Arabic
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Развиваем сферу госзакупок
07:19 / 2022-06-16

Экспоненциальное развитие, четвертая промышленная революция, смена экономической формации выдвинули на передний план новые вызовы личности и обществу в контексте устойчивого развития.

Важным условием прогресса и одним из действенных механизмов реализации стратегии устойчивого развития являются государственные закупки, то есть организованная система приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг для решения потребностей и нужд государственных организаций и учреждений. 

Государственные закупки - важный фактор стратегического управления и оказания услуг в государственном секторе. Как и в любой области деятельности, здесь есть риски, последствия которых могут привести к ущербу и утрате денежных средств, подрыву авторитета государства и его служащих. Превенция подобных ситуаций, прогнозирование возможных последствий - актуальная задача, требующая теоретического обоснования и практических решений. Исследования показывают, что многие риски связаны с низким уровнем профессиональной подготовки специалистов в сфере закупок. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать формирование базовой модели и матрицы компетенций специалистов в сфере закупок. 

Для превенции коррупции, протекционизма, лоббирования интересов отдельных групп в сфере госзакупок в большинстве стран мира данный процесс регулируют законами и специально отведенными институциями. Например, первый закон США по регулированию федеральных государственных закупок был принят еще в 1792 году. Осуществление госзакупок в США базируется на своде законодательных и подзаконных актов, именуемых «Правила закупок для федеральных нужд». Во Франции создаются специальные комиссии, которые контролируют весь процесс торгов. Рынок государственных закупок в мире ежегодно достигает миллиардов долларов. По данным Международного института устойчивого развития, в странах ОЭСР расходы на государственные закупки товаров и услуг составляют от 45% до 65% национального бюджета.

Основным международным соглашением, касающимся государственных закупок, является Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках (GPA). В 2011 году появился Типовой закон ЮНСИТРАЛ о государственных закупках. К базовым этическим принципам в сфере госзакупок относят прозрачность, открытость и доступность информации, строгое соблюдение закупочных процедур, эффективную конкуренцию, равные возможности для всех. 

Узбекистан работает по ряду направлений для улучшения деятельности в сфере государственных закупок, и это отмечается международными организациями,  например ОЭСР. Отношения в области государственных закупок в стране регулирует закон Республики Узбекистан «О государственных закупках», который принят Законодательной палатой 1 декабря 2020 года и одобрен Сенатом 12 марта 2021 года. 

Глобальные социальные тенденции, экспоненциальное развитие, внедрение технологий во все сферы общества и экономики предъявляют новые требования к системе государственного управления - современного менеджмента, к профессиональной подготовке специалистов. Уровень компетентности, профессиональной подготовки управленцев и специалистов в сфере госзакупок является важным условием достижения качества и результативности их деятельности. Эксперты к компетенциям и знаниям руководителя в сфере госзакупок относят управление рисками, конфликт-менеджмент, навыки медиации, разрешения споров, стрессоустойчивость, лидерство, критическое мышление, знание законов, локальных нормативно-правовых актов. Также анализ KPI и компетентностных моделей компаний, интервью с сотрудниками данной сферы, позволили отнести сюда ориентацию на результат, открытость к изменениям, умение работать в команде и IT-грамотность.

Для поддержки кадрового потенциала в сфере госзакупок необходимо разработать этические стандарты руководителей в сфере госзакупок, а для оказания образовательных услуг в сфере госзакупок предлагается создать Институт госзакупок Узбекистана и развивать международное сотрудничество в данной сфере. 

 

 

МОХИРА ХАЛИКОВА, 

доктор философии, доцент.