правосудия наряду с органами судебной власти и прокуратурой.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы честь и достоинство были неприкосновенны, а меры правового воздействия со стороны органов государственной власти основывались на принципе соразмерности и были достаточны для достижения целей, предусмотренных законами. Была еще более усилена презумпция невиновности.
В частности, если раньше дело лица рассматривалось в суде, и оно считалось невиновным до установления его вины, то теперь оно считается невиновным до тех пор, пока не будет установлено приговором суда, вступившим в юридическую силу.
Вместе с тем в Конституции личные права и свободы человека были укреплены в соответствии с самыми передовыми международными требованиями. Установлено, что задержание лица без судебного решения не может превышать 48 часов, и если законность и обоснованность задержания не доказаны в суде, лицо должно быть немедленно освобождено (принцип «Хабеас корпус»). При задержании человеку должны быть ясно объяснены его права и основания задержания (принципы «правил Миранды»). Также закрепляется «право молчания». Эти положения гарантируют неприкосновенность свободы личности и предотвращение незаконного задержания людей.
Впервые установлено, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почты, электронных сообщений и других сообщений может быть ограничено только на основании решения суда. Ранее эти полномочия принадлежали прокурору, и передача их судам стала принципиальным поворотным моментом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.
Установленное в Конституции гарантированное право на неприкосновенность прав родственников, независимо от их судимости, означает, что человек не будет нести ответственность за проступки, совершенные его родственниками. Также были введены положения, направленные на повышение уровня доступа к правосудию и обеспечение независимости судей.
Более того, определено, что реорганизация или ликвидация суда не может служить основанием для освобождения судьи от должности. В целях обеспечения подлинной независимости судебной власти была введена система избрания всех членов Высшего совета судей Сенатом.
Предоставление гражданам права обращаться в Конституционный суд по поводу соответствия закона Конституции, примененного к ним судом, является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.
Помимо вышеперечисленного в Конституцию были внесены многие другие нормы, в частности:
• запрет смертной казни;
• невозможность признать виновным или подвергнуть наказанию лицо, если признание им своей вины является единственным доказательством против него;
• недопустимость использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением закона;
• закрепление за каждым права на защиту своих персональных данных, а также возможности требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных незаконным путем, или более не имеющих правовых оснований.
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.
Прямое применение Конституции позволяет гражданам действовать, основываясь не только на законах, но и непосредственно на конституционных нормах, в частности обращаться в суд.
Общественные отношения имеют неограниченные формы, в полной мере отразить их в нормативных правовых документах практически невозможно. Теперь, если возникнет конфликт по вопросам, не получившим четкого определения в законодательстве, вопрос будет решаться в пользу человека, а не государства.
Кроме того, в случае допущенных государственными органами ошибок и упущений при ведении документации ситуация должна быть решена в пользу гражданина.
Обновленная Конституция стала совершенным документом, определяющим настоящее и будущее нашего общества, энергично стремящегося к новым целям.
Олим ХАЙИТОВ,
председатель Самаркандского областного суда.
УзА