Многие отправляются в путешествие, чтобы увидеть древние и современные города, покорить вершины гор, отдохнуть на пляжах, поучаствовать в различных фестивалях.
Среди видов туризма есть один, на который стоит обратить внимание. Это гастрономический туризм. Он помогает туристам лучше узнать страну, менталитет местных жителей, их культуру и традиции. Для этого не обязательно ходить в дорогие рестораны. Достаточно зайти на городские рынки, в кафе, чтобы попробовать местную еду, пообщаться с местными жителями, поинтересоваться процессом приготовления блюд.
В западных странах большое внимание уделяется рекламе. Поэтому ежегодно в страны Европы (Италию, Испанию, Францию) устремляются миллионы туристов.
Популяризации национальных блюд в Турции также уделяется большое внимание. Развитию гастрономического туризма способствуют природа и древняя архитектура этой страны. Безусловно, достаточно важную роль в привлечении туристов играют и средства массовой информации.
РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Гастрономический туризм в последнее время стал развиваться как новое и самостоятельное направление туризма.
Это такой вид путешествия, когда туристы планируют частично или полностью попробовать блюда определенной местности или осуществить мероприятия, связанные с гастрономией. Другими словами, гастрономический туризм - поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний.
Объектами кулинарного туризма являются страны, кухня которых наиболее популярна в мире, к примеру, Франция, Италия, Испания, Япония, Китай, регионы, известные продуктами, производящимися только там, как голландские города Гауда и Эдам, в которых готовят сыры. Также к данному виду туризма относятся «ресторанные города», главным критерием получения такого статуса является наличие заведений, которые представляют разнообразные виды кухонь, стилей и форматов. Например, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Рим, Брюссель, Гонконг, Барселона, Сан-Франциско, Новый Орлеан.
В наших городах имеется достаточно возможностей для того, чтобы занять место среди этих стран. Для этого нужно подавать гурманам не только плов, но и местные блюда из регионов. Благодаря гастрономическим брендам регионы становятся более известными, а брендовые продукты будут неотъемлемой частью имиджа конкретного места.
В своем отчете о гастрономическом туризме Всемирная туристская организация (UNWTO) разместила результаты опроса среди 156 стран. По результатам данного опроса 88,2 процента респондентов считают гастрономию стратегическим элементом в определении бренда и имиджа региона и лишь 11,8 процента респондентов считают ее маловажным аспектом. Тем не менее, всего 67,6 процента респондентов считают, что в их стране сформирован уникальный гастрономический бренд, 32,3 процента верят, что их страна обладает значительным потенциалом для развития данного направления.
Если вы заметили, в последние годы интерес к гастрономическим фестивалям в Узбекистане также растет. Блюда узбекской кухни могут конкурировать с самыми известными блюдами мира и даже превосходить их. Поэтому в нашей стране необходимо проводить чаще гастрономические фестивали. Именно на таких мероприятиях иностранные туристы, посещающие нашу страну, могут отведать национальные блюда и узнать о секретах их приготовления. Пища как элемент этнической идентичности и межкультурного взаимодействия знакомит с историей и бытом народа.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Гастрономический туризм имеет большой потенциал в Узбекистане. Ведь мы можем путешествовать не только по своей стране или всему миру, но и можем стать гастрономическими туристами в своем регионе, городе или даже районе.
Блюдо, приготовленное в Сурхандарье, может быть в новинку не только для иностранцев, но и для ферганцев. Хорезмской кухней интересуются и кашкадарьинцы. Одним словом, Узбекистан – это страна, которая способна оставить уникальные гастрономические впечатления. Однако нельзя сказать, что мы полностью используем все возможности.
Для популяризации нашей национальной кухни необходимо выполнить ряд мероприятий. В частности, на фуд-фестиваль следует приглашать не только местных, но и зарубежных журналистов и блогеров. Даже если они не будут освещать мероприятие напрямую, они могут коснуться узбекской кухни в одной из своих статей или поделиться своими впечатлениями в социальных сетях.
Сегодня в мире проводятся сотни гастрономических фестивалей, посвященных различным продовольственным продуктам, овощам, фруктам и напиткам. В этом плане в Узбекистане также накоплен большой опыт. Недавно в Самарканде прошел Международный гастрономический фестиваль. Мероприятие, организованное совместно с Министерством туризма и культурного наследия Республики Узбекистан, хокимиятом Самаркандской области и Ассоциацией поваров Узбекистана, было направлено на развитие гастрономического потенциала страны и увеличение потока туристов за счет популяризация национальных кулинарных традиций.
В рамках мероприятия прошел кулинарный конкурс. В нем приняли участие команды поваров из зарубежных стран и различных регионов Узбекистана, повара, обслуживающие иностранных туристов в заведениях общественного питания. Иностранные туристы и гости получили возможность отведать самые разные вкусности. Члены жюри определяли лучшие задумки и лучших поваров.
Сегодня незаметно для нас самих все большее значение в нашей жизни приобретает так называемая «экономика впечатлений». Американцы Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Гилмор, рассматривая впечатления как четвертое экономическое предложение, пришли к выводу, что они отличаются от услуг так же, как услуги от товаров. Человек, покупая впечатления, платит за свои собственные чувства и ощущения. Впечатления готовят и предлагают на рынке множество компаний.
В заключение следует сказать, что сегодня появился новый взгляд на туризм и экономику. Это называется экономика впечатлений. Это направление туризма способствует социально-экономическому развитию регионов за счет создания дополнительных рабочих мест, сохранению национальных традиций и производству отдельной продукции.
Шарофиддин Тулаганов.