Повышение престижа профессии учителя – главный фактор гармоничного развития учащихся
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17 июля провел совещание, посвященное вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17 июля провел совещание, посвященное вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования.
В нем приняли участие Премьер-министр и его заместители, Государственные советники Президента, руководители ответственных за сферу министерств и ведомств.
В последние годы принят ряд указов и постановлений по организации всех этапов образовательной системы на основе современных требований. В соответствии с постановлением главы государства от 30 сентября 2017 года усовершенствована система управления Министерства народного образования, определены его основные функции и направления деятельности. Недавно в руководстве данного ведомства произошли значительные изменения, поставлены задачи по внедрению в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, повышению качества образования посредством повышения статуса учителей в обществе.
В ходе совещания состоялась презентация мероприятий по реформированию системы народного образования, разработанных на основе этих поручений.
Глава государства отметил, что общее среднее образование является фундаментом развития человеческих ресурсов, а школа - очагом формирования у молодежи знаний, мировоззрения и основ духовности.
На сегодняшний день в 9,7 тысячи школ страны обучаются 5,2 миллиона учащихся, в учебно-воспитательном и управленческом процессе заняты свыше 450 тысяч работников сферы.
Как отмечалось на совещании, в последние годы все большее внимание уделялось колледжам и лицеям, а вопросы совершенствования общеобразовательных школ в соответствии с современными требованиями, объединения их в единую систему оставались в стороне. Бюджетные средства для этой системы выделялись в последнюю очередь, работники народного образования кроме выполнения своих прямых обязанностей, регулярно привлекались к другим работам. В результате снизилось качество образования.
Вместо того, чтобы работать с детьми, учителя занимались сбором денег у родителей, "потаканием" капризам различных проверяющих комиссий. Это в свою очередь стало причиной снижения уровня посещаемости, безнадзорности школьников и попадания их под воздействие хулиганов и других различных негативных явлений.
В настоящее время сама жизнь требует увеличения инвестиций в “человеческий капитал". Так как сегодня инвестор не рассчитывает как раньше на дешевую рабочую силу. Потому что наше стремительное движение по пути научно-технического прогресса резко снижает потребность в низкоквалифицированных сотрудниках.
В этой связи руководству Министерства народного образования поручена разработка конкретных предложений по решению накопившихся в системе проблем.
Исходя из масштаба данного вопроса и специфики образовательной системы глава государства отметил, что прежде всего необходимо поднять статус учителей в обществе. К примеру, в таких государствах, как Южная Корея, Япония, Германия, Канада, учителя получают в 1,5 раза выше средней заработной платы по стране. А в нашей стране зарплата учителя составляет лишь 79 процентов от среднего заработка.
Кроме того, чтобы повысить статус учителей необходимо не привлекать их к другим работам, ограничить проверки и вмешательства в их деятельность. Для этого нужно образовать специальную правовую систему по защите прав учителей, выпускать социальные ролики, повышать их авторитет.
В то же время необходимо пересмотреть требования к директорам общеобразовательных школ и их заместителям. То есть, целесообразно назначать на директорскую должность кадры, обладающие поистине высокими управленческими (менеджерскими) способностями, резко повысить ответственность заместителей по духовно-просветительской и учебной работе, внедрить систему сертификации. Это будет способствовать улучшению внутриколлективной системы контроля. Для увеличения количества образцовых школ можно будет разработать их рейтинг.
Президент Шавкат Мирзиёев еще раз отметив, что финансирование в системе народного образования находится в неудовлетворительном состоянии, подчеркнул, что в прошлом году доля выделенных этой сфере бюджетных средств по отношению к ВВП снизилась с 4,1 до 3,8 процента. Поэтому при формировании Государственного бюджета на 2019 год Министерству финансов следует уделить особое внимание повышению доли данной сферы.
Глава государства предложил привлечь к сфере высококвалифицированных специалистов, в качестве стимулирующего их механизма образовать при Министерстве народного образования отдельный фонд.
Еще одна проблема заключается в том, что несмотря на принятие и реализацию нескольких государственных программ по строительству и реконструкции школ, 60 процентов из них все еще нуждается в ремонте. Главная причина кроется в привлечении к строительно-ремонтным работам нечистых на руку подрядчиков. В этой связи соответствующим ответственным лицам поручено внести предложение по созданию специальной инжиниринговой компании в системе народного образования.
Еще один вопрос, на котором акцентировал свое внимание Шавкат Мирзиёев – это поднятие качества общего среднего образования. При этом исходя из того, какие навыки будет получать учащийся в каждом классе, нужно пересмотреть государственные образовательные стандарты и учебные планы. Следует также уделить особое внимание обеспечению преемственности систем высшего и дошкольного образования.
Вместе с тем предстоит создать и издать учебники на основе самых современных методик, усилить в школах такие направления, как технологии, инженерия, математика, искусство, иностранные языки, переоснастить предметные лаборатории. Это позволит сформировать у учащихся навыки самообразования.
Президент отметил необходимость широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования. В частности, для налаживания системы управления учебным процессом необходимо создать и централизовать базы данных учеников, родителей, учителей и школ. Переход приема учащихся в первый класс, перевода из школы в школу и других услуг на электронный формат создаст большие удобства. С переходом на осуществление деятельности в электронной форме учителям не придется часами заполнять документы, заниматься бумажной волокитой. База данных даст возможность идентифицировать учащихся, установить связи с системами здравоохранения, правопорядка и другими.
Для этого потребуется расширение охвата школ сетью Интернет. К сожалению, на сегодняшний день этот показатель составляет лишь 7 процентов. Исходя из этого на руководство Министерства народного образования возложена задача по разработке проекта соответствующего постановления, пересмотру в данном процессе организационных структур всех уровней по управлению системой.
Выступившие на совещании отметили, что ускорение реформы в сфере общего среднего образования, резкое улучшение качества образования, повышение статуса учителей, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, совершенствование учебно-воспитательного и управленческих процессов, кардинальное изменение отношения руководящих кадров к работе будут способствовать формированию абсолютно новой системы в этой сфере.
Действительно, окончание учащимися школы гармонично развитыми личностями, готовыми к самостоятельной жизни неразрывно связано с деятельностью учителя. Следовательно, повышение престижа профессии учителя является важной основой достижения этих благих надежд.
В нем приняли участие Премьер-министр и его заместители, Государственные советники Президента, руководители ответственных за сферу министерств и ведомств.
В последние годы принят ряд указов и постановлений по организации всех этапов образовательной системы на основе современных требований. В соответствии с постановлением главы государства от 30 сентября 2017 года усовершенствована система управления Министерства народного образования, определены его основные функции и направления деятельности. Недавно в руководстве данного ведомства произошли значительные изменения, поставлены задачи по внедрению в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, повышению качества образования посредством повышения статуса учителей в обществе.
В ходе совещания состоялась презентация мероприятий по реформированию системы народного образования, разработанных на основе этих поручений.
Глава государства отметил, что общее среднее образование является фундаментом развития человеческих ресурсов, а школа - очагом формирования у молодежи знаний, мировоззрения и основ духовности.
На сегодняшний день в 9,7 тысячи школ страны обучаются 5,2 миллиона учащихся, в учебно-воспитательном и управленческом процессе заняты свыше 450 тысяч работников сферы.
Как отмечалось на совещании, в последние годы все большее внимание уделялось колледжам и лицеям, а вопросы совершенствования общеобразовательных школ в соответствии с современными требованиями, объединения их в единую систему оставались в стороне. Бюджетные средства для этой системы выделялись в последнюю очередь, работники народного образования кроме выполнения своих прямых обязанностей, регулярно привлекались к другим работам. В результате снизилось качество образования.
Вместо того, чтобы работать с детьми, учителя занимались сбором денег у родителей, "потаканием" капризам различных проверяющих комиссий. Это в свою очередь стало причиной снижения уровня посещаемости, безнадзорности школьников и попадания их под воздействие хулиганов и других различных негативных явлений.
В настоящее время сама жизнь требует увеличения инвестиций в “человеческий капитал". Так как сегодня инвестор не рассчитывает как раньше на дешевую рабочую силу. Потому что наше стремительное движение по пути научно-технического прогресса резко снижает потребность в низкоквалифицированных сотрудниках.
В этой связи руководству Министерства народного образования поручена разработка конкретных предложений по решению накопившихся в системе проблем.
Исходя из масштаба данного вопроса и специфики образовательной системы глава государства отметил, что прежде всего необходимо поднять статус учителей в обществе. К примеру, в таких государствах, как Южная Корея, Япония, Германия, Канада, учителя получают в 1,5 раза выше средней заработной платы по стране. А в нашей стране зарплата учителя составляет лишь 79 процентов от среднего заработка.
Кроме того, чтобы повысить статус учителей необходимо не привлекать их к другим работам, ограничить проверки и вмешательства в их деятельность. Для этого нужно образовать специальную правовую систему по защите прав учителей, выпускать социальные ролики, повышать их авторитет.
В то же время необходимо пересмотреть требования к директорам общеобразовательных школ и их заместителям. То есть, целесообразно назначать на директорскую должность кадры, обладающие поистине высокими управленческими (менеджерскими) способностями, резко повысить ответственность заместителей по духовно-просветительской и учебной работе, внедрить систему сертификации. Это будет способствовать улучшению внутриколлективной системы контроля. Для увеличения количества образцовых школ можно будет разработать их рейтинг.
Президент Шавкат Мирзиёев еще раз отметив, что финансирование в системе народного образования находится в неудовлетворительном состоянии, подчеркнул, что в прошлом году доля выделенных этой сфере бюджетных средств по отношению к ВВП снизилась с 4,1 до 3,8 процента. Поэтому при формировании Государственного бюджета на 2019 год Министерству финансов следует уделить особое внимание повышению доли данной сферы.
Глава государства предложил привлечь к сфере высококвалифицированных специалистов, в качестве стимулирующего их механизма образовать при Министерстве народного образования отдельный фонд.
Еще одна проблема заключается в том, что несмотря на принятие и реализацию нескольких государственных программ по строительству и реконструкции школ, 60 процентов из них все еще нуждается в ремонте. Главная причина кроется в привлечении к строительно-ремонтным работам нечистых на руку подрядчиков. В этой связи соответствующим ответственным лицам поручено внести предложение по созданию специальной инжиниринговой компании в системе народного образования.
Еще один вопрос, на котором акцентировал свое внимание Шавкат Мирзиёев – это поднятие качества общего среднего образования. При этом исходя из того, какие навыки будет получать учащийся в каждом классе, нужно пересмотреть государственные образовательные стандарты и учебные планы. Следует также уделить особое внимание обеспечению преемственности систем высшего и дошкольного образования.
Вместе с тем предстоит создать и издать учебники на основе самых современных методик, усилить в школах такие направления, как технологии, инженерия, математика, искусство, иностранные языки, переоснастить предметные лаборатории. Это позволит сформировать у учащихся навыки самообразования.
Президент отметил необходимость широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования. В частности, для налаживания системы управления учебным процессом необходимо создать и централизовать базы данных учеников, родителей, учителей и школ. Переход приема учащихся в первый класс, перевода из школы в школу и других услуг на электронный формат создаст большие удобства. С переходом на осуществление деятельности в электронной форме учителям не придется часами заполнять документы, заниматься бумажной волокитой. База данных даст возможность идентифицировать учащихся, установить связи с системами здравоохранения, правопорядка и другими.
Для этого потребуется расширение охвата школ сетью Интернет. К сожалению, на сегодняшний день этот показатель составляет лишь 7 процентов. Исходя из этого на руководство Министерства народного образования возложена задача по разработке проекта соответствующего постановления, пересмотру в данном процессе организационных структур всех уровней по управлению системой.
Выступившие на совещании отметили, что ускорение реформы в сфере общего среднего образования, резкое улучшение качества образования, повышение статуса учителей, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, совершенствование учебно-воспитательного и управленческих процессов, кардинальное изменение отношения руководящих кадров к работе будут способствовать формированию абсолютно новой системы в этой сфере.
Действительно, окончание учащимися школы гармонично развитыми личностями, готовыми к самостоятельной жизни неразрывно связано с деятельностью учителя. Следовательно, повышение престижа профессии учителя является важной основой достижения этих благих надежд.