Spanish
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Преимущества членства в Организации тюркских государств для Узбекистана
10:45 / 2022-11-10

Перед Самаркандским саммитом ОТГ

Сегодня, в условиях интенсивных глобальных и реглобальных изменений, происходящих в мире, активизируется сотрудничество Узбекистана в рамках международных региональных организаций. Одна из них – Организация тюркских государств. 

В свою очередь, участие нашей страны в деятельности данной организации создает условия для мобилизации новых возможностей и граней сотрудничества с тюркскими странами в сферах торговли, транспортной инфраструктуры, туризма и культурно-гуманитарном направлении. На первом ежегодном саммите Организации будет принята Самаркандская декларация, отражающая основные направления и стратегию будущего развития. Следует отметить, что после того, как Узбекистан стал полноправным членом ОТГ, в его деятельности произошли кардинальные изменения.   

Сегодня мы обратились к профессору Ташкентского государственного университета востоковедения Сайфиддину Джураеву, чтобы поговорить о роли Узбекистана в ОТГ, преимуществах участия в его деятельности, пользе Организации для нашей страны. 

– Сайфиддин Ахматович, как вы думаете, какие факторы подтолкнули Узбекистан к членству в ОТГ? 

– Действительно, ожидается, что членство Узбекистана в ОТГ будет полезным во всех отношениях. Если говорить о факторах, подтолкнувших к вступлению в Организацию, то их можно насчитать несколько. Первый фактор – это геополитические условия и ситуация, возникшие в мировой политике конца ХХ века, которые создали совершенно новую систему и привели к появлению суверенных тюркоязычных государств, таких как Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан. Независимость позволила им возродить исторические связи и создать новые форму взаимоотношений.   

Второй фактор – это вопросы налаживания и развития взаимоотношений тюркских стран в экономической, социально-политической и культурно-гуманитарной сферах. Раньше подобные отношения существовали в той или иной степени. Однако, вторжение Российской империи в Туркестан, позже СССР не позволили наладить взаимные связи с тюркскими странами.  В то время протокольные отношения в некоторых культурно-гуманитарных сферах осуществлялись только с разрешения Центра. Или, другими словами, все отношения были подчинены только интересам Центра. 

Говоря о третьем факторе, безусловно, следует вспомнить о Турции. Связи с этим государством, имеющим геополитическое и геоэкономическое значение, также были подвергнуты искусственному запрету.  У самой Турции всегда была программа действий по формированию и развитию двусторонних отношений. Она была одним из первых, кто признал независимость этих стран и призвал другие страны сделать то же самое.  Следует отметить, что практические усилия Турции по гармонизации отношений с соседними странами на основе интересов привели к созданию Совета тюркоязычных стран. 

Четвертым фактором было то, что эта организация была преобразована в Организацию тюркских государств, исходя из требований и тенденций развития новой эпохи. В ее рамках была разработана программа «Видение тюркского мира – 2040» и принята платформа для ее реализации

Сегодня завершился процесс институционализации этой Организации, пора наполнить его новым содержанием. Без преувеличения можно сказать, что она становится региональной структурой, завоевывающей все более серьезный авторитет в мире. 

Пятый фактор связан с полноправным членством Узбекистана в этой Организации. Следует признать, что с 2021 года, когда наша страна стала членом Организации, в ее деятельности происходит кардинальные изменения. Причины этого можно увидеть в постоянстве действий, планомерности в реализации мероприятий, прагматичном и конструктивном подходе к вопросам, принятии решений на основе глубокого анализа ситуации. 

– Каковы, на ваш взгляд, приоритеты участия Узбекистана в деятельности этой организации?

Основной целью Узбекистана является налаживание сотрудничества между государствами-членами и государствами-наблюдателями Организации в совершенно новых условиях в сферах торговли и экономики, сельского хозяйства, транспорта, производственной кооперации, изменения климата и экологии, цифровых технологий, культуры и туризма, молодежной политики. Он заинтересован в разработке и реализации масштабных проектов в этом направлении.   

На будущее открываются большие возможности для взаимного сотрудничества в реализации крупных инфраструктурных проектовУверен, что Узбекистан сможет поставить ряд актуальных задач новой эпохи на повестку дня Организации.   

В частности, приоритетным направлением считаю активизацию совместного сотрудничества по увеличению объемов взаимной торговли, расширение условий и возможностей для развития прямого межрегионального сотрудничества и сотрудничества между предпринимателями стран-членов. 

Во-вторых, следует укрепить практическое сотрудничество в области транспорта и логистики. Инициатива главы Узбекистана, продвинутая на Стамбульском саммите глав государств Организации в 2021 году по разработке Программы взаимосвязанности в транспортной сфере, предусматривает именно данную цель.  Принятие и реализация данной программы соответствует задачам в сфере транспорта стратегии ОТГ «Видение тюркского мира-2040».   

В-третьих, нужно создать крупные инвестиционные проекты, в том числе, Тюркский инвестиционный фонд и Банк развития ОТГ. 

В-четвертых, это проекты, направленные на продвижение новых инициатив, создание условий для развития культурных связей и народной дипломатии в рамках возможностей Международной организации тюркской культуры – ТЮРКСОЙ, Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран, Международного фонда тюркской культуры и наследия, Международной тюркской академии, их активизации на региональном уровне, подчеркивая историческую роль и значение нашей страны в тюркском мире. 

– Каковы преимущества вступления Узбекистана в полноправные члены ОТГ?

– ОТГ создает следующие возможности для нашего государства и народа: во-первых, возможность осуществить социально-экономические реформы, которые позволят Узбекистану войти в число пятидесяти развитых стран мира и усилить   процессы модернизации во всех сферах жизни нашего общества; открывает широкий путь к укреплению вековых ценностей, связанных с национальной идентичностью, историческим прошлым, языком, культурой и духовностью нашего народа при помощи дополнительных средств. 

Во-вторых, откроются новые возможности для реализации ее международных и региональных инициатив и предложений, а также дружественной и миролюбивой внешней политики при помощи еще одной крупной международной организации. Кроме того, в рамках Организации будет создана возможность двустороннего развития в рамках многостороннего сотрудничества. 

В-третьих, на новый уровень поднимутся не только культурно-духовные, но и торгово-экономические отношения между странами-членами и странами-наблюдателями, что даст дополнительные возможности для восстановления и укрепления, развития и дальнейшего приумножения ценностей добрососедства и дружбы, увеличения потока туристов на основе безвизового режима. 

В-четвертых, Самаркандский саммит станет первой встречей лидеров стран-участниц в новом формате после создания в Стамбуле платформы Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

В-пятых, объединение такого потенциала и возможностей в рамках одной Организации на основе вышеуказанных ценностей и направление их в положительное русло имеет стратегическое значение в нынешней нестабильной геополитической обстановке. Потому что в таких условиях солидарность и совместные усилия дадут новые возможности для легкого преодоления всех вызовов и угроз, возникающих в современном мире, и решения существующих проблем. 

В заключение можно сказать, что сегодня взаимное сотрудничество тюркоязычных стран неуклонно расширяется по всем направлениям. Также эта Организация объединяет страны, близкие друг другу и продвигающие схожие ценности и принципы. Деятельность Узбекистана в рамках ОТГ инициировала новое направление в нашей внешней политике.   

 В данном процессе, наряду с положительными аспектами, требуется преодолевать некоторые трудности, решать разные взгляды и подходы. Конечно, следует подчеркнуть, что в выполнении этих задач помогает успешный опыт нашей страны в международной деятельности за предыдущие годы.   

– Сайфиддин Ахматович, благодарю за содержательную и интересную беседу. 

 

Беседовал Аброр Гулямов,

  политический обозреватель