Онлайн
На двадцать девятом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О государственном долге».
Законом предусмотрено установить приоритетность государственного долга и расходов на его обслуживание, предельные размеры государственного долга, определить полномочия органов государственной власти и управления по управлению государственным долгом.
Также при разработке закона было акцентировано внимание на создании эффективной единой системы по установлению парламентского и общественного контроля за управлением государственным долгом.
Законом устанавливается, что максимальный размер суммы государственного долга по отношению к ВВП не может превышать 60 %, за счет государственного долга возможно финансирование только социальных и инфраструктурных проектов.
В ходе обсуждения закона председатель Сената Танзила Норбоева отметила, что в соответствии с законом устанавливается, что Счетная палата будет оценивать объемы средств, привлекаемых со стороны государства из зарубежных стран, а также их целесообразность, осуществлять контроль за эффективным и рациональным использованием этих средств, подчеркнуто, что задачи и полномочия палаты по управлению внешним долгом государства будут расширены.
Председатель Сената обратилась к представителю Счетной палаты с вопросом о том, какие системные недостатки были выявлены в процессе выполнения задач, возложенных на Счетную палату в этом направлении, и достаточны ли нормы - механизмы настоящего закона для предотвращения и устранения этих недостатков?
Как сообщил представитель Счетной палаты, проводится аналитическое изучение вопроса, как расходуются средства, полученные в качестве государственного долга. Информация о средствах, расходуемых на реализацию проектов, также представлена парламенту. В этом отношении допускаются некоторые недостатки. Есть соответствующие команды для реализации проекта, но им не хватает квалификации и опыта. В министерствах и ведомствах не налажены системы внутреннего контроля. В том, что подрядчики не завершают проекты в сроки, есть и вина самих заказчиков. Нужно вовремя предъявлять требование. Для недопущения таких случаев подготовлены соответствующие предложения. Должны быть определены стратегии управления государственным долгом. Целесообразно, что этот вопрос определяется в законе отдельными статьями. Общественность будет регулярно информироваться о настоящей ситуации по государственному долгу .
-Этот закон действительно имеет крайне важное значение на нынешнем этапе развития нашей страны», - сказала Танзила Норбоева. - Привлечение внешних финансовых ресурсов наряду с внутренними возможностями для достижения намеченных целей - распространенный опыт в странах мира. Как отметил Президент, внешний долг дают не каждому государству, для этого оно должно пользоваться авторитетом и доверием в мире.
Сегодня Узбекистан предстает перед мировым сообществом страной, стремящейся к реформам, надежным партнером. Однако в каждой сфере должен быть четкий расчет и, конечно же, прочная правовая база. В этом смысле Закон «О государственном долге» будет служить тому, чтобы наша работа в этом направлении была правильной, правдивой, полезной и безусловно, открытой и прозрачной. Законом также определяются полномочия парламента по управлению государственным долгом. В центре нашего постоянного внимания также будут такие важные аспекты, как реализация стратегии управления государственным долгом, целевое и эффективное использование средств, эффективность проектов. Этот вопрос также должен контролироваться местными советами. Думаю, что каждый из вас понимает, что это требует большого доверия и особой ответственности и активности. Поэтому еще раз призываю всех вас не быть равнодушным к реализации программных задач, связанных с социально-экономическим развитием нашей страны, и регионов в частности. После принятия закона мы должны наладить строгий мониторинг мероприятий, связанных с его выполнением.
Норгул Абдураимова, УзА