Spanish
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Реформирование системы образования – веление времени
16:26 / 2024-02-06

Отклик

На состоявшемся 5 февраля под председательством Президента Шавката Мирзиёева совещании было уделено особое внимание приоритетным задачам, которые необходимо реализовать в сферах образования, здравоохранения, цифровизации, культуры и спорта. Подверглись резкой критике допущенные в этих направлениях ошибки и недостатки.

 Было отмечено, что, несмотря на большие  средства, выделяемые на развитие системы образования (например, в этом году на школы и школьное образование планируется выделить более 46 триллионов сумов), показатели качества по-прежнему остаются неудовлетворительными. Это подтвердили и результаты международной программы PISA 2022 года по математике, чтению и естественным наукам. За прошедшие семь лет на научно-инновационную сферу было направлено более 6 триллионов сумов, однако формула «затраты – исследования – продукт» не работает.

Глава нашего государства поднял очень болезненные вопросы и проблемы. Сегодня наше общество ощущает большую потребность в реальных реформах в системе образования.

Совершенствование образовательного процесса обозначено и в Стратегии «Узбекистан – 2030», подписанной главой нашего государства 11 сентября 2023 года. В частности, одной из главных целей документа определено создание системы образования, полностью отвечающей требованиям населения и международным стандартам. Данная идея будет реализована параллельно с работой по воспитанию здорового, образованного и духовно зрелого молодого поколения.

Первой целью стратегии, которую необходимо достичь к 2030 году, является создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека. Всего в стратегии определены 12 задач по осуществлению  реформ в системе образования до 2030 года. Одна из этих реформ относится к системе дошкольного образования, 4 – к развитию общего среднего образования, еще одна – к системе профессионального образования, а остальные 6 – к системе высшего и послевузовского образования.

В направлении развития системы профессионального образования определена  задача по  обучению студентов современным знаниям и навыкам. Так, предусмотрено доведение государственного гранта при подготовке специалистов среднего звена в направлениях информационных технологий, строительства, транспорта и логистики до 100 процентов.

Ряд задач определен и в направлении расширения охвата высшим образованием, повышения качества подготовки специалистов. Так, планируется доведение уровня охвата молодежи высшим образованием не менее чем до 50 процентов, полное укомплектование средних общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами с высшим образованием, проведение международной аккредитации образовательных программ 30 высших образовательных учреждений, достижение включения 10 вузов в топ-1000 самых престижных высших образовательных организаций мира, а также повышение результативности научных исследований и доведение до 70 процентов научного потенциала высших образовательных учреждений.

Кроме того, в качестве еще одной важной задачи определено совершенствование организационно-управленческой деятельности высших учебных заведений, укрепление их материально-технического обеспечения.

Особое внимание также уделяется совершенствованию научно-исследовательской работы, в частности обогащению фундаментальных исследований новыми направлениями исходя из современных требований, усилению прикладных исследований в наиболее быстро развивающихся отраслях экономики, внедрению кластерной системы «предприятие – вуз – научная организация», увеличению доли молодых ученых, поддержке их научных изысканий, широкому внедрению инновационной деятельности во всех направлениях.

Следует отметить, что своевременное и грамотное реформирование системы образования является одним из главных условий присоединения Узбекистана к числу развитых стран и процветающих обществ. Поэтому необходимо сделать правильные выводы из высказанных главой нашего государства мнений и суждений, качественно выполнять задачи, определенные как стратегические.

Шухрат ИСМАИЛОВ, 
доктор юридических наук.

УзА