English
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Роль Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в формировании сильного гражданского общества
19:01 / 2021-04-23

В статье, опубликованной под таким заголовком в «News Central Asia» 20 апреля 2021 года, отмечается, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев продвигает актуальные жизненные идеи и инициативы по налаживанию системного и эффективного диалога государства, граждан и институтов гражданского общества в современной форме в целях всестороннего развития государства и предпринимает действенные усилия по обеспечению их практической реализации.

Процесс радикальных реформ, осуществляемый в стране, охватил все сферы общественно- олитической жизни общества.

Главой государства представлена основная программа – Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития страны на среднесрочную перспективу, в которой также в качестве основных задач обозначены вопросы повышения роли институтов гражданского общества, в частности средств массовой информации, совершенствования деятельности негосударственных организаций, разработки и внедрения действенных механизмов реализации системы общественного контроля во всех сферах.

После того, как на повестку дня был вынесен вопрос о практическом обеспечении участия граждан в государственном управлении на основе выдвинутой Президентом инициативы «не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», активность негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в осуществлении демократических реформ начала значительно возрастать.

В частности, законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты, принимаемые в интересах народа, прежде всего, выносятся на всенародное обсуждение, проходят общественную экспертизу, в результате критического отношения, выражаемого населением в СМИ и социальных сетях к работе государственных органов, их руководителей и ответственных лиц, устраняются многие недостатки, проблемы и пресекаются правонарушения.

Были созданы виртуальные и народные приёмные Президента Республики Узбекистан. Данные структуры стали механизмом глубокого анализа эффективности деятельности органов государственной власти и управления, а также проблем на местах, повышения ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом. В целях дальнейшего укрепления законодательных основ системы работы с обращениями принят Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции.

Только за прошедший 2020 год в Виртуальную приёмную Президента и народные приёмные поступило около 1,2 миллиона обращений. В результате информации и заслушанных отчётов, внесённых народными приёмными Президента, к ответственности были привлечены 752 ответственных работника, не работавших с обращениями на уровне требований.

Кроме того, ответственные должностные лица всех уровней, работая на местах в разрезе махаллей, выявляют недостатки, изучают мнение народа о проводимых реформах и на этой основе пытаются организовать свою работу.

Сформирована система организации регулярных массовых выездных приемов руководителей Администрации Президента, министерств и ведомств, хокимов областей, городов и районов в регионах.

Только за прошедший год проведено более 19 тысяч таких выездных приёмов, на которых приняты меры по решению более 124 тысяч проблем около 120 тысяч представителей населения.

В процессе реформ и подготовки проектов ежегодных государственных программ в рамках задач, определенных Стратегией действий, в первую очередь учитываются актуальные вопросы, поднятые населением, ожидающие решения проблемы, предложения институтов гражданского общества, негосударственных организаций, а также критические выступления, распространяемые в средствах массовой информации и социальных сетях. После разработки проект программы выносится на всенародное обсуждение, принимается и направляется на исполнение только после учета мнений, предложений и рекомендаций простых людей, специалистов-экспертов, а также представителей международных организаций.

Следует также отметить, что в обновляемом Узбекистане практически обеспечивается конституционное право каждого человека на свободу мысли, слова и убеждений, на поиск, получение и распространение информации, что, в свою очередь, получило признание международного сообщества.

Глава государства лично регулярно следит за выступлениями в социальных сетях, национальных и зарубежных СМИ по проблемам, с которыми сталкивается общество, иногда делает выговор ответственным руководителям, которые безразличны к решению затронутых вопросов, иногда применяет дисциплинарные взыскания, даже освобождает от должности и призывает институты гражданского общества быть бескомпромиссными в этих процессах.

По инициативе Шавката Мирзиёева были отрегулированы отношения органов государственной власти
и управления с гражданами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, а также средствами массовой информации в сфере организации и осуществления общественного контроля за исполнением законодательных актов.

Также указом Президента при государственных органах были созданы Общественные советы, которые призваны осуществлять общественный контроль за деятельностью государственного органа и его должностных лиц по реализации принимаемых нормативно-правовых актов, программ, соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнёрства. Они принимают активное участие в систематическом мониторинге и всестороннем анализе общественного мнения о деятельности государственного органа по важнейшим вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан, разработке и реализации государственных программ и иных программ в сфере противодействия коррупции.

Таким образом, институт общественного контроля, который является важнейшим инструментом построения в новом Узбекистане сильного и свободного гражданского общества, организации плодотворного сотрудничества между государственными и общественными структурами, а также обеспечения эффективности реформ составляет ядро обновлённой политики.

Следует открыто признать, что хотя в настоящее время в Узбекистане насчитывается около 9200 негосударственных некоммерческих организаций, многие из них не нашли своего места в жизни общества, их деятельность не была значимой. Вместе с тем не соответствовал современным требованиям и вопрос участия в процессе реформ граждан, являющихся субъектами общественного контроля органов самоуправления, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации.

В связи с этим на основе идеи главы государства во всех регионах страны создаются дома ННО, которые один за другим передаются в распоряжение независимых институтов гражданского общества. Также им предоставляются юридические знания для участия в национальных и международных грантовых конкурсах, оказывается практическая помощь в налаживании тесного сотрудничества с международными организациями.

Одним словом, для установления социальной справедливости активно поддерживаются ННО, которые служат балансу, равенству, взаимной ответственности и подотчетности в отношениях личности, общества и государства.

Проекты и программы, реализуемые негосударственными некоммерческими организациями, дают свои ощутимые результаты в здравоохранении, науке, культуре, образовании и других сферах. В этом процессе институты гражданского общества выходят на арену как важный фактор защиты прав, свобод и законных интересов человека, демократических ценностей.

Вопрос обеспечения открытости деятельности институтов гражданского общества определен в качестве одного из основных направлений утвержденной указом Президента Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах.

Согласно указу, с 1 апреля 2021 года введен Индекс открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций, а по итогам каждого года будет формироваться их рейтинг, основанный на результатах деятельности, степени социального партнерства, эффективности использования выделяемых субсидий, грантов и других важных показателях деятельности.

Также, отныне информация о деятельности негосударственных некоммерческих организаций будет размещаться на их официальном сайте и на сайте www.e-ngo.uz или на других открытых источниках информации со ссылкой на данный сайт. На основе этих данных и оценок, сделанных общественностью, по итогам каждого года будет определяться индекс открытости ННО.

Подводя итог, надо особо отметить, что глава государства глубоко осознает, насколько важна и необходима роль третьего сектора на пути прогрессивного развития Узбекистана.