Одной из наиболее серьезных проблем, волнующих сегодня наших граждан и вызывающих их обоснованные недовольства, безусловно, является коррупция.
В последнее время в средствах массовой информации и социальных сетях стали часто появляться новости о том, что какое-то должностное лицо было поймано на взятке, которые широко обсуждаются общественностью, рядовыми гражданами. Следовательно, коррупция остается серьезной проблемой для государства и общества, каждого человека.
Проектом Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» предусмотрено включение в ряд статей действующей Конституции норм, касающихся противодействия коррупции.
Во-первых, проектом совершенствуется конституционный статус институтов гражданского общества. Следует отметить, что их роль в борьбе с коррупцией чрезвычайно важна. Опыт мировых стран, добившихся высоких результатов в борьбе с коррупцией, показал, что уровень участия общества в данном процессе крайне высок.
Закрепление Статьей 56 Основного Закона конкретного правового статуса институтов гражданского общества, их видов (махалли, политические партии, движения, средства массовой информации, профессиональные союзы, общественные фонды и иные общественные объединения граждан), их целей (защита прав, свобод и законных интересов граждан, демократических ценностей, содействие достижению социальных и культурных целей, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей общества) послужит реализации возможностей широкой общественности в борьбе с коррупцией, формированию активной позиции граждан в этом вопросе, осуществлению эффективного общественного контроля.
Во-вторых, предлагается включить в совместные полномочия Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса рассмотрение ежегодного Национального доклада о борьбе с коррупцией в Республике Узбекистан. Данное предложение расширит возможности для эффективной реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
В-третьих, для обеспечения участия парламента в назначении и освобождении от должности директора Агентства по противодействию коррупции верхней палате – Сенату передается полномочие утверждать указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности директора вышеуказанного агентства. Это, в свою очередь, обеспечит подотчетность Агентства по противодействию коррупции перед парламентом.
Из этого можно сделать вывод, что включение антикоррупционных норм в нашу Конституцию будет служить повышению активности, возможностей и ответственности граждан, общества, парламента и Агентства по противодействию коррупции в данном процессе.
Фарход ПРИМОВ,
доктор философии по юридическим наукам, доцент.
УзА