Spanish
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Реформы в системе государственного управления – важный шаг к третьему ренессансу
20:39 / 2020-09-04

В последнее время свои результаты дают реформы, реализуемые во всех сферах нашей страны.


В своем докладе на торжественной церемонии, посвященной 29-летию независимости Республики Узбекистан, Президент Шавкат Мирзиёев особо отметил, что во всем мире в отношении нашей страны все чаще используют выражение «Новый Узбекистан», это – признание того, что за прошедшие годы мы вышли на совершенно новый этап развития и достигли на этом пути значительных успехов.

В последнее время свои результаты дают реформы, реализуемые во всех сферах нашей страны. В Узбекистане идет процесс пробуждения – закладывается фундамент третьего Ренессанса. Эти изменения особо значимы тем, что направлены на повышение эффективности системы государственного управления. Не напрасно первое направление Стратегии действий, являющейся важным руководством к инновационному развитию в ближайшей перспективе, посвящено реформам в сфере системы государственного управления и общественного строительства.

Реформирование системы демократического государственного управления в новом Узбекистане реализуется на основе великой идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Если анализировать проведенную до настоящего времени работу в этом направлении, можно увидеть несколько важных аспектов.

Во-первых, создана абсолютно новая система налаживания диалога с народом, эффективного, оперативного решения его проблем. Приняты нормативно-правовые документы по приоритетным задачам совершенствования системы государственного и общественного строительства, решаются копившиеся на протяжении многих лет проблемы.

Для обеспечения интересов народа, налаживания диалога с людьми, глубокого знания проблем, забот и нужд народа и их решения созданы Виртуальная и Народные приемные Президента Республики Узбекистан. Эти структуры стали критерием оценки эффективности органов государственной власти, механизмом для углубленного анализа проблем и повышения ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом.

Запущен портал коллективных обращений «Менинг фикрим». Для граждан появилась возможность направлять электронные коллективные обращения в палаты Олий Мажлиса, местные Кенгаши народных депутатов. В целях дальнейшего укрепления законодательной основы системы работы с обращениями принят Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции. Разработана новая улучшенная версия программы Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан.

Во-вторых, достигнуто практическое отображение признанного мировым стандартом принципа «Чаша весов» ("Сhecks and balances"). Обозначен порядок выдвижения Премьер-министром, одобрения Законодательной палатой и утверждения Президентом кандидатов на должность заместителей Премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов. Внедрен порядок выступления кандидата на должность в правительстве перед депутатами со своей программой действий по развитию сферы, предусмотренной на ближайшее время и перспективу. Налажена практика регулярного заслушивания в палатах Олий Мажлиса, их комитетах информации членов правительства по вопросам реализации исполнения своей программы действий, обозначено назначение руководителей областных, районных и городских государственных органов Кенгашами народных депутатов.

Традицией стало проведение «Правительственного часа» по заслушиванию информации компетентных работников органов государственного управления в Законодательной палате. В нижней палате парламента создано Управление государственного бюджета для оказания профессиональных, независимых и объективных информационно-аналитических и экспертных услуг депутатам и сенаторам в вопросах государственного бюджета, экономики, денежно-кредитной политики, обеспечения эффективного парламентского контроля за исполнением государственного бюджета.

Усилено партнерство парламентской и исполнительной власти. К примеру, учреждена должность постоянного представителя Кабинета Министров в палатах Олий Мажлиса, обозначен его правовой статус. Повышена роль местных Кенгашей народных депутатов в решении актуальных проблем на местах, по-новому налажена система заслушивания отчетов руководителей органов местной власти.

В-третьих, в качестве примера политики децентрализации исходя из идеи «проблема в регионах может быть решена, в первую очередь, людьми, которые работают и живут в этой области» была пересмотрена институциональная система государственного аппарата и проведены значительные реформы для оптимизации и повышения ее эффективности. В частности, запущена совершенно новая система комплексного социально-экономического развития регионов - деятельность секторов. Иными словами, Республика Каракалпакстан, области, районы, города разделены на четыре сектора по комплексному социально-экономическому развитию, которые возглавляют председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и Ташкента, районов (городов), руководители прокуратуры, органов внутренних дел и государственных налоговых служб.

В целях обеспечения участия органов местного самоуправления в принятии решений на республиканском уровне разработан порядок согласования с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и Ташкента проектов нормативно-правовых документов социально-экономического развития регионов и местных программ путем внесения изменений и дополнений в Регламент Кабинета Министров. В свою очередь, сенаторы, работающие на постоянной основе в Сенате, прикреплены в качестве ответственных лиц к местным Кенгашам.

В-четвертых, в систему оказания государственных услуг внедрен инновационный подход, сделаны важные шаги по устранению случаев бюрократической волокиты в отношении граждан. Раньше граждане страдали от разных неофициальных платежей и коррупции, теперь за счет снижения человеческого фактора при предоставлении государственных услуг такие проблемы устраняются. В частности, при Министерстве юстиции Республики Узбекистан создано Агентство государственных услуг, являющееся отдельным государственным органом, и его территориальные подразделения. На них возложена ответственность за реализацию государственной политики в этой сфере. Единые центры оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «единое окно» преобразованы в центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах). Принцип «единого окна» будет действовать при обслуживании не только субъектов предпринимательства, но и граждан. В начале 2018 года созданными в стране центрами государственных услуг оказано 37 видов государственных услуг, а к 2019 году их количество увеличилось до 130 (почти в три раза). В 2017 году оказано почти 120 тысяч государственных услуг, за счет увеличения видов услуг число государственных услуг, оказанных в 2019 году, достигло 11,3 миллиона (в 2,3 раза больше, чем в 2018 году). С 2020 года через центры оказываются 143 вида государственных услуг.

Создан модуль «Онлайн-консультант», объединивший 94 государственных учреждения и ведомства. 24 вида государственных услуг переведены в электронный формат, количество услуг достигло 157. Физические и юридические лица могут получать государственные услуги в любой части страны, независимо от места жительства и почтового адреса юридических лиц.

Очевидно, что это охват лишь небольшой части реформ в сфере управления. Однако следует отметить, что изменения в системе государственного управления также являются гарантией успеха реформ в других сферах. Можно с уверенностью сказать, что результаты реформ в этой сфере, как отметил Президент нашей страны, послужат краеугольным камнем нового пробуждения в Узбекистане - третьего Ренессанса.

Эльдор ТУЛЯКОВ,
исполнительный директор
Центра «Стратегия развития».