Как известно, в своем Обращении к парламенту глава нашего государства подчеркнул, что мы поставили перед собой великую цель – построить вместе с нашим народом Новый Узбекистан и что новая идея «Общество – инициатор реформ» все глубже укореняется в нашей повседневной жизни.
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы особо отмечено повышение инициативности общественности в государственном управлении посредством обеспечения активного участия граждан в законотворческих процессах.
Тот факт, что в процессе конституционных изменений учитывается мнение широкой общественности, каждого гражданина и в нем активно участвуют наши соотечественники, все наше общество, вносятся тысячи предложений, ярко демонстрирует, что в нашей жизни прочно утверждается принцип «Человек – общество – государство».
Еще одним важным аспектом является то, что большинство изменений, внесенных в наш Основной Закон до сегодняшнего дня, касались государственного управления, тогда как предлагаемые сегодня нормы в основном направлены на обеспечение прав и свобод человека.
Например, статью 42 Конституции предлагается дополнить нормой, закрепляющей, что каждому гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества, право на использование достижений культуры, то есть вводится понятие свободы художественного творчества.
Как мы знаем, художественное творчество охватывает литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру, графику, дизайн, архитектуру, градостроительство, фотографию и многие другие виды искусства.
Эта норма дополняет закрепленную в Конституции норму о свободе информации, мысли и слова и основывается на общепризнанных принципах международного права. В частности, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, страны-участницы обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности. Это закреплено и в конституциях стран СНГ.
Также статья 42 дополняется еще одной новой нормой, предусматривающей, что государство создает необходимые условия для развития физической культуры и спорта, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Приведенная норма свидетельствует о том, что этот вопрос всегда является приоритетным направлением для государства, возлагающим соответствующие обязанности на органы государственной власти и управления. Данному вопросу уделяется особое внимание с первого дня преобразований, осуществляемых в Новом Узбекистане. Подтверждением вышесказанному служит и тот факт, что второй из пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом Шавкатом Мирзиёевым, является привлечение молодежи к занятиям спортом.
В качестве 67-й цели Стратегии развития определены доведение доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом, до 33 процентов в 2026 году, популяризация национальных видов спорта среди молодежи республики, развитие национальных видов спорта и народных игр в целях повышения массовости спорта в Узбекистане, дальнейшее развитие оздоровительной работы в отдаленных районах и селах, создание в каждой образуемой зеленой зоне беговых дорожек, для езды на велосипеде – «дорожек здоровья», а также площадок для бадминтона, стритбола и воркаута. На сегодняшний день в махаллях нашей страны построены тысячи километров «дорожек здоровья», площадок для занятий воркаутом, детских спортивных площадок. Эта работа активно продолжается.
Заслуживают внимания и изменения, предложенные для внесения в статью 64 Конституции. В частности, в части второй будет закреплено, что государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним.
Таким образом, государство несет ответственность за обеспечение здорового и гармоничного развития детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
В этой связи стоит отметить, что 9 августа 2021 года были объявлены один указ и три постановления главы государства, направленных на защиту интересов детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В результате обеспечения выполнения задач, намеченных в этих документах, около 1,5 тысячи воспитанников домов «Мехрибонлик» были приняты в семьи, образовано более 120 детских домов семейного типа, созданы условия для воспитания более 700 детей в родительской любви и заботе.
Благодаря данным усилиям были закрыты 10 домов «Мехрибонлик», 4 детских городка и 2 детских дома. Внедрена система «Мехр дафтари» («Тетрадь доброты»), создан одноименный фонд. В настоящее время совместно с Сенатом, Национальной гвардией и Кабинетом Министров готовится проект постановления правительства по совершенствованию деятельности детских домов семейного типа.
В 2021 году были обеспечены жильем 757 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, до конца текущего года намечается выделить еще 350 домов. Реформы, осуществляемые в Новом Узбекистане в этом направлении, теперь предлагается закрепить Конституцией.
Подводя итог, можно сказать, что в основе всех изменений и дополнений, предлагаемых к внесению в наш Основной Закон, лежит такая цель, как защита интересов, прав и свобод каждого человека.
Бахтиёр САЙФУЛЛАЕВ,
председатель Комитета Сената по вопросам
молодежи, культуры и спорта.
УзА