На очередном пленарном заседании Сената обсуждался третий национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан.
Директор Агентства по противодействию коррупции Акмаль Бурханов отметил, что в стране осуществляются системные реформы, направленные на повышение в обществе нетерпимости к коррупции. В государственных органах и организациях внедрены механизмы противодействия коррупции, обеспечивается прозрачность деятельности и подотчетность перед обществом.
В целях обеспечения последовательности государственной политики принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2023-2024 годы. Перечень открытых, подлежащих публикации сведений расширился с 35 до 40. Запущены онлайн-платформы для предупреждения случаев коррупции при оказании услуг населению.
По итогам 2023 года в Индексе восприятия коррупции международной неправительственной организации «Transparency International» страна поднялась на 5 позиций по показателю Индикатора качества управления, а в рейтинге открытости правительства «Open Data Inventory» - на 15 позиций.
На заседании сенаторы отметили, что сохраняются некоторые недостатки в сфере противодействия коррупции. В прошлом году анализ рассматриваемых судами уголовных дел показал, что высокая доля ущерба государственным интересам от преступлений коррупционной направленности приходится на Андижанскую, Наманганскую, Кашкадарьинскую и Ташкентскую области, а количество преступлений коррупционной направленности увеличилось в Сурхандарьинской и Андижанской областях.
Большинство осужденных по уголовным делам, связанным с коррупцией, являются работниками дошкольных и школьных образовательных учреждений, коммерческих банков, организаций здравоохранения и хокимиятов. Некоторые государственные ведомства допустили нарушения в организации структуры внутреннего контроля. В частности, из 996 государственных подразделений, созданных в 37 государственных органах, где введена система внутреннего контроля, 172 вакантны, а на 35 сотрудников 6 организаций возложены дополнительные обязанности.
В 20 государственных организациях не разработаны ведомственные документы по внедрению системы внутреннего контроля, а в 13 из них система внутреннего контроля функционирует не достаточно эффективно.
Не разработаны ведомственные документы, связанные с внедрением системы внутреннего контроля в хокимиятах Андижанской и Сурхандарьинской областей, Министерстве иностранных дел, Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием.
В системе Министерства здравоохранения (в центральном аппарате) структура внутреннего контроля создана лишь из 5 штатных единиц.
В ходе обсуждения члены Сената выдвинули ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование антикоррупционной деятельности Агентства по противодействию коррупции, ряда министерств и ведомств, органов государственной власти на местах. Необходимо активизировать агитационно-пропагандистскую работу по системе стимулирования лиц, сообщивших о коррупции, не допускать возложения дополнительных задач на работников государственных органов и организаций, а также структур внутреннего контроля органов государственной власти на местах.
Определен ряд задач, таких как обеспечение регулярного проведения контрольных мероприятий структурами внутреннего контроля, усиление деятельности комиссий по этике. Все эти изменения нашли отражение в постановлении Сената.
Н. Абдураимова, корр. УзА.