Феномен торговли людьми является негативным следствием процессовглобализации и быстро распространяется во всем мире.
Торговля людьми, в особенности женщинами и детьми,— реальность нашего времени. Во всем мире ежегодно покупают, продают, перевозят и удерживают против воли в условиях, подобных рабству, от 700 000 до 4000000 мужчин, женщин и детей. Торговля людьми, по оценкам экспертов, считается третьей по доходности сферой деятельности организованной преступности, особенно в части ее транснациональной составляющей, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Торговля людьми и использование рабского труда являются преступлениями международного характера.
Долгое время отсутствовало единое понятие «торговли людьми» в международном праве. В декабре 2000 года на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН приняли Конвенцию против транснациональной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот международный акт дал понятие «торговля людьми», указал на некоторые условия привлечения к ответственности, установил рекомендации к назначению наказания, обусловил обязанности государств по противодействию торговле людьми.
В соответствии со статьей 3 данного Протокола понятие «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения, других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает проституцию, принудительный труд, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.
В нашей стране принят закон об уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних лиц к принудительному труду, сексуальным услугам, а также за призыв к участию в незаконных объединениях. 17 апреля 2008 года был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». При его разработке вместе с общепризнанными нормами международного права учитывали опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств. Спустя 12 лет этот же закон приняли в новой редакции, дополнив такими понятиями, как «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми», «принуждение». Также перечислены основные направления государственной политики в этой области. В документе определен статус национальной и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труда, национального докладчика, указаны полномочия Кабинета Министров. В число ответственных государственных органов включены Генеральная прокуратура и Министерство занятости и трудовых отношений. В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми.
Узбекистан продолжает принимать меры по противодействию использования принудительного и детского труда и торговле людьми, совершенствуя законодательную базу в данном направлении в соответствии с международными правовыми нормами. Одними из главных мер являются постоянный мониторинг, информированность общества об опасных ситуациях, разработка и реализация образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.
Толибжон Обидов,
председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.
УзА