За последнее десятилетие произошел глобальный переход от транспортных средств, работающих на топливе, к электромобилям.
Норвегия лидирует среди стран, где электромобили пользуются наибольшей популярностью. В прошлом году на долю электромобилей пришлось 86,2 процента автомобилей, проданных в стране. Этот показатель достиг 45 процентов в Швеции и 29,8 процента в Нидерландах.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, за последние четыре года в Узбекистан из зарубежных стран привезли 992 электромобиля, а в этом году - 1314 электромобилей.
По мнению специалистов, двигатель электромобилей не выбрасывает в окружающую среду вредных газов. Самое главное, за счет своей электрической мощности он снижает расход условного топлива в 33 раза. Если электромобиль заряжать дома, километр будет стоить в среднем 45 сумов. Еще одно преимущество заключается в том, что при столкновении электромобиль автоматически остановится в результате отключения аккумулятора датчиком столкновения. Кроме того, его надежность выше из-за меньшего количество запасных частей. Гражданам предоставлен ряд льгот на импорт электромобилей в Узбекистан. Однако...
ПОЧЕМУ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ НЕ ПОПУЛЯРНЫ В УЗБЕКИСТАНЕ?
О каких же льготах шла речь?
В соответствии с постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года с 1 января 2019 года ввозимые электрокары были освобождены от импортных пошлин, а с июля — еще и от акцизного налога.
Однако имеется много проблем, связанных с ценами на электромобили. На данный момент при ввозе легкового электромобиля из-за границы уплачивается таможенный сбор в размере 20 евро и налог на добавленную стоимость в размере 15 процентов. Хотя электромобиль освобожден от таможенной пошлины, налог на добавленную стоимость, который составляет 15 процентов от стоимости автомобиля, дорожные сборы и оформление, несомненно, повышают его цену. Например, электромобили Hyundai Kona продаются в автосалонах Узбекистана примерно за 35 тысяч долларов. Другой автомобиль, стоимостью 15 000 долларов в Китае, в Узбекистане будет стоить 28 000 долларов.
У многих возникают проблемы с поиском запасных частей на этот автомобиль, не хватает зарядных станций, не у всех есть условия для зарядки дома, не хватает мастеров, которые разбираются в электромобилях. Кроме того, спустя два года вы не сможете продать электромобиль за ту цену, за которую приобрели. Цена будет ниже на 10-20 %.
Электромобили начали ввозить в Узбекистан в 2018 году, а первую зарядную станцию установили в 2020 году. В октябре 2020 года первая многорежимная зарядная станция для электромобилей была установлена сетью супермаркетов Makro в Узбекистане. После этого Узбекистан появился на «Plugshare» — на карте мира, где показаны места зарядки электромобилей по всему миру. Согласно карте «Plugshare», теперь в Узбекистане насчитывается более 50 станций. Они установлены в нашей столице, Ташкентской, Самаркандской, Каршинской, Наманганской, Кокандской, Ферганской и Навоийской областях. Но этого недостаточно.
Если вы хотите поехать из Ташкента в Нукус, вы сможете зарядить машину только в Булунгурском районе Самаркандской области. Расстояние составляет почти 300 километров. Не все электромобили смогут доехать. Когда найдете устройство, придется подождать еще как минимум три часа. Он преодолевает расстояние в 500 километров с полной энергией. Среднее время, необходимое для полной зарядки, составляет 5-7 часов.
На местных станциях быстрой зарядки вам не придется ждать даже 30 минут. Однако водители электромобилей утверждают, что на зарядных станциях областей им приходится стоять в очереди двое суток. Самой большой проблемой является отсутствие зарядных станций для электромобилей. Пока электромобили удобны в городе.
ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТАНЦИИ...
Почему же не создается больше станций зарядки для электромобилей? Предприниматели, построившие зарядную станцию, не смогут увеличить цену на электроэнергию, чтобы получить прибыль.
– Мы не можем покупать электроэнергию у государства за 450 сумов и продавать ее с прибылью, — говорит предприниматель из Ташкента Джамал Нурматов. - Это запрещено законодательством. Тогда какая мне выгода покупать зарядную станцию за тысячу долларов, привозить ее в Узбекистан и устанавливать? Кроме того, нужны средства на асфальтирование площадки, прокладку кабеля и оснащение зарядной площадки.
Министерствам, бюджетным организациям и местным хокимиятам было предложено к 2025 году заменить как минимум 10 процентов, а к 2030 году все служебные автомобили на электромобили.
В качестве решения этих проблем упоминалось о льготах и субсидиях, направленных на строительство автостоянок. Однако по словам предпринимателей, они еще не воспользовались этими преимуществами и возможностями. Единственное решение проблемы — содействие предпринимателям в установке зарядных станций, открытии бесплатных зарядных станций. Словом, отсутствие зарядных станций для электромобилей по всей нашей стране — один из факторов, препятствующих популяризации электромобилей.
В целях устранения этой проблемы 28 марта текущего года между Комитетом по вопросам экологии и охраны окружающей среды и компанией «Мегаватт Моторс» был подписан меморандум. Проект будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства и предусматривает создание через каждые 100 километров по Узбекистану станций зарядки электромобилей. С реализацией проекта будут устранены все вышеперечисленные проблемы, а электромобили станут популярными.
Шахноза Маматуропова, УзА.