В настоящее время в результате нерационального отношения к природе во всем мире резко возрастает негативное воздействие экологической угрозы и рисков на окружающую среду.
По данным ООН, в результате человеческой деятельности кардинально изменилось 75 процентов площади планеты Земля. В результате на грани полного исчезновения находится 1 миллион видов флоры и фауны. Обострение экологических проблем создает реальную угрозу для жизни и будущего человечества. Именно поэтому 10 из 17 Целей устойчивого развития ООН, принятых на период до 2030 года, относятся к вопросам мировой экосистемы и окружающей среды, что также свидетельствует о том, в какой важный процесс превратилась задача охраны природы.
Борьба с экологическими проблемами требует комплексных усилий не только в глобальном и региональном масштабе, но и на национальном уровне.
В статье 50 Конституции закреплено, что граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде, а в статье 55 – то, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
На сегодняшний день исходя из опыта развитых стран и чувствуя ответственность перед будущими поколениями, актуальным вопросом считается дальнейшее укрепление в нашем Основном законе конституционных принципов и гарантий охраны окружающей среды.
Основная цель охраны природы заключается в обеспечении неотъемлемого права на благоприятную и чистую природную среду для здоровья и жизни человека. Во многих зарубежных странах право человека на чистую окружающую среду закреплено на конституционном уровне.
В частности, в Конституции Республики Азербайджан отмечается, что каждый имеет право жить в условиях здоровой окружающей среды (статья 39).
В Основном законе Германии закреплено, что государство, сознавая свою ответственность перед будущими поколениями, охраняет окружающую среду как основу жизни на Земле в рамках конституционного строя и в соответствии с законом и правом с помощью исполнительной власти и правосудия (статья 20 а).
В рамках конституционных реформ, осуществляемых в нашей стране исходя из передового зарубежного опыта, считаем целесообразным внести в Основной закон нормы по следующим двум вопросам:
во-первых, закрепить на конституционном уровне права граждан на чистую и благоприятную окружающую среду, во-вторых – обозначить конкретные задачи по охране окружающей среды.
Охрана природы является вопросом, непосредственно связанным с жизнью и здоровьем человека, поэтому предлагается дополнить статью 40 нашей Конституции частью второй и изложить ее в следующем порядке: «Каждый имеет право жить в здоровой и благоприятной окружающей среде».
Следует особо отметить, что наше будущее во многом зависит от оптимального решения вопросов взаимосвязи между природой и обществом. При этом важное значение имеет внедрение каждым государством правовых механизмов охраны окружающей среды с помощью национальных политических инструментов.
В опыте зарубежных стран особое внимание уделено современным и действенным методам охраны природы. В частности, в развитых государствах наряду с системой оценки проектов производственной и хозяйственной деятельности на окружающую среду (Environmental Impact Assessment) также реализуется на практике процесс проведения экологической экспертизы законодательных актов и государственных проектов (Strategic Environmental Assessment).
По мнению международных экспертов и ученых, предотвращение загрязнения окружающей природной среды обходится в 4-5 раз дешевле, чем устранение негативных последствий экологически необоснованных решений.
В Законе Республики Узбекистан «Об охране природы» предусмотрено, что реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Данная норма предусматривает проекты всех видов, в том числе проекты законодательных актов, которые могут оказать воздействие на окружающую среду.
Принятие законодательства в соответствии с экологическими требованиями является важнейшей основой международных документов, ратифицированных нашей страной. В 1995 году Узбекистан присоединился к Конвенции о биологическом разнообразии, которая является международно-правовым договором в сфере охраны окружающей среды.
Данный документ подтверждает необходимость внедрения государствами-участниками механизма проведения экологической экспертизы по программам и законодательным актам, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, создания возможности участия общественности в данном процессе и проведения других важных мероприятий.
Так, в качестве важных правовых инструментов охраны окружающей среды целесообразно обозначить конституционные основы проведения экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов.
В связи с этим предлагается дополнить статью 55 нашего Основного закона двумя частями и изложить их в следующем порядке:
«Осознавая ответственность перед будущими поколениями государство предпринимает необходимые меры по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивает соответствие законов и других нормативно-правовых актов, принимаемых на основе Конституции, требованиям экологии.
Государство организует и стимулирует работы по озеленению и увеличению площади лесов».
В качестве заключения следует отметить, что для приобщения будущих поколений к здоровой и экологически чистой среде нам необходимо кардинальным образом изменить свое отношение к окружающей природе, разработать действенные конституционно-правовые основы в этом направлении.
Шерзод Бахронов,
заместитель директора Национального
правового информационного центра «Адолат».
УзА