В последние годы в нашей стране огромное внимание уделяется развитию государственной службы, повышению ее эффективности, привлечению компетентных и высококвалифицированных кадров, обеспечению законности, справедливости, служения народу, ответственности государственных должностных лиц.
Эффективность реформ, доведение их до каждого гражданина напрямую зависит от открытости государственной службы, потенциала и ответственности работающих в ней кадров. Ведь именно через государственных служащих укрепляется доверие граждан к государству, формируется их положительное отношение к переменам, и они на себе начинают ощущать проводимые в нашей стране реформы.
Реформирование народной государственной службы
Необходимость ликвидации бюрократизма в государственных организациях и учреждениях во всех регионах нашей страны, эффективного управления работниками и развития человеческих ресурсов, формирования резерва квалифицированных кадров на основе конкуренции потребовала внесения ряда изменений и дополнений в законодательные акты осуществления реформ в данном направлении.
Принятие Указа Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года положило начало кардинальным изменениям в сфере государственной гражданской службы. Данным указом определены приоритетные направления дальнейшего совершенствования и реформирования государственной гражданской службы, при этом было организовано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан, реализующее единую государственную политику в области государственной гражданской службы. Кроме того, поручено разработать проект Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе», определяющего основные понятия, положения и гарантии государственной гражданской службы в нашей стране с учетом рекомендаций зарубежных экспертов и общественного мнения.
Так, что же такое государственная гражданская служба?
Закон «О государственной гражданской службе» был подписан главой нашего государства 8 августа 2022 года и вступил в силу в ноябре 2022 года. Закон регулирует отношения в сфере государственной гражданской службы, то есть труд служащих среднего звена государственных органов и организаций.
Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную, оплачиваемую деятельность граждан Республики Узбекистан по обеспечению осуществления полномочий государственных органов на должностях государственной гражданской службы на благо общества. Раньше такого понятия не было, теперь понятно, чем оно отличается от других видов государственной службы. В целом государственная служба может быть гражданской, правоохранительной, дипломатической и военной, политической и неполитической. Каждая из них отличается по своей юридической функции.
При разработке данного законопроекта учеными-правоведами, ответственными сферы и экспертами был изучен передовой опыт ряда развитых стран в сфере оказания государственных услуг гражданам, соответствующие направления взяты в качестве примеров.
Законы о государственной службе таких стран, как Германия, Франция, Нидерланды, Япония и Южная Корея, подробно описывают порядок поступления на государственную службу. В целом порядок поступления на государственную гражданскую службу существует во всех странах мира. В законах о государственной службе Германии, Польши, России, Франции, Японии, Латвии, Болгарии, Казахстана, Кыргызстана регламентированы подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих, оценка деятельности государственных служащих, их карьерный рост, перевод на другую государственную должность, оплата труда, рабочее время и праздничные дни государственных служащих.
Итак, какая работа проделана Агентством развития государственной службы? За прошедший короткий период запущена единая платформа «vacancy.argos.uz», не позволяющая кандидатам, желающим устроиться на работу, скитаться по организациям, тратить много времени на подачу документов, а также предоставляющая всем гражданам одинаковую возможность участия в конкурсе благодаря открытому объявлению вакантных должностей.
К примеру, к настоящему времени Джизакским филиалом Агентства объявлены конкурсы на 6 тысяч 811 вакантных должностей в 45 государственных органах и организациях области и 13 городских и районных хокимиятах, в которых приняли участие 71 тысяча 168 кандидатов.
В 2020 году в 44 конкурсах участвовали 464 кандидата, в 2021 году в 1 383 конкурсах - 12 178, в 2022 году в 4 613 конкурсах - более 49 тысяч, а в конкурсах, прошедших с начала текущего года участвовали 7 813 кандидатов. В 57 из проведенных 177 конкурсов определены победители, а по 120 объявлены повторные этапы. Еще 89 конкурсов продолжились в различных этапах.
Что даст повышение профессионального потенциала государственных служащих?
В сегодняшнюю быстро меняющуюся эпоху глобализации реформы, проводимые в нашей стране, требуют от каждого государственного служащего регулярной работы над собой и приобретения новых знаний. В развитых зарубежных странах практика повышения профессионального потенциала государственных служащих осуществляется непрерывно.
Образовательные процессы организуются с учетом того, что качественное образование формирует ценность, то есть расходы, затраченные на образование, положительно сказываются на результативности и эффективности работы организации.
Например, во Франции специалисты, принятые на работу (прошедшие отбор) Министерством трансформации государственного сектора и государственной службы, проходят обучение в течение одного года. Оно включает миссию государственного управления, суть и значение государственной службы, современные тенденции и аспекты, меняющиеся в соответствии с их сферой деятельности.
В Турции же изучаются образовательные потребности государственных служащих, и каждый государственный служащий обучается по той образовательной программе, которая ему необходима. В частности, запущена обучающая платформа «Эгитим каписи», и каждое министерство и ведомство подготавливает видеоуроки (видеоконтент) исходя из образовательных потребностей, которые размещаются на платформе после утверждения Департаментом развития человеческих ресурсов. То есть государственным служащим даются необходимые для их сферы знания.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» переподготовка государственных гражданских служащих, систематическая организация повышения их квалификации и обучения входят в компетенцию государственных органов и организаций.
Государственные служащие должны регулярно повышать свою профессиональную компетентность во время прохождения государственной службы. Потому что одним из самых больших изменений в законе является то, что при присвоении квалификационной категории учитывается свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации.
В частности, инспекторами Джизакского областного филиала Агентства развития государственной службы и профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений области организованы курсы повышения квалификации для 76 должностных лиц хокимиятов города Джизака и районов по 6 направлениям. В их ходе даны необходимые представления и сведения о сути и значении Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе», правилах этикета государственного гражданского служащего, системе оценки деятельности государственных служащих по важнейшим показателям эффективности, культуре общения, а также принятых нормативно-правовых документах, касающихся сферы, определенных в них первоочередных задачах. Также даны необходимые представления и сведения о сути закона об обращениях юридических и физических лиц.
Хокимы Джизака и районов, их заместители приняли участие в организованных в Ташкенте курсах повышения квалификации по развитию интенсивного садоводства в засушливых районах, привлечению инвестиций в горнодобывающий сектор, вовлечению молодежи в IT-сектор и производство программного обеспечения.
В результате создания Агентства около 5 тысяч специалистов сферы, государственных служащих низшего и среднего звена, не повышавших свою квалификацию в течение нескольких лет, прошли дистанционное обучение и получили специальные сертификаты.
Следует отметить, что время требует новых подходов к управлению государственными служащими. Планирование подготовки кадров, повышение профессиональной компетенции, оценка компетентности работников, формирование резерва потенциальных кадров, разработка нормативно-правовой базы повышения квалификации, соблюдение норм этики, формирование здоровой духовно-психологической атмосферы в государственных организациях – из их числа.
В завершение следует отметить, что Закон «О государственной гражданской службе» в качестве концептуально-правового документа, регулирующего ведение единой политики в системе государственной гражданской службы, отношения по правовой и социальной поддержке государственных гражданских служащих, служит обеспечению гласности и прозрачности государственной гражданской службы.
Самое главное, закон позволил осуществлять единую политику во всех государственных органах и организациях системы государственной гражданской службы.
Эркин Халбутаев,
руководитель Джизакского областного филиала
Агентства развития государственной службы при Президенте
Республики Узбекистан.
УзА